Напоминание

Современные педагогические технологии обучения хореографии детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Чех Елена Марковна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО ДШИ "Берегиня"
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: методический доклад
Тема: Современные педагогические технологии обучения хореографии детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад




Чех Елена Марковна

преподаватель хореографии

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Бердска

Детская школа искусств «Берегиня»

Новосибирская область

Современные педагогические технологии обучения хореографии

детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация.

Для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

занятия

хореографией

предоставляют

уникальные

возможности

для

личностного роста, интеграции и творческого поиска. Однако работа с детьми с

ограниченными

возможностями

в

хореографии

требует

тонкого

подхода,

учитывающего их физические, когнитивные и эмоциональные потребности. В

этом

докладе

будут

рассмотрены

некоторые

современные

педагогические

технологии и стратегии обучения хореографии, адаптированные для детей с

ограниченными возможностями.

Ключевые слова: обучение детей с ОВЗ, хореография, педагогические

технологии.

Введение

Хореография является одним из самых доступных и эффективных видов

двигательной активности, способствующих физическому, эмоциональному и

социальному развитию

детей.

Для

детей

с

ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) занятия хореографией предоставляют уникальные возможности

для личностного роста, интеграции и творческого поиска. Однако работа с

детьми

с

ограниченными

возможностями

в

хореографии

требует

тонкого

подхода,

учитывающего

их

физические,

когнитивные

и

эмоциональные

потребности. В этом докладе будут рассмотрены некоторые педагогические

технологии и стратегии обучения хореографии, адаптированные для детей с

ограниченными возможностями.

2

В данном вопросе необходимо понимание роли инвалидности ребенка в

занятиях

хореографией.

Дети

с

ограниченными

возможностями

могут

сталкиваться

с

целым

рядом

проблем,

которые

в

широком

смысле

подразделяются на:

физические

недостатки:

состояния,

влияющие

на

подвижность

(церебральный паралич, мышечная дистрофия и др.);

когнитивные

нарушения:

состояния,

влияющие

на

интеллектуальное

функционирование или способность к обучению (синдром Дауна, аутизм,

интеллектуальные нарушения);

сенсорные нарушения: нарушения, связанные со зрением или слухом;

эмоциональные или поведенческие отклонения: состояния, влияющие на

эмоциональную

регуляцию

или

поведение

(СДВГ,

тревожные

расстройства).

Основная

цель

моей

педагогической

работы

с

детьми

с

ОВЗ

-

способствовать физическому, когнитивному, социальному и эмоциональному

развитию. Создавая структурированную, но в то же время творческую среду на

уроках

танца,

я

позволяю

детям

самовыражаться,

совершенствовать

двигательные

навыки

и

координацию,

укреплять

уверенность

в

себе

и

развивать чувство сопричастности и вовлеченности. Цель состоит в том, чтобы

улучшить

их

общее

самочувствие,

адаптируя

процесс

обучения

к

их

уникальным потребностям и способностям.

Для

достижения

поставленной

цели

необходимо

решить

следующие

задачи:

1.

Физическое развитие:

развить двигательные навыки, равновесие, координацию и гибкость;

повысить

силу

и

выносливость,

поощряя

движение

в

пределах

физических возможностей ребенка;

способствовать осознанию своего тела и контролю над ним с помощью

структурированных двигательных упражнений.

2.

Когнитивное развитие:

развить

память,

концентрацию

и

внимание

с

помощью

хореографических последовательностей и паттернов;

3

развить навыки решения проблем и принятия решений, позволяя детям

исследовать движение и творческое самовыражение;

способствовать

когнитивной

обработке

с

помощью

ритмичных

и

повторяющихся танцевальных действий.

3.

Эмоциональное и социальное развитие:

укреплять самооценку и уверенность в себе, отмечая индивидуальные

успехи и достижения детей в танцах;

поощрять

эмоциональное

самовыражение

с

помощью

творческих

движений, помогая детям управлять своими эмоциями;

развивать социальные навыки и умение работать в команде, участвуя в

групповых

мероприятиях,

способствуя

вовлечению

и

развивая

позитивные отношения со сверстниками.

