Автор: Чех Елена Марковна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО ДШИ "Берегиня"
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: методический доклад
Тема: Современные педагогические технологии обучения хореографии детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
Чех Елена Марковна
преподаватель хореографии
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Бердска
Детская школа искусств «Берегиня»
Новосибирская область
Современные педагогические технологии обучения хореографии
детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация.
Для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
занятия
хореографией
предоставляют
уникальные
возможности
для
личностного роста, интеграции и творческого поиска. Однако работа с детьми с
ограниченными
возможностями
в
хореографии
требует
тонкого
подхода,
учитывающего их физические, когнитивные и эмоциональные потребности. В
этом
докладе
будут
рассмотрены
некоторые
современные
педагогические
технологии и стратегии обучения хореографии, адаптированные для детей с
ограниченными возможностями.
Ключевые слова: обучение детей с ОВЗ, хореография, педагогические
технологии.
Введение
Хореография является одним из самых доступных и эффективных видов
двигательной активности, способствующих физическому, эмоциональному и
социальному развитию
детей.
Для
детей
с
ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) занятия хореографией предоставляют уникальные возможности
для личностного роста, интеграции и творческого поиска. Однако работа с
детьми
с
ограниченными
возможностями
в
хореографии
требует
тонкого
подхода,
учитывающего
их
физические,
когнитивные
и
эмоциональные
потребности. В этом докладе будут рассмотрены некоторые педагогические
технологии и стратегии обучения хореографии, адаптированные для детей с
ограниченными возможностями.
2
В данном вопросе необходимо понимание роли инвалидности ребенка в
занятиях
хореографией.
Дети
с
ограниченными
возможностями
могут
сталкиваться
с
целым
рядом
проблем,
которые
в
широком
смысле
подразделяются на:
физические
недостатки:
состояния,
влияющие
на
подвижность
(церебральный паралич, мышечная дистрофия и др.);
когнитивные
нарушения:
состояния,
влияющие
на
интеллектуальное
функционирование или способность к обучению (синдром Дауна, аутизм,
интеллектуальные нарушения);
сенсорные нарушения: нарушения, связанные со зрением или слухом;
эмоциональные или поведенческие отклонения: состояния, влияющие на
эмоциональную
регуляцию
или
поведение
(СДВГ,
тревожные
расстройства).
Основная
цель
моей
педагогической
работы
с
детьми
с
ОВЗ
-
способствовать физическому, когнитивному, социальному и эмоциональному
развитию. Создавая структурированную, но в то же время творческую среду на
уроках
танца,
я
позволяю
детям
самовыражаться,
совершенствовать
двигательные
навыки
и
координацию,
укреплять
уверенность
в
себе
и
развивать чувство сопричастности и вовлеченности. Цель состоит в том, чтобы
улучшить
их
общее
самочувствие,
адаптируя
процесс
обучения
к
их
уникальным потребностям и способностям.
Для
достижения
поставленной
цели
необходимо
решить
следующие
задачи:
1.
Физическое развитие:
развить двигательные навыки, равновесие, координацию и гибкость;
повысить
силу
и
выносливость,
поощряя
движение
в
пределах
физических возможностей ребенка;
способствовать осознанию своего тела и контролю над ним с помощью
структурированных двигательных упражнений.
2.
Когнитивное развитие:
развить
память,
концентрацию
и
внимание
с
помощью
хореографических последовательностей и паттернов;
3
развить навыки решения проблем и принятия решений, позволяя детям
исследовать движение и творческое самовыражение;
способствовать
когнитивной
обработке
с
помощью
ритмичных
и
повторяющихся танцевальных действий.
3.
Эмоциональное и социальное развитие:
укреплять самооценку и уверенность в себе, отмечая индивидуальные
успехи и достижения детей в танцах;
поощрять
эмоциональное
самовыражение
с
помощью
творческих
движений, помогая детям управлять своими эмоциями;
развивать социальные навыки и умение работать в команде, участвуя в
групповых
мероприятиях,
способствуя
вовлечению
и
развивая
позитивные отношения со сверстниками.
