Автор: Смакотина Евгения Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Тогучинского района "Горновский детский сад 2"
Населённый пункт: НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТОГУЧИНСКИЙ РАЙОН, РП ГОРНЫЙ
Наименование материала: Проект
Тема: Проект развивающей предметно -пространственной среды в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Проект развивающей предметно пространственной среды в средней
группе.
Цель проекта: разработка и реализация модели развивающей предметно-
пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и
саморазвитию детей для решения задач образовательной области "
Художественно - эстетическое развитие".
Задачи проекта:
изучить новые подходы в организации развивающей предметно-
пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-
эстетическое развитие дошкольников;
организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию
детей с учетом их потребностей и интересов;
создать условия для обеспечения разных видов продуктивной деятельности
дошкольников;
содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Содержательные линии развития проекта:
Художественная литература (развивать способность слушать литературные
произведения различных жанров и тематике; принимать участие в
рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами
игровую и другие виды деятельности).
Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и
создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче
образов предметов).
Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения,
определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах
деятельности и т.д.).
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный - изучение литературы по теме проекта;
- изучение принципов построения РППС из ФГОС ДО;
- формулировка проблемы, цели и задач проекта;
- размещение паспорта проекта на сайте детского сада.
II этап - основной
- проектирование РППС;
- работа по проекту РППС;
- привлечение родителей к организации РППС.
III этап - заключительный
- презентация РППС на педагогическом совете;
- презентация для родителей на итоговом родительском собрании;
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-
пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-
эстетическое развитие дошкольников
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно
требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с
учетом их возрастных потребностей и интересов
3. Воспитанники активно используют РППС в совместной и самостоятельной
продуктивной деятельности
4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-
пространственной среды в ДОУ.
Принципы построения ППРС
(в соответствии с ФГОС ДО)
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды
должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в
том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство
должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и
т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.
Проект ППРС в средней группе по решению задач образовательной
области "Художественно-эстетическое развитие"
Мольберт, различные краски, кисти тонкие, средние и толстые, бумага разного
формата, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки,
баночки - непроливайки для воды, материалы для лепки.
Картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно
– прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);
Дидактические игры по ознакомлению: с жанрами – натюрморт, портрет,
пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством,
архитектурой; цветами и их оттенками;
Наглядно-дидактическое пособие в картинках декоративно – прикладного
искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);
д/и «Домино «Гжель»;
2.Центр ряженья.
театр настольный;
ширма;
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для
разыгрывания сказок;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-
насадками, разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей,
бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для
обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском
саду;
уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
3. «Театральная студия».
1.
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр:
маски животных диких и домашних, маски театральных персонажей.
2.
Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
3.
Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
4.
Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра
(плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный,
перчаточный).
5.
Картотека театрализованных игр.
6.
Сюжетные картины «Расскажи сказку»
7.
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:
аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов,
простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
4. «Музыкальная гостиная».
Неозвученные музыкальные инструменты;
Озвученные музыкальные инструменты: шумовые (ложки, бубны,
погремушки); с фиксированной мелодией (органчики, шарманки);
с хроматическим и диатоническим рядом (металлофоны, детское пианино,
аккордеон);
самодельные шумовые и ударные инструменты;
музыкально-дидактические игры;
Картотека этюдов по эмоциям;
Технические средства, аудио- и видеозаписи;
Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»;
План реализации основного этапа проекта.
- Занятия по ИЗО в соответствии с расписанием;
- коллективная работа «Эмблема изостудии «Веселый карандаш»
-Консультации для родителей: «Мама я хочу рисовать!», «Природа в рисунках
детей», «Как научить ребенка рисовать?», «Порисуй со мной», «Взял я в руки
карандаш».
Совместные мероприятия: мастер-классы «Делаем подставки для
карандашей», «Рамочки для репродукций своими руками»; акция «Кисти и
краски для малышей»; оформление фотовыставки «Красота родной природы»,
альбома репродукций живописи русских художников.
Центр ряженья
- беседы об истории костюма,
- демонстрация карнавальных костюмов.
-мастер – классы «Юбочки для уголка ряженья», «Шляпы, шляпки и цилиндры
для малышей»;
Совместные мероприятия: развлечение «Рождественские колядки» с
использованием костюмов и атрибутов костюмов и дальнейшим пополнением
уголка ряжения; мастер-класс «Украшения для девочек из ленточек и бус»;
акция по изготовлению атрибутов одежды солдат и моряков из вторичного
материала.
«Театральная студия».
- беседа «Правила поведения в театре»;
- сюжетно-ролевая игра «Театр».
- консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной
деятельности», «Как организовать театр дома»;
- памятка для родителей «Виды театров, используемые в работе с детьми нашей
группы»;
- оформление ширмы-трансформера для показа кукольного театра.
Совместные мероприятия: выставка-конкурс пальчиковых кукол с
последующим пополнением театральной студии; мастер-класс «Делаем куклы
из вторичного материала»; «Атрибуты и декорация своими руками», «Маски
для детского праздника».
«Музыкальная гостиная».
- слушанье музыкальных произведений для детей в режиме дня, беседы;
- продуктивная деятельность «Рисуем музыку».
- консультации для родителей «Музыкальное воспитание в семье»,
«Музыкальная терапия», «Целебные звуки музыки».
- беседа для родителей «Формы организации музыкальной деятельности детей в
семье».
Совместные мероприятия: мастер-класс по изготовлению шумовых
инструментов, оформление альбома «Композиторы - детям»; фотовыставка
«Музыка в нашей семье»; «Вечер любимой музыки» (подборка аудиозаписей
для детей).