Автор: Гараева Лейла Насировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Медвежонок
Населённый пункт: ЯНАО, город Надым
Наименование материала: статья
Тема: Становление экологического мышления у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Формирование экологического мышления у старших дошкольников.
Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она
оставалась чисто биологической наукой, которой занимались лишь ученые. И
только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность
среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям сделать среду
их обитания приемлемой для жизни. Экология – наука комплексная, у
которой можно выделить три основных направления:
- классическая экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов с
окружающей средой и друг с другом;
- социальная экология – это наука о взаимоотношении общества и природы;
- природоохранная экология – это наука рассматривает способы охраны
природы.
Целью экологического образования является формирование человека нового
типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего
жить в гармонии с природой.
Опыт показывает, что дети старшего дошкольного возраста без особых
затруднений усваивают комплекс экологических знаний, если знания
преподносятся в доступной, увлекательной форме.
Непосредственно образовательная деятельность должна быть построена на
принципах развивающего обучения и направлена на всестороннее развитие
личности ребенка, а также на совершенствование речи дошкольников, их
мышления, творческих способностей, культуры чувств. Это не должно быть
простым запоминанием и механическим воспроизведением знаний, а
понимание и оценка происходящего, совместная практическая деятельность
воспитателя и детей.
Образовательная деятельность строится исходя из времен года и состоит из
трех частей, которые включают в себя:
- беседа по данной теме (рассказ , экскурсия);
- экологическая игра, в ходе которой перед детьми ставится затруднение;
- опытническая деятельность, в которой дети получают новое знание.
Из чего же складывается совместная деятельность воспитателя и детей:
- экологические досуги и праздники;
- создание книжек – самоделок;
- изобразительная деятельность на экологическую тематику;
- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
- просмотр фильмов о природе;
- труд в уголке природы и на участке;
- опыты и поисковая деятельность;
- сбор гербариев;
- рассматривание дидактических картинок и иллюстраций о природе;
- беседы с детьми на экологические темы;
- рассказы воспитателя и чтение худ. литературы;
- игры;
- целевые прогулки на природе;
- наблюдение в уголке природы;
- диагностика экологической воспитанности детей.
Создайте определенную развивающую среду, приобретите необходимое
оборудование, подберите необходимую методическую литературу, проявите
творчество, измените, свое потребительское отношение к природе, свое
мировоззрение – и вы воспитаете новое поколение с новым экологическим
мышлением.