Для решения данных задач и достижения цели необходимы новые методы
обучения. Несколько лет я искала и опробировала разные методы обучения, и
нашла
и
разработала
определенные
педагогические
технологии,
которые
позволяют
мне
успешно
обучать
и
развивать
детей
с
ОВЗ
через
занятия
хореографией.
Современные педагогические технологии. Специфика занятий.
Поговорим о некоторых из них.
Индивидуальное обучение
Детям с ограниченными возможностями часто требуется индивидуальный
подход в хореографии. Очень важно адаптировать танцевальные движения в
соответствии со способностями ребенка, чтобы задачи были выполнимыми, но
в то же время сложными. Например, ребенок с ДЦП может сосредоточиться на
движениях определенной части тела, в то время как ребенку с аутизмом могут
потребоваться
дополнительные
визуальные
подсказки,
чтобы
следовать
определенной последовательности.
Адаптация хореографических приемов
1.
Измененные
движения:
некоторые
дети
могут
не
выполнять
весь
диапазон движений, что требует от
педагога корректировки традиционных
танцевальных
па.
Например,
дети
с
ограниченной
подвижностью
могут
4
выполнять
измененные
движения
руками,
в
то
время
как
другие
могут
заниматься танцем сидя.
2. Упрощенные инструкции: Четкие, сжатые и повторяющиеся инструкции
помогают детям с когнитивными нарушениями понять шаги. Использование
наглядных пособий, словесных подсказок и демонстраций усиливает процесс
обучения.
Гибкая структура занятий
В
отличие
от
обычных
танцевальных
классов,
структура
занятий
хореографией для детей с ограниченными возможностями должна быть гибкой.
Это включает в себя:
1.
более короткие занятия: Дети с ограниченными возможностями могут
быстрее уставать или меньше концентрироваться. Более короткие уроки и
частые
перерывы
помогают
поддерживать
вовлеченность
и
избегать
разочарований;
2.
рутина
и
повторение:
использование
повторяющихся
движений
и
структурированных упражнений может помочь детям с проблемами в
развитии
или
когнитивными
проблемами
со
временем
освоить
хореографию.
Поведенческая и эмоциональная поддержка
У некоторых детей с ОВЗ во время занятий хореографией могут возникать
эмоциональные или поведенческие проблемы. Тогда педагогу следует:
- проявлять терпение и распознавать эмоциональные сигналы;
- использовать позитивное подкрепление для мотивации участия;
- нужно понимать, что сенсорная перегрузка, фрустрация или тревога
могут
проявляться
в
виде
деструктивного
поведения,
и
быть
готовым
к
успокаивающим стратегиям (например, тихое времяпрепровождение, движения
в медленном темпе и др.).
Стратегии успешного обучения
Дифференцированное обучение
Дифференцированное обучение является ключом к тому, чтобы обучать
разных учащихся. Это включает в себя:
5
1.
Варьирование
уровня
сложности:
представление
альтернативных
заданий или движений в зависимости от способностей каждого ребенка.
2. Использование вспомогательных технологий: Такие инструменты, как
визуальные графики, голосовые команды и вибрирующий метроном, могут
помочь детям следить за ритмом и последовательностью движений.
3. Поддержка сверстников: объединение детей в пары с приятелем может
улучшить взаимодействие со сверстниками и социальное развитие. Эта модель
поощряет совместное обучение и инклюзивность.
Среда для совместной работы
Важно
создать
инклюзивную
и
поддерживающую
среду.
Важно
поддерживать общение между другими педагогами, чтобы понять потребности
каждого ребенка. Кроме того, развитие сотрудничества со сверстниками может
способствовать социализации и командной работе.
Игровой и творческий подходы
Дети с ограниченными возможностями часто положительно реагируют на
игровое обучение, где творчество и фантазия превалируют над технической
точностью.
