Авторы: Яковлева Ольга Юрьевна, Ольга Юрьевна Яковлева
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2120
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка в старших классах
Раздел: полное образование
ЯКОВЛЕВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА,
учитель английского языка, «ГБОУ Школа № 2120»
«Организация проектной деятельности на уроках
иностранного языка в старших классах»
Аннотация:
В настоящей статье рассматривается общий подход к организации
проектной деятельности в школе, раскрываются некоторые особенности
реализации метода «проектов» на занятиях по английскому языку в старших
общеобразовательных классах
Ключевые слова:
компетентностно-ориентированное обучение, проектная деятельность,
метод «проектов», проектная методика, проектные умения
Технология
классно-урочной
системы
на
протяжении
многих
десятилетий оставалась в школе наиболее эффективной для массовой
передачи знаний, умений и навыков молодому поколению.
Однако, происходящие в последнее время изменения в общественной
жизни, объективно потребовали развития новых способов образования,
педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием
личности,
творческой
инициативой,
навыком
поиска
информации,
и,
как
следствие,
необходимостью
корректировки
содержательных,
методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних
ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
При этом, акцент был перенесен на воспитание свободной личности,
формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать
и применять на практике полученные знания.
Это повлекло за собой широкое внедрение в образовательный процесс
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности,
которые способствовали:
формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции
учащихся в обучении;
первоочередному
развитию
у
обучающихся
исследовательских,
рефлексивных, самооценочных общеучебных умений и навыков;
развитию познавательного интереса учащихся.
Одной из таких альтернативных форм в образовательной деятельности
является метод «проектов». Он зародился во второй половине XIX века
в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических
концепциях
«прагматической
педагогики»,
провозгласившей
принцип
«обучение посредством делания». Основоположником этой школы выступил
Джон Дьюи. Согласно его взглядам, ценно то, что полезно людям, что имеет
практический результат и направлено на благо всего общества. Обучение
в его школе проходило в форме трудовой и игровой деятельности,
2
в процессе которой обучающемуся прививался вкус к самообучению
и саморазвитию. Идеи Джона Дьюи достаточно широко использовались
в XIX и начале XX века его последователями, в том числе и в России.
В нашей стране исследованием проектной деятельности занимались такие
ученые как, Берестнева Е.В., Вахрушева Л.М., Землянская Е.Н., Шацкий С.Т.
Под руководством последнего была организована группа сотрудников,
пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания.
Однако метод «проектов» ещё долго оставался в мировом сообществе
экспериментальным
новшеством,
неизвестным
большинству
педагогов
вплоть до конца XX века. И только с середины 90-х годов прошлого века
метод «проектов» вновь стал приобретать широкую популярность. Процесс
модернизации
образования,
выдвинув
на
первый
план
вопросы
проектирования
содержания
и
обеспечения
компетентностно-
ориентированного
обучения,
потребовал
применения
соответствующих
технологий, и, в частности, метода «проектов».
Организованная
деятельность
учащихся
в
процессе
усвоения
теоретических
знаний
и
практических
умений
посредством
метода
«проектов» способствовало признанию того факта, что любое знание
усваивается только в процессе собственных действий учащихся. При этом
важнейшей составляющей этих действий являются умственные усилия.
Под методом «проектов» понимается система обучения, при которой
учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного
планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических
заданий – проектов.
В настоящее время проектный метод рассматривается с двух точек
зрения.
Первая точка зрения определяет метод «проектов» как дидактический
метод обучения, который применяется в учебном процессе наряду
с другими дидактическими методами: проблемным изложением материала,
наглядным, практическим, частично-поисковым и т.д. Метод «проектов»
включает в себя совокупность приемов и операций, которые используются
для овладения определенной областью теоретических и практических
знаний. Он довольно легко адаптируется к особенностям всех учебных
заведений, легко встраивается в урок или в систему уроков по теме, то есть
несет в себе черты универсальности.
Вторая
точка
зрения
рассматривает
метод
«проектов»
как
педагогическую
технологию,
включающую
в
себя
достаточно
разнообразные методы, среди которых можно выделить исследовательский
анализ материала учебной и нормативно-справочной литературы, методы
сбора и обработки информации, практические и другие. Эти методы входят
составной частью в педагогическую технологию, образуя единую систему,
направленную на достижение целей обучения.
Но в общем случае, несмотря на существующие различные взгляды,
метод «проектов», ориентирован на: приобретение учащимися новых знаний
3
в процессе учебной деятельности, систематизацию и интеграцию знаний,
уже
имеющихся,
на
приобретение
опыта
решения
учебных
и профессиональных проблем, что само по себе уже требует разнообразия
методических приемов.
Главная цель использования метода «проектов» – развитие у учащихся
проектных
умений,
предполагающих
планирование
и
организацию
мышления.
В
основе
метода
«проектов»
лежит
креативность,
умение
ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно
конструировать систему своих знаний благодаря проектным умениям.
