Напоминание

"Трансформация дошкольного образования от отечественных традиций к построению современного дошкольного образования"


Автор: Каменских Ирина Владимировна
Должность: Руководитель ОСП 2
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: ГО Ревда
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Трансформация дошкольного образования от отечественных традиций к построению современного дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГО Ревда

МАДОУ детский сад № 39

Руководитель ОСП 2

Каменских И.В.

Трансформация дошкольного образования: от отечественных традиций к

построению современного дошкольного образования

1. Система дошкольного образования

Российская система дошкольного образования… является уникальной с точки зрения

государственных гарантий, с точки зрения доступности и с точки зрения воспитательных и

образовательных компонентов. Национальный проект «Образование», продолжает и

развивает эти традиции, все направления нац. проекта направлены на то, чтобы создать

условия чтобы ребёнок мог реализовать свой потенциал, свои возможности.

2. Направленность отечественной системы дошкольного образования

направлена на:

развитие общей культуры подрастающего поколения;

усвоение ребёнком нравственных ценностей и культурных основ поведения;

развитие эстетических основ поведения;

усвоение моральных норм и принципов социального поведения;

поддержание и укрепление здоровья детей;

создание условий для последующего интеллектуального обучения и развития.

Дошкольное образование реализуется на основе федеральной образовательной

программы дошкольного обучения в соответствии с установленными требованиями

федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Используя систему методов, инструментов и форм взаимодействия с дошкольниками

педагогический коллектив создает условия направленные на развитие и воспитание личности

ребенка в различных образовательных областях.

3. Современные траектории развития дошкольного образования

Ориентация

на

традиционные

ценности

отечественной

системы

ДО

и

ее

инновационное развитие.

Предлагаю рассмотреть 2 понятия, что такое традиция и инновация.

Традиция – «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение

идеи, взгляды, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения»

Инновация, то есть, нововведение – комплексный процесс создания, распространения,

внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции для

удовлетворения человеческих потребностей.

Эти два понятия взаимодополняют друг друга, любая традиция – это начало новой

новации и всякая инновация завершается традицией.

Отсюда и возникает проблема соотношения, сочетания традиций и инноваций.

В нашем детском саду педагоги в работе с детьми активно используют как

традиционные методы, так и инновационные. Современное образование делает акцент на

приобщение воспитанников к духовно-нравственным ценностям, к культурному наследию;

патриотическое и гражданское воспитание, экологическое воспитание, формирование

культуры здорового образа жизни, трудовое воспитание. Эти аспекты воспитанная в

последние годы были утрачены. Возрождая культуру, приобщая детей к бережному

отношению к природе, формируя понятие здорового образа жизни патриотическое и

гражданское воспитание в нашем детском саду осуществляется в рамках Инновационной

деятельности. В детском саду функционирует инновационная площадка «Формирование

социальной грамотности в ДОО: начальный этап».

Направления деятельности инновационной:

1.

Формирование основ природной и социальной экологической грамотности.

2.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

3.

Формирование основ финансовой культуры.

4.

Формирование идентичности личности

Педагогами разработаны проекты, программы по реализации данного направления.

По направлению «Формирование основ природной и соцальной экологической грамотности»:

проект «Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»;

проект «Формирование основ экологического сознания дошкольников».

По направлению «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»:

проект «Развитие культуры здорового образа жизни у старших дошкольников с ЗПР с

использованием инновационных здоровьесберегающих технологий «Если хочешь быть

здоров»;

программа «Бадминтон» для детей

разновозрастной группы компенсирующей

направленности 5-7 лет.

По направлению «

Формирование

основ финансовой культуры»:

проект «Юный экономист».

По направлению «Формирование идентичности»

Адоптированная

дополнительная

общеразвиающая

программа

социально-

гуманитарной направленности «Русская Изба» для детей с ОВЗ и инвалидностью с 5 до 7

лет.

В рамках площадки проходят различные мероприятия. Акции, праздники, и т.д.