Этот метод:
поощряет свободу передвижения и возможность самовыражения;
снижает
нагрузку
при
выполнении
заданий
и
фокусируется
на
удовольствии;
вовлекает детей, которые могут испытывать трудности с традиционным
обучением.
Вовлечение родителей
Вовлечение
родителей
в
процесс
хореографии
может
способствовать
развитию
чувства
общности
и
поддержки.
Родители
могут
рассказать
о
предпочтениях
своего
ребенка,
его
моделях
поведения
и
любых
других
особенностях, которые
могут
способствовать
более
активному
участию.
А
также могут участвовать в танце совместно со своим ребенком.
Оценка и мониторинг прогресса
Отслеживание прогресса детей с ограниченными возможностями требует
гибкого подхода.
6
Здесь следует:
сосредоточиться на индивидуальном росте, а не на сравнении с другими.
использовать качественные оценки, такие как наблюдения и обратная
связь,
для
оценки
улучшения
движений,
координации,
социальных
навыков и эмоциональной вовлеченности.
регулярно корректировать цели в зависимости от прогресса ребенка,
следя
за
тем,
чтобы
ожидания
оставались
реалистичными
и
достижимыми.
Заключение
Занятия
хореографией
для
детей
с
ограниченными
возможностями
предоставляют жизненно важную возможность для физического, когнитивного
и эмоционального развития. Однако для педагогов по танцам крайне важно
применять
гибкий
индивидуальный
подход,
учитывающий
конкретные
потребности и способности каждого ребенка.
Уделяя
особое
внимание
потенциалу
ребенка,
адаптируя
методики,
технологии и создавая инклюзивную среду, хореография может стать мощным
инструментом
улучшения
самочувствия
и
личностного
роста
детей
с
ограниченными возможностями.
Благодаря творческому подходу, терпению и стремлению к инклюзивности
танец
может
стать
полезным
опытом
для
всех
детей,
независимо
от
их
способностей.
Список используемой литературы
1.
Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребѐнок — обычное детство. -
Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.
2.
Булкина Т.В.
В
объятиях
ласкового
«дауна»:
о
детях
с
синдромом
Дауна // Фактор. 1998.
3.
Воронцов Н.М. Закономерности развития детей и методы его оценки.
Учебно-методическое пособие. – Л., 1986.
4.
Давыдова Е.К. движение как сигнал. М., Наука, 1986.
5.
Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с
ОВЗ // Молодой ученый, 2016.
7
6.
Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р.
Гинзбурга
-
М.:
Издательство
«Институт
практической
психологии»,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 - 352 с. (Серия «Психологи отечества»).
7.
Иоффе М.Е. Механизмы двигательного обучения. М., Наука, 1991.
8.
Катаева
А.А.
Развитие
наглядного
мышления
у
детей
дошкольного
возраста с нарушениями слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П.Носко - вой.
- М., 1984.
9.
Коц Я.М. Организация произвольного движения. М., 1975.
10.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный
паралич:
коррекционная
работа
с
дошкольниками.
-М.:
«Книголюб»,
2008.
11.
Лях В.И. Координационные способности: Диагностика и развитие / В.И.
Лях. М.: Дивизион, 2006.
12.
Морозова
Н.Г.
Формирование
познавательных
интересов
у
детей
дошкольного
возраста
с
отклонениями
в
развитии.
Моторно-
висцеральные функции при различных режимах мышечной деятельности.
/ Сб.науч.тр., Алма-Ата, 1988.
13.
Мурыгина Г. П. «Развитие творческих способностей на начальном этапе
обучения
на
уроке
хореографии.
Роль
образно-игрового
метода
и
импровизации», Курск, 2013
14.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -
М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
15.
Проблемы физиологии двигательного аппарата. /Под ред. проф. Л.Н.
Зефирова, изд-во Казанского ун-та, 1992.
16.
Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с
дошкольниками. -М.: «Книголюб», 2008.