Напоминание

« Внедрение элементов ТРИЗ - технологий в познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста»


Авторы: Ольга Александровна Оника, Оника Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2083
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: « Внедрение элементов ТРИЗ - технологий в познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-

ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является одной

из

современных

образовательных

технологий,

направленных

на

развитие

творческого

мышления

и

креативных

способностей.

Использование

элементов

ТРИЗ

в

образовательной

деятельности

детей

старшего

дошкольного

возраста

способствует

развитию

их

познавательных процессов, таких как внимание, память, логическое и

образное мышление, воображение.

Цель

данной

методической

разработки

-

рассмотреть

возможности

внедрения

элементов

ТРИЗ-технологий

в

познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста,

а также предложить конкретные методы и приемы для использования

в образовательном процессе.

Задачи:

Ознакомить

педагогов

с

основными

принципами

ТРИЗ-

технологий.

Описать

возможные

методы

внедрения

элементов

ТРИЗ

в

работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработать

примеры

образовательных

игр

и

занятий

с

использованием ТРИЗ-технологий.

Определить

методы оценки

результатов применения

ТРИЗ

в

образовательной деятельности.

Основные принципы ТРИЗ-технологий

ТРИЗ

-

это

комплекс

методов

и

приемов,

направленных

на

развитие

творческого

мышления.

В

основе

ТРИЗ

лежит

идея

системного подхода к решению проблем и задача формирования у

детей навыков поиска нестандартных решений.

Принципы ТРИЗ:

Системность мышления - умение видеть проблему в контексте и

учитывать взаимосвязи между объектами.

Противоречия

-

решение

задач

через

поиск

и

устранение

противоречий.

Идеальный конечный результат - ориентирование на идеальное

решение

задачи,

когда

проблема

решается

без

дополнительных

ресурсов.

Метод

фокальных

объектов

-

использование

свойств

одного

объекта для решения задачи другого.

Изменение

размеров

и

формы

объектов

-

способность

к

изменению характеристик объектов для решения задач.

Внедрение элементов ТРИЗ в познавательную деятельность

Методы

внедрения

ТРИЗ

в

образовательную

деятельность

старших дошкольников:

Игра «Что если?»

Цель: развитие воображения и умения предлагать необычные

решения.

Пример: «Что если бы у машин не было колес? Как они могли бы

передвигаться?»

В ходе игры дети предлагают различные варианты, обсуждают

их и выбирают наиболее интересные.

Решение изобретательских задач

Пример задачи: «У человека есть зонт, но он не может его нести,

так как заняты руки. Как можно решить эту проблему?»

Дети

могут

предлагать

различные

решения,

например,

придумать зонт, который крепится на голову, или использовать его как

часть одежды.

Игра с противоречиями

Пример: «Книга должна быть большой, чтобы в ней было много

информации, но она должна быть маленькой, чтобы ее было удобно

носить».

Задача

детей

-

предложить

варианты

решения

этого

противоречия,

например,

использование

электронной

книги

или

создание книг с тонкими страницами.

Создание моделей идеального решения

Педагог

предлагает

детям

описать,

как

выглядит

идеальное

решение той или иной задачи. Например, «идеальный дом», который

и теплый, и воздушный. Этот метод развивает навыки системного

мышления и позволяет детям представить решение без ограничений.

Примеры занятий с использованием ТРИЗ-технологий

Тема: «Изобретатели и их открытия»

Цель:

познакомить детей с

изобретениями и

предложить

им

решить задачу на базе полученных знаний.

Этапы:

Введение в тему (рассказ о знаменитых изобретениях).

Игра «Изобретатели» (дети предлагают свои идеи для новых

предметов или улучшения существующих).

Рефлексия (обсуждение предложений и выбор лучших идей).

Тема: «Мир вокруг нас» (развитие экологического сознания)

Задание: «Представьте, что вы изобретатели, которые должны

создать устройство для очистки воздуха в городе».

Дети предлагают варианты, обсуждают их в группах, моделируют

из подручных материалов прототипы своих изобретений.

Оценка результатов внедрения ТРИЗ-технологий

Для

оценки

эффективности

внедрения

элементов

ТРИЗ

в

познавательную

деятельность

дошкольников

можно

использовать

следующие методы:

Наблюдение

за

детьми

в

ходе

занятий

(анализ

активности,

уровня вовлеченности, оригинальности предлагаемых решений).

Диагностические

игры

и

задачи,

направленные

на

проверку

уровня развития творческого мышления.

Анкетирование родителей и педагогов для выявления изменений

в поведении и мышлении детей.

Заключение

Внедрение

элементов

ТРИЗ

в

познавательную

деятельность

старших

дошкольников

способствует

развитию

у

них

креативного

мышления, способности решать нестандартные задачи и видеть мир в

системном

контексте.

ТРИЗ-технологии

делают

образовательный

процесс

более

интересным,

увлекательным

и

продуктивным

для

детей,

что

способствует

их

успешной

подготовке

к

школьному

обучению и дальнейшей жизни.



В раздел образования