Проектные умения учащихся развиваются на нескольких уровнях,
начиная от самых простых, и усложняются по мере выполнения проектов
различного типа. Проектные умения можно рассматривать как набор
отдельных элементов учебной деятельности, которые можно формировать
и развивать как в рамках проектной деятельности, так и в процессе занятий
на уроке с помощью соответствующих методов и приемов обучения.
Основные
проектные
умения
можно
сгруппировать
следующим
образом: мыследеятельностные, коммуникативные, поисковые, эксперимен-
тальные, презентационные.
Владение методом «проектов» как технологией - показатель
высокой квалификации педагога.
В современной проектной деятельности выделяются следующие типы
проектов:
1. Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной
структуры,
обозначенных
целей,
обоснования
актуальности
предмета
исследования для всех участников, обозначения источников информации,
продуманных методов, результатов.
2. Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее
оформление
результатов.
Они,
как
правило,
не
имеют
детально
проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура
только намечается и далее развивается, подчиняясь интересам участников
проекта.
3.
Ролево-игровые.
В
таких
проектах
структура
также
только
намечается
и
остается
открытой
до
окончания
проекта.
Участники
принимают на себя определенные роли, обусловленные характером
и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
4. Информационные. Этот тип проектов изначально направлен на сбор
информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников
проекта
с
этой
информацией,
ее
анализ
и
обобщение
фактов,
предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо
продуманной структуры, возможности систематической корректировки по
ходу работы над проектом.
5. Межпредметные проекты. Это могут быть небольшие проекты,
затрагивающие
два-три
предмета,
а
также
достаточно
объемные,
4
продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную
достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Данный подход приемлем и при изучении иностранных языков,
который дает значимые результаты. Он позволяет создать на уроке
творческую
атмосферу,
где
каждый
ученик
вовлечен
в
активный
познавательный процесс на основе проектной методики.
На своих занятиях я применяю проектную методику для обобщений
знаний и умений по пройденной теме (разделу). То есть защита проектов,
как конечного результата, происходит на последних уроках изучаемой темы
(раздела).
При этом основными целями реализации проектной методики
на уроках английского языка я определяю как:
формирование системы знаний по изученной теме и умение применять
их на практике;
развитие самостоятельного мышления учащегося.
Так
как
проектная
методика
характеризуется
высокой
коммуникативностью и предполагает, что учащиеся будут выражать свое
мнение на английском языке, то одной из задач проектной деятельности,
является и развитие коммуникативных умений. Кроме этого, учащимся
необходимо самостоятельно найти и выбрать интересную информацию
по теме проекта, а также интересно и структурировано защитить проект,
в связи с чем задачи по развитию информационных и учебных умений также
являются важнейшими.
При использовании проектной методики на своих уроках, считаю
важным соблюдать ряд требований:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы,
требующей исследовательского поиска для ее решения;
2) теоретическая
и
практическая
значимость
предполагаемых
результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся на уроке или во внеурочное время;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов и распределением ролей);
5) использование исследовательских методов: определение проблемы;
выдвижение гипотезы их решения; оформление конечных результатов.
6) обязательное представление результата работы и его защита.
В начале работы над проектом конкретизируются педагогические цели,
формируются задачи, определяется круг знаний и умений, которые должны
быть усвоены учениками в процессе выполнения проекта.
Задумывая и реализуя проектную деятельность, необходимо понимать,
с каким материалом придется работать учащимся, какие знания и умения
от них потребуются, какие свойства личности могут проявить обучающиеся
в
процессе
работы.
При
этом,
учащиеся
работают
с
проблемой,
не подозревая, что они актуализируют свои знания, систематизируют
5
их, добывают новые, работая с информацией. Технологическая деятельность
выстраивается с учетом определенных правил, предписаний, инструкций,
которая реализуется в проектной методике. Для коррекции работы я провожу
с учениками консультации, объясняя и сообщая новое, неизвестное,
необходимое по новому материалу: объясняя непонятные термины, понятия,
уточняя, дополняя, составляя алгоритмы деятельности.
Типовая проектная методика (последовательность работы над любым
учебным проектом) которую я реализую в своей проектной деятельности
представлена в таблице 1.
Таблица 1
Последовательность работы над учебным проектом
Этапы работы над учебным проектом
Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.Выбор темы проекта и ее конкретизация (определение идеи).
Для этого сначала формулируется проблема (несколько проблем) проекта,
важность ее решения, ее причины. Продумывается система упражнений,
для свободного владения лексикой и грамматикой в рамках учебной темы,
перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов и защищать
свой проект.
2.Определение цели, формулирование задач.
Формулирование задач направлено на конкретизацию цели, формирование
представления о том, в каких направлениях должно идти проектирование.
При этом конкретные задачи, должны раскрывать содержание работы
по решению проблемы.
3.Формирование индивидуальных проектов, уточняются дальнейшие
действия.
