Напоминание

Технология продуктивного чтения


Автор: Остапенко Наталья Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №42"
Населённый пункт: г Братск Иркутская область
Наименование материала: учебно- методический материал
Тема: Технология продуктивного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад

Технология продуктивного чтения

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый

подход к обучению, включающий в себя личностный подход,

фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм,

использование новейших технологий.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании

личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для

раскрытия творческого потенциала ученика.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная

образовательная технология, опирающаяся на законы читательской

деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения

полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную

читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

При работе с текстом понимание начинается ещё до его чтения,

разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о

прочитанном.

Технология предполагает три этапа работы с текстом

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как

антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста

по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Например: Б. Житков «Светофор»

Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают

иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают

свои предположения о героях, теме, содержании.

- Что такое светофор?

- Знаете ли автора?

- Какие произведения Житкова знаете? («Как слон спас хозяина от

тигра», «На льдине», «Медведь»)

- Подходит ли иллюстрация к тексту?

- О чём может быть текст? (О ПДД, о каком то случае, кто

изобрёл, какие бывают светофоры…)

- Кто может быть героем текста?

Постановка вопроса к тексту:

- Что такое светофор?

- Кто изобрёл?

- Зачем нужен?

- Как пользоваться?....

Первичное чтение.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

(Учащиеся должны проверить свои предположения и ожидания.)

Выявление скрытых вопросов по содержанию текста

- Почему мы и автомобили остановились?

- В каких случаях останавливаются?

Поиск ответов.

Акцентирование внимания на главном

(Мы увидели, остановились)

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с

авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос

и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Формулировка основной мысли (Почему Житков решил

познакомить с таким произведением?)

(Знать, соблюдать ПДД)

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.

Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью

автора и т.д.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных

универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и

формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора),

умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;

познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения

извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной

технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю

исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до

решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как

действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром,

наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику

выстроить собственный вектор личностного развития.

Такой работой я добиваюсь нужных и важных мне результатов:

100% понимание, осмысление текста

Запоминание прочитанного

Дальнейшее использование информации

Создание на основе прочитанного новых(вторичных) текстов (плана,

пересказа, сообщений, отзыва)

Действия учеников становятся более активными, творческими и

самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию»

этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески

раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и

понимают прочитанное.



В раздел образования