Для решения данных задач и достижения цели необходимы новые методы

обучения. Несколько лет я искала и опробировала разные методы обучения, и

нашла

и

разработала

определенные

педагогические

технологии,

которые

позволяют

мне

успешно

обучать

и

развивать

детей

с

ОВЗ

через

занятия

хореографией.

Современные педагогические технологии. Специфика занятий.

Поговорим о некоторых из них.

Индивидуальное обучение

Детям с ограниченными возможностями часто требуется индивидуальный

подход в хореографии. Очень важно адаптировать танцевальные движения в

соответствии со способностями ребенка, чтобы задачи были выполнимыми, но

в то же время сложными. Например, ребенок с ДЦП может сосредоточиться на

движениях определенной части тела, в то время как ребенку с аутизмом могут

потребоваться

дополнительные

визуальные

подсказки,

чтобы

следовать

определенной последовательности.

Адаптация хореографических приемов

1.

Измененные

движения:

некоторые

дети

могут

не

выполнять

весь

диапазон движений, что требует от

педагога корректировки традиционных

танцевальных

па.

Например,

дети

с

ограниченной

подвижностью

могут

4

выполнять

измененные

движения

руками,

в

то

время

как

другие

могут

заниматься танцем сидя.

2. Упрощенные инструкции: Четкие, сжатые и повторяющиеся инструкции

помогают детям с когнитивными нарушениями понять шаги. Использование

наглядных пособий, словесных подсказок и демонстраций усиливает процесс

обучения.

Гибкая структура занятий

В

отличие

от

обычных

танцевальных

классов,

структура

занятий

хореографией для детей с ограниченными возможностями должна быть гибкой.

Это включает в себя:

1.

более короткие занятия: Дети с ограниченными возможностями могут

быстрее уставать или меньше концентрироваться. Более короткие уроки и

частые

перерывы

помогают

поддерживать

вовлеченность

и

избегать

разочарований;

2.

рутина

и

повторение:

использование

повторяющихся

движений

и

структурированных упражнений может помочь детям с проблемами в

развитии

или

когнитивными

проблемами

со

временем

освоить

хореографию.

Поведенческая и эмоциональная поддержка

У некоторых детей с ОВЗ во время занятий хореографией могут возникать

эмоциональные или поведенческие проблемы. Тогда педагогу следует:

- проявлять терпение и распознавать эмоциональные сигналы;

- использовать позитивное подкрепление для мотивации участия;

- нужно понимать, что сенсорная перегрузка, фрустрация или тревога

могут

проявляться

в

виде

деструктивного

поведения,

и

быть

готовым

к

успокаивающим стратегиям (например, тихое времяпрепровождение, движения

в медленном темпе и др.).

Стратегии успешного обучения

Дифференцированное обучение

Дифференцированное обучение является ключом к тому, чтобы обучать

разных учащихся. Это включает в себя:

5

1.

Варьирование

уровня

сложности:

представление

альтернативных

заданий или движений в зависимости от способностей каждого ребенка.

2. Использование вспомогательных технологий: Такие инструменты, как

визуальные графики, голосовые команды и вибрирующий метроном, могут

помочь детям следить за ритмом и последовательностью движений.

3. Поддержка сверстников: объединение детей в пары с приятелем может

улучшить взаимодействие со сверстниками и социальное развитие. Эта модель

поощряет совместное обучение и инклюзивность.

Среда для совместной работы

Важно

создать

инклюзивную

и

поддерживающую

среду.

Важно

поддерживать общение между другими педагогами, чтобы понять потребности

каждого ребенка. Кроме того, развитие сотрудничества со сверстниками может

способствовать социализации и командной работе.

Игровой и творческий подходы

Дети с ограниченными возможностями часто положительно реагируют на

игровое обучение, где творчество и фантазия превалируют над технической

точностью.