Трудовое воспитание осуществляется в рамках ОП ДО с использованием технологии

«Детский сад дом радости». Центральным содержание программы труд определяется как

система знаний о труд взрослых, труд понимается как целенаправленная деятельность

человека. Учатся раскрывать закономерности в любом виде трудовой деятельности

взрослых. Учатся находить связи между разными видами труда. В младшем возрасте мы

формируем

трудовую

деятельность

как

самодеятельность

в

отдельных

видах:

самообслуживание и хозяйственно-бытовая деятельность. В среднем возрасте формируем

некоторые виды трудовой деятельности на уровне самостоятельности и творчества. В

старшем возрасте дети моделируют игровую ситуацию, выстраивают систему действий и

проигрывают ее. Учатся различным способам сотрудничества.

Современные технологии развиваются с огромной скоростью. Уже выросло новое

цифровое поколение; возникли новые цифровые технологии, изменились образовательные

технологии – началась цифровизация образования. Она обусловлена тем, что происходит

сближение цифровых и образовательных технологий.

С целью расширения кругозора детей и развития их творческих способностей в

учреждении

организованы

дополнительные

образовательные

услуги

по

программам

дополнительного образования: Программа «МультиМир» - ориентирована на воспитанников

с 6 лет до 7 лет. Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании

анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов

деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую,

познавательно-исследовательскую,

музыкально-художественную,

а

также

чтение

художественной литературы.

В нашем детском саду созданы условия для комфортной жизнедеятельности и

развития ребенка.

В процессе работы обновлена предметно-пространственная среда: в группах созданы,

доработаны тематические игровые уголки, разработаны дидактические игры, подобраны

тематические

картинки.

Разработаны

программы

по

реализации

инновационной

деятельности, разработаны планы реализации данной программы. К ним разработаны

конспекты занятий, мероприятий, методические материалы, которые педагоги, в течении

учебного года представляли педагогическому сообществу. Разработаны дидактические

игры, подобраны тематические сборники игр.

4. Компетентность педагога

Безусловно важным, в ситуации современного образования является развитие

профессиональных качеств педагога. В нашем ДОУ выстроена работа ориентированная на

совершенствование

педагогических

навыков,

повышение

уровня

профессионального

развития педагогов.

Компоненты профессионального развития педагогов

1.

Система повышения квалификации педагогов.

2.

Аттестация педагогических работников на соответствие ими своей должности и её

требованиям.

3.

Самообразование педагогов.

4.

Участие в методической деятельности.

5.

Участие в научно-исследовательской педагогической деятельности,

экспериментальных разработках, конкурсах, конференциях, экспертных оценках.

6.

Использование в работе передового педагогического опыта и освоение

инновационных педагогических технологий.

С целью популяризации профессии воспитателя, наш детский сад тесно сотрудничает

с педагогическим колледжем, студенты посещают открытые занятия, а также проводят

занятия в рамках педагогической практики. Тем самым происходит обмен опытом и

самообразование как студентов так и педагогов ДОУ.

5. Взаимодействие с родителями

Важной и актуальной задачей государственной политики является формирование

осознанного и ответственного родительства. Задачей детского сада является донести до

родителей

своих

воспитанников

важную

информацию,

организовать

психолого-

педагогическое

просвещение,

которое

поможет

стать

и

ощущать

себя

хорошими

родителями.

На базе нашего детского сада функционирует инновационная площадка «Социальное

партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских

ценностей и традиций».

В рамках площадки реализуются

следующие направления

взаимодействия детского сада и семьи:

- Взаимодействие детского сада и семьи по сохранению и трансляции культурных

традиций семейного воспитания.

- Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей раннего и

дошкольного возраста.

- Творческие семейные проекты по изучению российских традиций воспитания и

образования.

6. Вывод

Сохранение и возрождение национальных традиций является одним из приоритетных

направлений образования в России. Это позволит способствовать формированию духовно-

нравственной культуры каждого человека в отдельности и общества в целом.

Цель и ценность дошкольного образования – это становление и развитие личности в

ее индивидуальности, уникальности и неповторимости.



В раздел образования