Автор: Казанцева Любовь Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д/с №7 "Звездочка"
Населённый пункт: город Олекминск, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика дисграфии у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Профилактика дисграфии у дошкольников.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с
чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо
справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше
сообразительности.
Дисграфия – это расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам
можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки,
которые они делают при письме, в основном не связаны с правилами орфографии и не
являются единичными, а встречаются часто. Они называются специфическими: пропуск
согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких
по звучанию и по написанию; в правописании предлогов допускают ошибки трех видов:
1) слитное написание предлога со следующим за ним словом (“кморю”,
“подстол”); 2)графически неправильное написание предлога (“ис кувшина”, “нат
пальто”); 3)пропуск предлога (“прыгнул воду”, “подошёл костру”).
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи,
отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в
овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную
роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает
общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Коррекция
нарушения письма требует длительного времени и большого напряжения сил учащихся.
Поэтому, однo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия - раннее
распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития.
Важнo не пoзднее 3-4 лет прoверить у ребенка сoстoяние слухoвoй
дифференциации звукoв речи. Если oна затруднена, тo неoбхoдимo приступить к её
развитию. Эта рабoта oбязательнo дoлжна быть закoнчена дo начала oбучения
грамoте.
Надo преoдoлевать звукoвые замены в речи, сфoрмировать кинестетические oбразы
звукoв, чтoбы при внутреннем прoгoваривании прoисхoдила oпoра на правильную
артикуляцию звукoв.
Кoррекция нарушений слoгoвoй структуры –этo oдна из причин вoзникнoвения
дисграфии и дислексии у шкoльникoв.
Фoрмирoвание у детей прoчных грамматических стереoтипoв, которые являются
oтправнoй тoчкoй в деле пoстепеннoгo oвладения ребёнкoм грамматическими
нoрмами языка.
Развитие зрительнo- прoстранственных представлений.
Прoведение анализа сфoрмирoваннoсти психoлoгическoй базы речи.
Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью
проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания
школьных программ с каждым годом становится всё актуальнее.
Большое количество детей, имеющих нарушения письменной речи, заставляет
специалистов задуматься о необходимости принятия каких- либо профилактических мер
на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования предпосылок,
необходимых для нормального овладения письмом и чтением в период дошкольного
детства.
Основополагающими компонентами (а следовательно, и необходимыми предпосылками)
для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребёнка слухового
восприятия, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи,
психических процессов. Сбой в формировании названных сторон развития может
послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом.
Какие же методы, приёмы, задания можно использовать с дошкольниками с целью
профилактики дисграфии?
Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие
целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения
направления звука: "Где позвонили", "Часовой", "Жмурки с голосом"; различения силы и
громкости звука: "Тихо- громко!", "Улавливай шёпот", Необходимо развивать у ребёнка
чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками,
отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким
образом, мы развиваем и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребёнка.
Для развития фонематического слуха ребенка следует обучать сравнению простых
фраз; выделения и запоминанию определенных слов в ряду других ( сходных по
звуковому составу, различных по составу); учить подбирать картинки, соответствующие
словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других
звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому
составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но
разные по смыслу, показать картинки с изображением предметов, называющимися
словами - квазиомонимами. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать
придумать предложения со славами - квазиомонимами.
Развитие зрительного восприятия с целью профилактики нарушений чтения и
письма, должно быть направлено на формирование следующих умений и навыков:
умение анализировать предмет, его изображение, процессы соизмерения, составление
картинки, разрезанной на части, конструирование по образцу, по предоставлению
(например, из палочек), умение видеть графему и ее точное расположение, запоминание
элементов букв, различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
дописывание элементов букв и т.д. Для этого детям предлагаются следующие задания:
"Назвать предметы по их контурам", "Назвать и дорисовать недорисованные предметы",
"Назвать перечеркнутые изображения", "Выделить предметные изображения, наложенные
друг на друга", "Определить, что неправильно нарисовал художник", "Распределить
предметы по величине" (учитывая реальные размеры), "Запомни рисунок", "Цифровая
таблица", "Подбор картинок к определенному цветовому фону" (детям предлагаются
фоны ("лужайки") разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с
изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа; цыпленка, репы, дыни;
мака, помидора, клубнике; сливы, василька, сине ленты; дается задание положить
картинку на свою "лужайку") и т.д. Кроме того, нужно учить детей находить
недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе.
В этом могут помочь игры типа: "Что пропало?", "Что прибавилось?", "Сделай, как было".
Моторно-двигательное развитие детей включает в себя формирование крупной и мелкой
моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти,
переключаемости движений и самоконтроля, произвольного торможения, статической и
динамической координации движений, пространственной организации движений)
подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка.
Очень эффективным приемом формирования тактильной и кинестетической
чувствительности пальцев и кистей рук у детей, является "пальчиковый бассейн" -
коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру –
например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью. С помощью этого
приспособленья можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы
без подключения зрительного анализатора; учить управлять движением пальцев и кистей
рук; развивать кинестетические ощущения, давая задание погрузить кисть в наполнитель
"бассейна" и принять заданное положение и др., пальчиковую гимнастику. Формировать у
детей умение и навыки работать на развитие устной речи с целью профилактики
дисграфии, предполагает осуществление комплексной работы, направленной на
формирование каждого ее компонента. Необходимо развивать у ребенка все стороны
динамической и просодической организации речи: формировать речевое и неречевое
дыхание (учить произносить на едином выдохе длинную фразу, извлекать длительный
звук из любого духового инструмента, поддувать пушинки, листики бумаги, не давая им
упасть и т.д.); учить ребенка регулировать способ дыхания (следить за движением
ворсинок ваты поднесенной к носу; удерживать набранную в рот воду максимальное
время и т.п.); развивать ритмичность и выразительность речи; учить управлять тембром,
силой и высотой собственного голоса (например, в играх "Успокой куклу", "Эхо", "
Перебежки").
Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет
полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.