Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ


Авторы: Карпова Татьяна Геннадьевна, Татьяна Геннадьевна Карпова
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № и127"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Карпова Татьяна Геннадьевна, учитель английского языка

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 127», г. Барнаул

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности обучения

иностранным языкам учащихся с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ).

Описываются

методы

и

подходы,

которые

способствуют

адаптации учебного процесса к потребностям этих учащихся, учитывая их

физические

и

психологические

особенности.

Приводятся

примеры

использования дифференцированных методов обучения, индивидуальных

образовательных маршрутов и технологий, обеспечивающих доступность и

эффективность изучения иностранных языков для учащихся с ОВЗ.

Ключевые слова: учащиеся с ОВЗ, иностранные языки, адаптация,

дифференцированные методы, индивидуальный подход, доступность.

Обучение

иностранным

языкам

учащихся

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого внимания и адаптации

образовательного процесса к их индивидуальным потребностям. Учащиеся с

различными

нарушениями

слуховыми,

зрительными,

речевыми,

двигательными или когнитивными — нуждаются в особых подходах,

которые помогут им успешно осваивать учебный материал и развивать

коммуникативные навыки на иностранном языке.

Основной принцип обучения учащихся с ОВЗ — это создание

индивидуальных

образовательных

маршрутов,

которые

учитывают

возможности и потребности каждого ребёнка. Это может включать как

изменение форм и методов подачи материала, так и использование

специализированных технологий. Например, для учащихся с нарушениями

слуха важно использовать визуальные средства, такие как субтитры или

жестовый язык, а для учащихся с нарушениями зрения — аудиоматериалы и

шрифт

Брайля.

Каждый

студент

должен

получать

поддержку,

соответствующую

его

потребностям,

что

делает

процесс

обучения

максимально комфортным и эффективным.

Использование дифференцированных методов обучения позволяет

адаптировать учебные задания и требования к возможностям учащихся с

ОВЗ. Например, для учащихся с задержками психического развития задания

могут быть упрощены, а время на выполнение — увеличено. Для учащихся с

нарушениями

речи

важны

упражнения,

направленные

на

развитие

фонетической осведомленности и произношения. Дифференциация обучения

позволяет каждому учащемуся двигаться в своем темпе и достигать успехов в

изучении иностранного языка.

Технические средства обучения играют важную роль в обучении

учащихся с ОВЗ. Программное обеспечение для синтеза речи, субтитры,

тактильные экраны и другие адаптивные технологии делают учебные

материалы доступными для всех категорий учащихся. Например, для

учащихся с нарушениями зрения можно использовать аудиокниги или

специализированные программы, которые преобразуют текст в речь.

Технические средства помогают устранить барьеры в обучении и сделать

изучение иностранного языка доступным для всех.

Проектная деятельность также может быть адаптирована для учащихся

с ОВЗ. Важно учитывать, что такие учащиеся могут испытывать трудности с

некоторыми аспектами групповой работы, поэтому задания должны быть

структурированы таким образом, чтобы каждый студент мог принять участие

в соответствии с его возможностями. Например, учащиеся с нарушениями

слуха могут выполнять визуальные проекты, а учащиеся с когнитивными

нарушениями — задания, связанные с простыми и понятными задачами,

требующими пошагового выполнения.

Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в

обучении учащихся с ОВЗ. Преподаватели и специалисты по коррекционной

педагогике должны работать совместно, чтобы обеспечить не только

академическую

поддержку,

но

и

эмоциональную,

помогая

учащимся

чувствовать себя уверенно и комфортно в учебной среде. Важно также

создавать позитивную мотивацию, развивать у учащихся уверенность в своих

силах и поощрять даже небольшие успехи.

Интерактивные

технологии

и

мультимедийные

ресурсы

могут

значительно облегчить процесс обучения иностранным языкам для учащихся

с ОВЗ. Например, использование интерактивных приложений, где учащиеся

могут тренировать лексику, грамматику и произношение в удобном для них

темпе, помогает закрепить материал и способствует развитию языковых

навыков. Программы с обратной связью, адаптированные для учащихся с

различными нарушениями, помогают лучше усваивать материал и повышать

уровень вовлечённости в учебный процесс.

На основании проведенной работы можно предположить, что обучение

иностранным языкам учащихся с ОВЗ требует индивидуализированного

подхода и использования специализированных методов и технологий,

направленных

на

преодоление

барьеров

в

обучении.

Сочетание

дифференцированных методов, технических средств и психологической

поддержки

позволяет

создавать

эффективные

условия

для

изучения

иностранного языка и успешной социализации учащихся с ОВЗ.

Список литературы

1. Бондарева, А. В. Реализация инклюзивного образования на уроках

английского языка в общеобразовательной школе / А. В. Бондарева. — Текст:

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 471-474.

2. Щербатова, Н. Г. Использование образовательных технологий в

работе с детьми с ОВЗ / Н. Г. Щербатова. — Текст: непосредственный //

Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 631-634.



В раздел образования