Авторы: Герасименко Ольга Евгеньевна, Накрапленная Екатерина Владимировна
Должность: старший воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 5 "Морячок"
Населённый пункт: г. Геленджик
Наименование материала: статья
Тема: Изотерапия как действенный метод работы педагогов ДОУ с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Изотерапия как действенный метод
работы педагогов ДОУ
с детьми ОВЗ
авторы:
Герасименко О.Е.
Накрапленная Е.В.
Нетрадиционные
методы
воздействия
в
деятельности
педагогов
становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с
детьми с ОВЗ. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных
средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и
помогающих достижению максимального возможных успехов в преодолении
трудностей
у
детей
дошкольного
возраста.
На
фоне
комплексной
логопедической и психологической помощи нетрадиционные методы, не
требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и
способствуют
оздоровлению
всего
организма
ребенка.
Эффект
их
применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения
использовать новые возможности, включать действенные методы в систему
коррекционно-развивающего
процесса,
создавая
психофизиологический
комфорт
детям
во
время
занятий,
предусматривающий
«ситуацию
уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и
приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия
известно
достаточно
много,
например,
игротерапия,
сказкотерапия,
смехотерапия, ароматерапия и другие, но нам хочется остановиться на арт-
терапии
(изотерапии).
Это
метод
оказания
помощи
посредством
художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то
же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов и даже
педагогов.
Воздействие с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев,
сказок – всех видов творчества.
Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов
арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка с ОВЗ
осуществляется посредством изобразительной деятельности. Рисование,
лепка, аппликация являются безопасными способами разрядки напряжения.
Чаще всего в изотерапии, как в методе психокоррекции, нуждаются
дети имеющие некоторые особенности:
-дети –инвалиды;
-с задержкой физического и психического развития;
-с нарушениями и расстройствами психики;
-имеющие физические особенности;
-дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.
Цели изотерапии:
1. Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.
2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства,
эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас
беспокоит.
3. Развитие самоконтроля и рефлексии.
4.
Налаживание
отношений
между
детьми.
Сопряженная
художественная деятельность помогает в развитии эмпатии.
5. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает
художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается
работа, он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.
6. Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать
эмоциональное состояние другого человека.
7.Развитие у детей чувственно-двигательной координации.
8. Привитие навыка следовать инструкции взрослого.
Методы
изотерапии
помогают
детям
справиться
с
различными
проблемами и стрессами, успокоить нервную систему. После занятий у детей
часто нормализуется сон, исчезает агрессия.
Изотерапия
многофункциональна,
позволяет
ребёнку
не
просто
выразить себя с разных сторон, но и посмотреть на конфликтную ситуацию,
которая у него сложилась, тоже с разных сторон.
Очень важно то, чтобы воспитатель, который проводит занятия с
ребёнком, все рисунки сохранил, чтобы иметь возможность сравнивать их
между собой в дальнейшем и корректировать работу, если не удалось
достичь поставленных целей.
Есть несколько техник, которые можно использовать в рамках
изотерапии для дошкольников с ОВЗ.
Если ребёнок достаточно агрессивно себя ведёт с другими детьми,
помогите ему эту агрессию направить в другое русло. Поиграйте с ним в игру
«Перегонки» Задача: на время сделать несколько штрихов мелками на
бумаге. У кого получится их сделать больше, тот и победил.
Если ребёнок чем-то напуган, предложите ему нарисовать на бумаге то,
чего он сильно боится. Вы тогда поймёте, на что обратить внимание и
поможете тем самым снять ребёнку напряжение и устранить страх. Каждый
день предлагайте ребёнку в течение нескольких минут рисовать на листе
бумаги разные каракули, какие приходят ему в голову. Это нужно для того,
чтобы малыш снимал напряжение, расслаблялся.
Если ребёнку сложно адаптироваться в новом коллективе предложите
ему порисовать на влажной бумаге в компании своих привычных друзей.
Когда будете рисовать очень важно, чтобы все, кто ребёнка окружает,
общались между собой.
Старшему дошкольнику понравится лепка из пластилина. Предложите
ему слепить то, что его беспокоит в какой-то форме. В процессе ребёнку
нужно постоянно менять форму своего страха, чтобы он учился на неё
смотреть с разных сторон.
Условия успешного проведения изотерапии:
1. Приемы и техники должны подбираться по принципу простоты,
эффективности. Дети не должны испытывать затруднения при создании
изображения с помощью предлагаемой техники.
2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания
изображения, и результат.
3.
Изобразительные
техники
и
приёмы
лучше
использовать
нетрадиционные.
Техники изотерапии не стремятся обучать ребёнка рисованию, поэтому
среди приёмов можно найти такие оригинальные занятия:
Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской
агрессии, гиперреактивности.
Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа.
Приучает к терпению и трудолюбию.
Кляксография – на листе делается клякса и дорисовывается до
нужного образа.
Рисование
продуктами,
листьями
и
другими
подручными
материалами.
Техника
каракулей
развивает
внимательность
т
повышает
самооценку у ребёнка.
При подготовке к занятиям по изотерапии с детьми ОВЗ мы
используем разработанные методики развития детского изобразительного
творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова) и собственные
авторские наработки.
Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы
ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного
эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без
исключения, не требует больших затрат. В тоже время польза от неё
очевидна.
Таким образом, можно сделать вывод, что изотерапия помогает детям
разрешить многие внутренние трудности и проблемы, которые у них
возникают.
Благодаря этому психологическому приёму у ребёнка появляется
возможность высказаться рассказать о своей проблеме, показать, о чём он
мечтает, ребёнок снимает стресс, избавляется от гнетущей его депрессии и
страхов. Детям, которым диагностирована умственная отсталость, аутизм,
другие патологии, связанные с психоэмоциональной системой, тоже полезна
изотерапия.
Литература
1.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань,1999.
2.
Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий. СПб.: Речь, 2003.
3.
Рыжова Н.В. Развитие Творчества детей 5-6 лет с ОНР. М.: ТЦ Сфера,
2009.