Напоминание

"Здоровьесберегающие игры для детей дошкольного возраста с детьми с задержкой психического развития"


Авторы: Климентьева Елена Викторовна, Завгородняя Оксана Ивановна
Должность: Воспитать, логопед-дефектолог
Учебное заведение: МОУ ДЕТСКИЙ САД № 5 "ОЛИМПИЯ"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие игры для детей дошкольного возраста с детьми с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие игры - для детей

дошкольного возраста с детьми с задержкой

психического развития.

Составили:

Воспитатель Климентьева Е.В.

Логопед-дефектолог Завгородняя О.И.

Здоровьесберегающие игры - для детей дошкольного возраста с

детьми с задержкой психического развития.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и

обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и

здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического

и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение -

важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение

здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного

образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового

образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья

воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности

осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и

умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности,

позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового

образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачи:

способствует повышению речевой активности;

развивает речевые умения и навыки;

снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

активизирует познавательный интерес;

улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного

вида деятельности на другой.

укрепления здоровья детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно

усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную

активность ребенка, я выделила для себя следующие направления в работе:

сохранение и укрепление физического здоровья ребенка;

сохранение и укрепление психологического (эмоционального) здоровья ребенка;

пропаганда и продвижение здорового образа жизни в сознание родителей.

1.

Кинезиологические упражнения

(А.Л. Сиротюк)

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные

структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее

изменения. Эти упражнения необходимы для становления многих психических процессов.

Позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей

его мозга.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы

возможностей его мозга.

2.

Алфавит телодвижений,

разработанный С.И. Веневцевым, используемый в

подготовительной группе, состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих

буквы алфавита.

Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные

движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируют ту или иную позу, называют

изображаемую букву.

3. Биоэнергопластика

-

содружественное взаимодействие руки и языка.

Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановке

звуков, активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и

артикуляционной моторики. (есть красная варежка, которая олицетворяет язычок,

надевая, которую ребёнок выполняет гимнастику для язычка.) - Улучшается речь не

только речь, но

кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервация;

подвижность артикуляционных органов;

укрепляется мышечная система языка, губ, щёк;

уменьшается спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

4.

Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения

(Е.А. Алябьевой)

Эти упражнения развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение у

детей.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес,

повышает эмоциональный тонус.

5. Динамические паузы

,

в сочетании с речевым материалом

.

Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного

напряжения. (физминутки на каждом занятии). Эта форма двигательной нагрузки является

необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения

здоровья детей.

6. Игры с мячом:

а) Направленные на развитие мелкой моторики.

б) Направленные на развитие координации движений, способствующие развитию

познавательных процессов.

в) Направленные на развитие ориентировки в пространстве.

7. Пальчиковый игротренинг

- развивает мелкую моторику рук;

- стимулирует речевое развитие;

- повышает работоспособность головного мозга;

- оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.

8. Дыхательная гимнастика

-

Стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы.

-

Профилактика простудных заболеваний;

-

возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц,

координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается

функциональная деятельность всех органов и систем организма.

9. Релаксация

-

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение

мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

-

Снимает напряжение, чувство беспокойства.

-

Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства,

ощущения.

10. Гимнастика для пальчиков.

-

Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с

предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.(су-

джок, массажные мячики, колючие коврики, игры с прищепками и крышками,

со счётными палочками.)

11. Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики

.

- Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие.

- Улучшение произносительных навыков.

12. Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры.

Стимулирование и активизация мышечного тонуса, укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация

мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под

воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым,

более благотворно развивается речевая функция.

13. Игры с нейропланшетом с мешочками.

В данном пособии собран ряд заданий и игр, способствующих развитию и активизации

познавательных процессов как: внимание, память, мышление, воображение, речь,

развитие межполушарного взаимодействия, пространственной ориентации и

зрительной координации.

Здоровье так же «заразительно», как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель

нашей работы. А постоянная забота о здоровье детей, может и должна приобрести

характер закона, определяющего действия педагога.



В раздел образования