Напоминание

Изотерапия как действенный метод работы педагогов ДОУ с детьми ОВЗ


Авторы: Герасименко Ольга Евгеньевна, Накрапленная Екатерина Владимировна
Должность: старший воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 5 "Морячок"
Населённый пункт: г. Геленджик
Наименование материала: статья
Тема: Изотерапия как действенный метод работы педагогов ДОУ с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изотерапия как действенный метод

работы педагогов ДОУ

с детьми ОВЗ

авторы:

Герасименко О.Е.

Накрапленная Е.В.

Нетрадиционные

методы

воздействия

в

деятельности

педагогов

становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с

детьми с ОВЗ. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных

средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и

помогающих достижению максимального возможных успехов в преодолении

трудностей

у

детей

дошкольного

возраста.

На

фоне

комплексной

логопедической и психологической помощи нетрадиционные методы, не

требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и

способствуют

оздоровлению

всего

организма

ребенка.

Эффект

их

применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения

использовать новые возможности, включать действенные методы в систему

коррекционно-развивающего

процесса,

создавая

психофизиологический

комфорт

детям

во

время

занятий,

предусматривающий

«ситуацию

уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и

приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия

известно

достаточно

много,

например,

игротерапия,

сказкотерапия,

смехотерапия, ароматерапия и другие, но нам хочется остановиться на арт-

терапии

(изотерапии).

Это

метод

оказания

помощи

посредством

художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то

же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов и даже

педагогов.

Воздействие с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев,

сказок – всех видов творчества.

Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов

арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка с ОВЗ

осуществляется посредством изобразительной деятельности. Рисование,

лепка, аппликация являются безопасными способами разрядки напряжения.

Чаще всего в изотерапии, как в методе психокоррекции, нуждаются

дети имеющие некоторые особенности:

-дети –инвалиды;

-с задержкой физического и психического развития;

-с нарушениями и расстройствами психики;

-имеющие физические особенности;

-дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.

Цели изотерапии:

1. Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.

2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства,

эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас

беспокоит.

3. Развитие самоконтроля и рефлексии.

4.

Налаживание

отношений

между

детьми.

Сопряженная

художественная деятельность помогает в развитии эмпатии.

5. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает

художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается

работа, он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.

6. Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать

эмоциональное состояние другого человека.

7.Развитие у детей чувственно-двигательной координации.

8. Привитие навыка следовать инструкции взрослого.

Методы

изотерапии

помогают

детям

справиться

с

различными

проблемами и стрессами, успокоить нервную систему. После занятий у детей

часто нормализуется сон, исчезает агрессия.

Изотерапия

многофункциональна,

позволяет

ребёнку

не

просто

выразить себя с разных сторон, но и посмотреть на конфликтную ситуацию,

которая у него сложилась, тоже с разных сторон.

Очень важно то, чтобы воспитатель, который проводит занятия с

ребёнком, все рисунки сохранил, чтобы иметь возможность сравнивать их

между собой в дальнейшем и корректировать работу, если не удалось

достичь поставленных целей.

Есть несколько техник, которые можно использовать в рамках

изотерапии для дошкольников с ОВЗ.

Если ребёнок достаточно агрессивно себя ведёт с другими детьми,

помогите ему эту агрессию направить в другое русло. Поиграйте с ним в игру

«Перегонки» Задача: на время сделать несколько штрихов мелками на

бумаге. У кого получится их сделать больше, тот и победил.

Если ребёнок чем-то напуган, предложите ему нарисовать на бумаге то,

чего он сильно боится. Вы тогда поймёте, на что обратить внимание и

поможете тем самым снять ребёнку напряжение и устранить страх. Каждый

день предлагайте ребёнку в течение нескольких минут рисовать на листе

бумаги разные каракули, какие приходят ему в голову. Это нужно для того,

чтобы малыш снимал напряжение, расслаблялся.

Если ребёнку сложно адаптироваться в новом коллективе предложите

ему порисовать на влажной бумаге в компании своих привычных друзей.

Когда будете рисовать очень важно, чтобы все, кто ребёнка окружает,

общались между собой.

Старшему дошкольнику понравится лепка из пластилина. Предложите

ему слепить то, что его беспокоит в какой-то форме. В процессе ребёнку

нужно постоянно менять форму своего страха, чтобы он учился на неё

смотреть с разных сторон.

Условия успешного проведения изотерапии:

1. Приемы и техники должны подбираться по принципу простоты,

эффективности. Дети не должны испытывать затруднения при создании

изображения с помощью предлагаемой техники.

2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания

изображения, и результат.

3.

Изобразительные

техники

и

приёмы

лучше

использовать

нетрадиционные.

Техники изотерапии не стремятся обучать ребёнка рисованию, поэтому

среди приёмов можно найти такие оригинальные занятия:

Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской

агрессии, гиперреактивности.

Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа.

Приучает к терпению и трудолюбию.

Кляксография – на листе делается клякса и дорисовывается до

нужного образа.

Рисование

продуктами,

листьями

и

другими

подручными

материалами.

Техника

каракулей

развивает

внимательность

т

повышает

самооценку у ребёнка.

При подготовке к занятиям по изотерапии с детьми ОВЗ мы

используем разработанные методики развития детского изобразительного

творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова) и собственные

авторские наработки.

Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы

ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного

эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без

исключения, не требует больших затрат. В тоже время польза от неё

очевидна.

Таким образом, можно сделать вывод, что изотерапия помогает детям

разрешить многие внутренние трудности и проблемы, которые у них

возникают.

Благодаря этому психологическому приёму у ребёнка появляется

возможность высказаться рассказать о своей проблеме, показать, о чём он

мечтает, ребёнок снимает стресс, избавляется от гнетущей его депрессии и

страхов. Детям, которым диагностирована умственная отсталость, аутизм,

другие патологии, связанные с психоэмоциональной системой, тоже полезна

изотерапия.

Литература

1.

Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань,1999.

2.

Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система

занятий. СПб.: Речь, 2003.

3.

Рыжова Н.В. Развитие Творчества детей 5-6 лет с ОНР. М.: ТЦ Сфера,

2009.



В раздел образования