Автор: Бабумара Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №1
Населённый пункт: р.п.Чунский, Иркутская область
Наименование материала: доклад из опыта работы
Тема: "Моделирование,как средство развития связной разговорной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №1 р. п. Чунский
Бабумара Марина Николаевна
Бабумара Марина Николаевна
воспитатель МДОБУ детский сад №1
воспитатель МДОБУ детский сад №1
Моделирование, как средство развития связной разговорной речи
дошкольников.
Лев
Семенович
Выготский
писал:
«Есть
все
фактические
теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в
целом
находятся
в
непосредственной
зависимости
от
речи»,
что
соответствует современным требованиям ФГОС ДО.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным
дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо
развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,
не могут пересказать литературные произведения.
По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие
недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает
содержание знакомого текста;
• состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности очень низкий.
Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Развитие связной речи
детей». Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым
современным, по-моему, является метод моделирования.
Для решения этих проблем, я изучила соответствующую литературу - это
Шорохова О.А. « Играем в сказку» , О.С. Ушакова « Развитие речи детей
дошкольного возраста в детском саду» , Е.В. Шульгина , Н. Н. Третьяк «
Развитие речевой активности в процессе работы над загадками».
Дальше в своей работе я поставила цель и определила задачи.
Цель моей работы – создание условий для развития связной речи детей
посредством наглядного моделирования. Для достижения своей цели я
поставила перед собой следующие задачи.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2. Выявить уровни развития связной речи детей.
3. Подобрать и систематизировать модели для развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста.
4. Проследить динамику развития связной речи старших дошкольников.
Исходя из поставленных задач, составила систему работы с детьми, которая
состоит из трёх этапов:
1 этап. Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой
символики в речевую деятельность детей.
2 этап. Знакомство детей с графической аналогией, составление и
зарисовка сказок детьми.
3 этап. Разработка схем для составления описательных рассказов.
Работа велась в нескольких направлениях:
1.
Работа с детьми на занятиях
2.
Работа с детьми вне занятий
3.
Взаимодействие с семьей
4.
Организация предметно – развивающей среды.
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в
работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования я
использовала, как в работе с детьми в совместной организованной
деятельности (пересказ художественной литературы, заучивание стихов,
обучение составлению рассказов), так и в самостоятельной деятельности
детей в вечерние и утренние часы. Использовались д/и для развития
связной речи.
«Все профессии нужны, все профессии важны». Детям предлагалось по
желанию выбрать картинку с изображением профессии и рассказать о ней
по плану: название профессии, место работы, что делает человек данной
профессии, в чем польза, что ему нужно для работы, кем ты хотел бы стать,
когда вырастешь.
Приведу пример:
«Времена года».
Составить рассказ по плану-мнемотаблице об осени (можно использовать в
уголке природы).
1. Рассказ о солнце осенью.
2. Какое небо осенью?
3. Как выглядит земля осенью?
4. Что происходит с деревьями осенью?
5. Какую одежду носят дети осенью?
6. Изменения в жизни животных осенью.
7. Изменения в жизни птиц.
8. Занятия детей.
Так же эту таблицу я использовала при составлении описательных
рассказов и про другие времена года.
Следующий пример:
Заучивание стихотворений.
"Осень, осень"
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.
Еще один пример:
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-
заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию
•величина;• цвет• форма
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов) ;
• как он используется (какую пользу приносит?
• за что нравится (не нравится?
Домашние животные, деревья,овощи-фрукты.
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по
сюжетной картине.
• Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить
основные действующие лица или объекты картины,
• Проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
• Отметить особенности композиционного фона картины
• Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить
начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
Серия картин «Ёжик и дождик».
Серия картин «Семья».
Очень понравились детям мнемотаблицы сказок.
Дидактический материал интересен и доступен детям. Воспитанники
занимаются самостоятельно, с другими сверстниками, совместно с
педагогом, при этом учатся слушать и говорить.
В результате работы выстроенной таким образом, мы добились достаточно
высоких результатов. Дети достаточно свободно пользовались таблицами,
схемами, рассказывали сказки, пересказывали рассказы.
Работа велась и вне занятий. Она включала в себя:
Индивидуально-дифференцированную работу с детьми,
дидактические игры,
игры – драматизации,
сюжетно – ролевые игры,
продуктивную деятельность,
режиссерские игры,
рассматривание иллюстраций и т.п.
Кроме
того
было
организовано
тесное
взаимодействие
с
музыкальным
руководителем. На данных занятиях дети играли в игры, слушали музыку,
импровизировали,
сочиняли
сказки,
обыгрывали
их,
участвовали
в
тренингах,
беседах
и
т.п.,
Вся
эта
деятельность
была
направлена
на
подготовительную работу со сказкой, способствуя реализации целей и задач
работы.
В своей работе
большое место я отвела взаимодействию с семьей. Для
родителей были проведены консультации на следующие темы: «Приемы
обучения детей рассказыванию», «Знакомство детей старшего дошкольного
возраста
со
сказкой»,
«Сказка
в
нашем
доме»,
«Помогите
малышу»,
«Учимся сочинять сказки» и др. Ежемесячно обновлялась информация в
«Родительском
уголке».
Родители
активно
привлекались
к
участию
в
праздниках,
развлечениях,
постановках
сказок,
пошиву
костюмов,
принимали участие в экскурсиях и др.
Большое
внимание
уделялось
предметно
–
развивающей
среде.
Был
расширен
речевой
центр,
созданы
условия
для
самостоятельных
режиссерских
игр,
внесены
дидактические
игры:
«Расскажи
сказку»,
«Угадай
какая
сказка»
и
др.
с
использованием
моделей.
В
центре
библиотеки расположили иллюстрированные книги со сказками, которые
изучались или будут изучаться, а так же модели сказок для свободной
деятельности.
В
центре
творчества
находятся
иллюстрации
к
сказкам,
иллюстрации героев. Был создан «Уголок любимой сказки», а в центре
театра
различные
виды
театров:
теневые,
кукольные,
би
–
ба
–
бо,
варежковые, пальчиковые.
Таким образом, я постаралась создать все условия для реализации целей и
задач работы, способствующие развитию у детей старшего дошкольного
возраста связной речи.
Основным итогом своей работы я могу считать сформированность у детей
умения
составлять
связный,
логический
рассказ.
Явно
отмечена
положительная динамика речевого развития детей.
Мною разработано перспективное планирование по развитию связной речи
с использованием метода моделирования для детей
подготовительной
группы.
Анализируя результаты своей работы, могу сказать, что использование
схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение
этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает
такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Метод
моделирования сделал процесс воспитания и обучения привлекательным
для ребёнка и более результативным.