Автор: Татаринова Анна Михайловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Тимирязевская Детская художественная школа
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Презентация, разработанная для учащихся ДХШ по программе "Живопись"
Тема: "Творчество Гелия Коржева"
Раздел: дополнительное образование
Гелий Михайлович
Коржев
7 июля 1925, Москва — 27 августа 2012, Москва
Г лий Мих йлович К ржев
е
а́
о
-
•
Гелий Михайлович (Коржев-Чувелёв) родился 7 июля 1925
года в Москве. Учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1944
—1950) у C. В. Герасимова. Преподавал в МВХПУ имени
С. Г. Строганова.
•
советский и российский живописец, педагог, профессор,
представитель «сурового стиля». Первый секретарь Союза
художников РСФСР в 1968—1975гг. Академик
АХСССР (1970; член-корреспондент 1962). Народный
художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии
СССР (1987) и Государственной премии РСФСР имени
Репина (1966).
Автопортрет, 1948 г.
«В дни войны», 1952 – 1954 г.
Этюд головы к картине «В
дни войны»
•
В своих острых по композиции и
сдержанных по колориту картинах с
выделенными крупным планом, тщательно
моделированными фигурами Г. М. Коржев
обращается к большим общечеловеческим
темам, показывая людей в драматических,
героических и бытовых ситуациях (триптих
«Коммунисты», серия «Опалённые огнём
войны»)
Произведения Коржева
написаны в осязательно-
предметной манере,
проникнуты драматизмом
нашей жизни и пафосом
непреклонного мужества.
«Рабочая студия (Гомер)», 1957-1960
(триптих «Коммунисты»)
Москва, Третьяковская галерея
«Поднимающий знамя», 1957 -1960, (триптих «Коммунисты»)
Москва, Третьяковская галерея
«Интернационал», 1957-1960 (триптих
«Коммунисты»)
Москва, Третьяковская галерея
«Влюбленные», 1959 г.
«Художник», 1961
Москва, Третьяковская галерея
Этюд к картине «Художник»
«Следы войны», 1963-1965
(серия «Опаленные огнем
войны»)
Москва, Третьяковская
галерея
«Жизнь вне искусства, вне
живописи для меня попросту
утрачивает всякий смысл. А в
творчестве я более всего
дорожу свободой. Свобода —
писать то, что я хочу и так, как
чувствую и могу»
«Мать», 1964-1967 (серия «Опаленные огнем войны»)
Москва, Третьяковская галерея
Этюд к картине «Мать»
•
Одна из центральных
линий творчества Коржева
– осмысление и трактовка
переломных моментов в
истории страны. Полотна,
созданные мастером,
сложились в циклы,
которые охватывают
трагические события XX
века.
«Проводы», 1964-1967 (серия «Опаленные огнем войны»)
Москва, Третьяковская галерея
«Старые раны», 1967 (серия «Опаленные огнем войны»)
Москва, Третьяковская галерея
«Егорка-летун (Икар)», 1976-1980
Москва, Третьяковская галерея
Этюд к картине «Егорка-летун (Икар)»
Поисковые эскизы к картине «Егорка-летун (Икар)»
«Натюрморт с топором и коловоротом», 1979 г.
Москва, Третьяковская галерея
"Натюрморт с грушами" 1982 г.
«Облака 45-го года», 1980-1985 г.
«Из военного быта», 1993 г.
«Память павших», 1993-1995 г.
частная коллекция
«Указ короля», 1993—1997 г., частное коллекция
«Реквием Моцарта», 1995 г.
«В тени креста», 1995 г., частная коллекция
«Нюра» 1997 г, частная коллекция
«Нюра» 1997 г, частная коллекция
«Квартирантка» 1997 г., институт русского реалистического искусства
«Блудный сын» 1997 г., институт русского реалистического искусства
«Встань, Иван!» 1997 г., институт русского реалистического искусства
«Адам Петрович и Ева Алексеевна»
1996—1998 г.
Частная коллекция
•
Символом политических интриг
перестроечного периода стали
напоминающие сюрреалистические «Мута
нты» (Тюрлики; 1984—1991, собственность
художника). В 1990-е годы мастер не раз
обращался к мотивам Дон
Кихота и Евангелия.
«Триумфатор» 1996 г.
Здесь явная отсылка к событиям октября 1993 г. в России.
«Чревоугодник» 1996 г.
«Дон Кихот и мельница»
1997—1999 г.
Частная коллекция
«Дон Кихот» 1997—1999 г.
«Дон Кихот и Санчо Панса» 1997—1999 г.
«Дон Кихот»
1997—1999 г.
«Дон Кихот» 1997—
1999 г.
«Поверженный Дон Кихот» 1997—1999 г.
«Поверженный Дон-Кихот», 1997-1999 г.
«Лишенные рая» 1998 г, музей русского искусства
«Осень прародителей» 1998—1999 г., частная коллекция
«На троих» 1998 г., частная коллекция
«Новый лозунг» 1998 г.
институт русского
реалистического искусства
«Хохлома и лапти» 1999 г.
частная коллекция
«Победа живых и мертвых»
2001 г.
Институт русского
реалистического искусства
Натюрморт «Серп и молот». 2003 г., институт русского реалистического
искусства
«Серп и молот» 2003 г., арт-фонд семьи Филатовых
«На лесоповале» 2003 г., институт
русского реалистического
искусства
«Живой заслон», 2001-2004 г., международная конфедерация союзов художников
Вариант картины «Живой заслон»
(заложники)
«Внучка солдата», 2004 г., институт русского реалистического искусства
«Лишенная родительских прав» 2006 г., институт русского реалистического искусства
«Серое утро. Обнаженная на фоне окна» 2006 г., музей русского реалистического искусства
«Свалка» 2007 г.
Институт русского реалистического
искусства
«Проситель» 2007 г., институт русского реалистического искусства
Полка. 2008 г.
институт русского
реалистического искусства
«Лесенка» 2008 г., институт русского реалистического искусства
«Деревенская лавка» 2008 г., институт русского реалистического искусства
«Изыди, Сатана!» 2009 г.
Работы Гелия Коржева
всегда выглядят
величественно и
достойны называться
настоящими шедеврами
русской живописи.
Без названия, 2010 г.
«Рыцари чаепития» 2010 г., институт русского реалистического искусства
«Пророк» 2011 г.
«Ева» 2012 г
.
«Утро»
•
Картины художника Гелия
Коржева находятся в Русском
музее в Санкт-Петербурге,
Третьяковской галерее в
Москве, Музее русского
искусства в Миннеаполисе,
Институте русского
реалистического искусства в
Москве, а также других музеях
и частных коллекциях.
•
Умер 27 августа 2012 года. Похоронен на Алексеевском
кладбище Москвы. Памятник на могиле Гелия Коржева выполнен
внуком Иваном по эскизам самого художника.
До самой смерти художник стремился
показать, что и без победных криков Россия
всегда худо-бедно возрождается: «Пьющие
Иваны — воспрянут. Сын из тюрьмы
вернется к отцу».
Он рассчитывал на такую Россию.
«Гелий Коржев — художник русской беды»
искусствовед Александр Боровский