Автор: Беляева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель i категории
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Жемчужинка"
Населённый пункт: Багдарин
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Баунтовского района - детский сад "Жемчужинка" общеразвивающего вида
с приоритетным направлением
здоровьесбережение
«Взаимодействие с родителями по подготовке
детей к школе в аспекте ФГОС»
Составила воспитатель I категории:
Беляева Т.Н.
2017 г.
Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из
важнейших
проблем
дошкольного
образования.
Осуществление
этой
работы
невозможно в отрыве от семьи. Семья для дошкольника — основное связующее звено
между ним и более широкой общественной средой, определяющей путь его развития
как личности. Разработан новый федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает
новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с
родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями воспитанников должна
иметь
дифференцированный
подход,
учитывать
социальный
статус,
микроклимат
семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью
ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы
и
требования
по
взаимодействию
организации
работы
с
родителями.
Одним
из
принципов которой является сотрудничество ДОУ с семьёй воспитанника, ФГОСДО
является
основой
для
оказания
помощи
родителям
(законным
представителям)
в
воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития. Одним из
требований к психолого-педагогическим условиям является обеспечение повышение
компетенции
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
развития
и
образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обеспечение и поддержание
психического здоровья детей дошкольного возраста возможно только при соединении
усилий педагогов и родителей. Установка на сотрудничество детского сада и семьи
является центральной в процессе эффективного обучения и воспитания.
Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в
семье
и
ДОУ,
сделать
родителей
участниками
полноценного
воспитательного
процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы
родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом
взаимодействии
ДОУ
и
семьи.
Успех
в
этом
нелегком
процессе
воспитания
полноценного
человека
зависит
от
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию
детей
в
ДОУ
разнообразные
формы
работы
с
родителями
должны
содержать
образовательные области:
«Познание»
—
интеллектуальное
развитие
ребёнка
через
подготовку
ребёнка
к
праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в
семье и в детском саду.
«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на
родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ
детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в
ДОУ.
«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома
через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
«Здоровье»
—
знакомство
родителей
с
эффективными
средствами
закаливания,
профилактику
заболеваний,
безопасное
поведение
в
различное
время
года
через
оформление
стендов,
индивидуальных
консультаций,
организацию
семейных
спортивных состязаний и праздников.
«Физическая
культура»
—
знакомство
родителей
с
лучшими
достижениями
в
физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, привлечение к
участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, а так же городских.
«Коммуникация» — индивидуальное и групповое консультирование родителей по
вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
«Чтение
художественной
литературы»
—
совместное
чтение
детей
и
родителей
произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору
тематики чтения, оформление выставок.
«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.
«Музыка»
—
музыкально-художественная
деятельность
в
семейных
праздниках,
концертах.
«Труд» — совместная деятельность.
Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет
организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно
использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Каждый
из
родителей,
готовя
своего
ребёнка
к
школе,
считает,
что
он
готов
к
обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных
показателей. Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для
другого
–
сообразительность,
способность
быстро
решать
мыслительные
задачи,
умение
логически
мыслить,
для
третьего
–
способность
сосредоточиться
на
определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все
требования
взрослых;
для
четвёртого
–
коммуникабельность
ребёнка,
самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.
Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному
школьному обучению стало возможным при решении следующих задач:
—
обогащение
детско-родительских
отношений
опытом
игрового
партнёрства
и
совместной интеллектуально-творческой деятельности;
— формирование у детей представлений о школе;
— развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе,
желания учиться;
— развитие положительной самооценки детей;
— повышение уровня коммуникативной компетентности детей;
— формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для
благополучной адаптации к школе.
Формирование
у
детей
положительного
отношения
к
предстоящему
обучению
педагоги осуществляли через разные виды организации детской деятельности:
экскурсии в школу;
беседы о школе;
чтение художественной литературы о школе;
рисование на тему «школа»;
рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;
просмотр фильмов и мультфильмов о школе;
сюжетно-ролевая игра «Школа».
Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в
системе
взрослых
отношений.
Основной
особенностью
сюжетно-ролевой
игры
«Школа»
является
социальный
мотив,
игра
помогает
ребёнку
принять
на
себя
социальную
роль
школьника,
что
в
дальнейшем
поможет
ему
успешно
войти
в
школьную
жизнь.
Когда
игра
достигает
своего
пика,
то
ребёнку
становится
недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой
статус. Единственный способ, как это можно сделать – пойти в школу.
В
игре
у
детей
формировались
умения:
пользоваться
речью,
договариваться
(устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Через
игру
ребёнок
активно
осваивает
«мир
вещей»
(познавательную
и
предметную
практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений).
Все это необходимо будущему первокласснику.
Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:
групповые собрания для родителей, будущих первоклассников;
«Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов;
День открытых дверей для родителей, будущих первоклассников
издание
газеты,
которая
помогает
информировать
родителей
о
жизни
ребенка
в
учреждении;
педагогическая пропаганда (консультации« Возрастные особенности детей 6-7 лет»,
«Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки
дошкольника
к
письму »;рекомендации
«Советы
родителям
буд ущих
первоклассников»; информационные письма «Готовим ребёнка к школе»);
консультации на сайте ДОУ;
анкетирование
родителей
на
тему
«Как
помочь
учиться»,
«Готовы
ли
Вы
к
поступлению в школу»;
Родители научатся:
определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их;
проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке;
понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно
лишь подавить или запугать ребёнка.
Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в
детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в
воспитании и развитии своих детей.