Автор: Остапенко Наталья Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №42"
Населённый пункт: г Братск Иркутская область
Наименование материала: учебно- методический материал
Тема: Технология продуктивного чтения
Раздел: начальное образование
Доклад
Технология продуктивного чтения
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый
подход к обучению, включающий в себя личностный подход,
фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм,
использование новейших технологий.
Актуальность инновационного обучения состоит в использовании
личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для
раскрытия творческого потенциала ученика.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная
образовательная технология, опирающаяся на законы читательской
деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения
полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную
читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
При работе с текстом понимание начинается ещё до его чтения,
разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о
прочитанном.
Технология предполагает три этапа работы с текстом
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как
антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста
по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Например: Б. Житков «Светофор»
Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают
иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают
свои предположения о героях, теме, содержании.
- Что такое светофор?
- Знаете ли автора?
- Какие произведения Житкова знаете? («Как слон спас хозяина от
тигра», «На льдине», «Медведь»)
- Подходит ли иллюстрация к тексту?
- О чём может быть текст? (О ПДД, о каком то случае, кто
изобрёл, какие бывают светофоры…)
- Кто может быть героем текста?
Постановка вопроса к тексту:
- Что такое светофор?
- Кто изобрёл?
- Зачем нужен?
- Как пользоваться?....
Первичное чтение.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
(Учащиеся должны проверить свои предположения и ожидания.)
Выявление скрытых вопросов по содержанию текста
- Почему мы и автомобили остановились?
- В каких случаях останавливаются?
Поиск ответов.
Акцентирование внимания на главном
(Мы увидели, остановились)
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с
авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос
и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Формулировка основной мысли (Почему Житков решил
познакомить с таким произведением?)
(Знать, соблюдать ПДД)
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.
Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью
автора и т.д.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных
универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и
формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора),
умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;
познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения
извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной
технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю
исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до
решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как
действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром,
наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику
выстроить собственный вектор личностного развития.
Такой работой я добиваюсь нужных и важных мне результатов:
100% понимание, осмысление текста
Запоминание прочитанного
Дальнейшее использование информации
Создание на основе прочитанного новых(вторичных) текстов (плана,
пересказа, сообщений, отзыва)
Действия учеников становятся более активными, творческими и
самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию»
этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески
раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и
понимают прочитанное.