Напоминание

Особенности развития детей с задержкой психического развития и активные методы работы педагога-психолога в детском саду


Автор: Махмудова Надежда Ивановна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Лучик"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития детей с задержкой психического развития и активные методы работы педагога-психолога в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития детей с задержкой психического развития и

активные методы работы педагога-психолога в детском саду

Махмудова Н.И.

педагог - психолог

Задержка

психического

развития

(ЗПР)

это

состояние,

которое

характеризуется отставанием в умственном, эмоциональном и социальном

развитии

ребенка

по

сравнению

с

его

сверстниками.

Дети

с

ЗПР могут

столкнуться с трудностями в обучении, социализации и адаптации в группе

своих ровесников. Знание особенностей этих детей и применение активных

методов

взаимодействия

помогает

педагогам-психологам

создать

комфортную

и

развивающую

среду,

способствующую

их

полноценному

развитию.

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Когнитивные особенности: Дети с ЗПР могут испытывать сложности с

восприятием, вниманием и памятью. Это может проявляться в затруднениях

при

обучении

новым

навыкам

и

информации,

а

также

в

нарушениях

логического мышления и способности к анализу.

Эмоциональная

сфера:

Эмоциональное

развитие

таких

детей

часто

сопровождается

трудностями

в

выражении

и

понимании

своих

чувств

и

чувств

других.

Они

могут

показывать

импульсивность,

что

затрудняет

взаимодействие с окружающими.

Социальное

взаимодействие:

Дети

могут

испытывать

трудности

в

установлении контактов с другими детьми и взрослыми. Это может быть

связано

как

с

недостатком

социальных

навыков,

так

и

с

повышенной

тревожностью или стеснением.

Моторное развитие: У некоторых детей с ЗПР наблюдаются нарушения

в координации движений, что затрудняет выполнение простых физических

заданий и участие в активных играх.

Активные

методы

и

приемы

работы

на

занятиях

у

педагога-

психолога

Игровая терапия: Использование игры как основного метода обучения. В

процессе

игры

дети

могут

лучше

понять

свои

эмоции

и

научиться

взаимодействовать с другими.

Игровые ситуации помогают развивать

воображение, социализацию и когнитивные навыки.

Творческие занятия: Рисование, лепка и другие виды художественной

деятельности

способствуют

развитию

мелкой

моторики,

а

также

помогают

детям

выражать

свои

чувства

и

эмоции.

Педагог

может

использовать творческие задания для тренировки внимания и памяти.

Интерактивные технологии: Внедрение современных технологий, таких

как планшеты или интерактивные доски, может увеличить интерес детей

к обучению и помогать в освоении новых знаний в удобной и доступной

форме.

Физическая активность: Регулярные физические упражнения, занятия

на свежем воздухе и подвижные игры способствуют улучшению моторики,

снятию

напряжения

и

развитию

социальных

навыков

через

совместные

активности.

Психолого-педагогическое сопровождение: Индивидуальная работа с

каждым ребенком, включая диагностику, коррекцию и поддержку. Педагог-

психолог

может

использовать

специальные

приемы,

направленные

на

развитие

определенных

навыков,

необходимых

ребенку

для

успешной

социализации.

Работа

с

родителями:

Включение

родителей

в

процесс

обучения

и

коррекции, предоставление рекомендаций и методов для работы с детьми

дома.

Поддержка

со

стороны

семьи

играет

важную

роль

в

успешной

адаптации ребенка.

Создание

доброжелательной

атмосферы:

Важно

создать

атмосферу

доверия и безопасности, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и

защищенно. Поддержка и похвала со стороны педагога помогут повысить

самооценку ребенка и укрепить его уверенность в своих силах.

Заключение

Работа

с

детьми,

которые

имеют

задержку

психического

развития,

требует

от

педагога-психолога

особого

подхода

и

внедрения

активных

методов обучения. Успешная коррекция задержки развития возможна через

игровые

занятия,

творческие

подходы

и

взаимодействие

с

родителями.

Создание комфортной и стимулирующей образовательной среды является

ключевым аспектом, способствующим развитию детей с ЗПР и их адаптации

в социальной среде.



В раздел образования