Этот метод:

поощряет свободу передвижения и возможность самовыражения;

снижает

нагрузку

при

выполнении

заданий

и

фокусируется

на

удовольствии;

вовлекает детей, которые могут испытывать трудности с традиционным

обучением.

Вовлечение родителей

Вовлечение

родителей

в

процесс

хореографии

может

способствовать

развитию

чувства

общности

и

поддержки.

Родители

могут

рассказать

о

предпочтениях

своего

ребенка,

его

моделях

поведения

и

любых

других

особенностях, которые

могут

способствовать

более

активному

участию.

А

также могут участвовать в танце совместно со своим ребенком.

Оценка и мониторинг прогресса

Отслеживание прогресса детей с ограниченными возможностями требует

гибкого подхода.

6

Здесь следует:

сосредоточиться на индивидуальном росте, а не на сравнении с другими.

использовать качественные оценки, такие как наблюдения и обратная

связь,

для

оценки

улучшения

движений,

координации,

социальных

навыков и эмоциональной вовлеченности.

регулярно корректировать цели в зависимости от прогресса ребенка,

следя

за

тем,

чтобы

ожидания

оставались

реалистичными

и

достижимыми.

Заключение

Занятия

хореографией

для

детей

с

ограниченными

возможностями

предоставляют жизненно важную возможность для физического, когнитивного

и эмоционального развития. Однако для педагогов по танцам крайне важно

применять

гибкий

индивидуальный

подход,

учитывающий

конкретные

потребности и способности каждого ребенка.

Уделяя

особое

внимание

потенциалу

ребенка,

адаптируя

методики,

технологии и создавая инклюзивную среду, хореография может стать мощным

инструментом

улучшения

самочувствия

и

личностного

роста

детей

с

ограниченными возможностями.

Благодаря творческому подходу, терпению и стремлению к инклюзивности

танец

может

стать

полезным

опытом

для

всех

детей,

независимо

от

их

способностей.

Список используемой литературы

1.

Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребѐнок — обычное детство. -

Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.

2.

Булкина Т.В.

В

объятиях

ласкового

«дауна»:

о

детях

с

синдромом

Дауна // Фактор. 1998.

3.

Воронцов Н.М. Закономерности развития детей и методы его оценки.

Учебно-методическое пособие. – Л., 1986.

4.

Давыдова Е.К. движение как сигнал. М., Наука, 1986.

5.

Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с

ОВЗ // Молодой ученый, 2016.

7

6.

Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р.

Гинзбурга

-

М.:

Издательство

«Институт

практической

психологии»,

Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 - 352 с. (Серия «Психологи отечества»).

7.

Иоффе М.Е. Механизмы двигательного обучения. М., Наука, 1991.

8.

Катаева

А.А.

Развитие

наглядного

мышления

у

детей

дошкольного

возраста с нарушениями слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П.Носко - вой.

- М., 1984.

9.

Коц Я.М. Организация произвольного движения. М., 1975.

10.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный

паралич:

коррекционная

работа

с

дошкольниками.

-М.:

«Книголюб»,

2008.

11.

Лях В.И. Координационные способности: Диагностика и развитие / В.И.

Лях. М.: Дивизион, 2006.

12.

Морозова

Н.Г.

Формирование

познавательных

интересов

у

детей

дошкольного

возраста

с

отклонениями

в

развитии.

Моторно-

висцеральные функции при различных режимах мышечной деятельности.

/ Сб.науч.тр., Алма-Ата, 1988.

13.

Мурыгина Г. П. «Развитие творческих способностей на начальном этапе

обучения

на

уроке

хореографии.

Роль

образно-игрового

метода

и

импровизации», Курск, 2013

14.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -

М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

15.

Проблемы физиологии двигательного аппарата. /Под ред. проф. Л.Н.

Зефирова, изд-во Казанского ун-та, 1992.

16.

Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с

дошкольниками. -М.: «Книголюб», 2008.



В раздел образования