Здесь
каждому
ученику
ставится
своя
индивидуальная
задача
с учетом склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию
выводов, к оформлению проектной работы.
Необходимо заметить,
что проекты могут быть и групповыми.
4.Выдача рекомендаций участникам проектных групп (требования,
сроки, график, консультации и т.д.).
Определяются
мероприятия,
которые
необходимо
осуществить
исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов
5.Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов учащихся.
6.Установление процедур и критериев оценки проекта и форм
его представления.
Поисково-исследовательский этап
1.Определение источников информации.
Уточняется из каких источников поступает информация, какие показатели
позволяют оценить эффективность использования средств.
2.Составление
плана
работы.
Составление
графика
выполнения
6
проекта. Определение обязанностей участников. Оценка проекта.
Составляется график выполнения всех пунктов плана, продумываются
и распределяются обязанности, необходимые для реализации плана.
Описывается основное содержание каждой обязанности, определяются
основные критерии, подлежащие оценке.
3.Подготовка к исследованию и его планирование.
4.Проведение
исследования.
Сбор
и
систематизация
материалов
(фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы,
подбор иллюстрации.
Этот
шаг
связан
с
поиском
новой,
дополнительной
информации,
обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором
способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры,
чертежи, викторины и др.). Совершенствуются сформированные ранее
навыки
иноязычного
общения
и
закладываются
основы
будущих
самостоятельных высказываний учеников. Кроме того, совершенствуется
умение
работать
с
информацией
через
использование
различных
источников (книги, Интернет), из которых учащиеся вынуждены отбирать
необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое
мнение.
5.Организационно-консультационные занятия.
Учитель и учащиеся просматривают выбранные материал, перестраивают
его, делают акценты на наиболее интересной и необходимой информации.
Также учитель помогает правильно организовать мысли учащихся.
Трансляционно-оформительский этап
1.Предзащита проекта.
2.Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.Подготовка к защите проекта:
определение даты защиты
определение программы и сценария публичной защиты, распределение
заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории и проч.)
Заключительный этап
1.Публичная защита проекта
На данном шаге происходит защита проектной работы. Весь отработанный,
оформленный материал представляется одноклассникам, осуществляется
защита своего проекта. Учащиеся демонстрируют свою презентацию,
высказывая свою точку зрения по определенной проблеме, аргументируя
ее и отвечают на вопросы.
2.Подведение итогов, анализ выполненной работы
Еще одна особенность метода проектов – совместное обучение
учащихся в группе. Групповая работа, дает больший учебно-воспитательный
эффект. Работа в группе никак
усиливает личную заинтересованность
учащихся
в
получении
положительного
результата,
так
как
здесь
есть осознание того, что качество и эффективность работы команды зависит
7
от качественной и эффективной деятельности каждого её члена. Внутренняя
мотивация способствует самостоятельности и настойчивости в преодолении
возникающих в ходе работы сложностей.
В качестве особенностей осуществления мною на практике метода
«проектов» в 9 и 10 классе приведу ряд примеров.
Так, особенностью подготовки проектов в 9 классе лингвистической
направленности является задание по чтению зарубежной художественной
литературы на летние каникулы. Особый интерес и познавательные проекты
разрабатывались по темам: «Идиоматические выражения в романе «Гарри
Поттер и философский камень», «Современная разговорная лексика в романе
«Гарри Поттер и философский камень». Учащиеся выполняли проекты
с учетом наиболее интересных для них моментов книги.
В 10-м классе медицинской направленности учащиеся также делали
интересные проекты. Для этого они разрабатывали и оформляли сайт
клиники, с учетом ранее пройденных и отработанных тем по системам
организма. Во время работы мною предоставлялись ученикам тематические
дополнительные материалы, которые они использовали с учетом будущих
своих профессиональных интересов для окончательного оформления своего
проекта.
Учащиеся
самостоятельно
придумывали
название
клиники,
направленность, указывали перечень врачей, график работы, оборудование.
Также приводились краткие статьи о заболеваниях и методах лечения.
Таким образом, проектная деятельность:
1. Определяется
как
система
взглядов,
при
которых
учащиеся
приобретают знания в процессе планирования постепенно усложняющихся
практических заданий, главной задачей, которой является развитие личных
и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование
инициативы и творческих возможностей школьников.
2. Результаты проектной деятельности не только дает возможность
учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет
их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать
и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только
коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей
учащихся. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей
каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать
«из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.
3. Наглядно демонстрирует самостоятельность действий учащихся
при решении проблемы. Любой (даже не совсем удачный) практический
результат
проектной
деятельности
предоставляет
педагогу
большие
возможности
для
анализа
действий
ученика,
определения
уровня
теоретических знаний и степени сформированности практических умений.
4. Позволяет реализовать на практике имеющиеся знания. Большой
объем информации сам по себе может быть бесполезным грузом,
если не научить пользоваться этими знаниями.
8
Метод
«проектов»
позволяет
отойти
от
традиционализма
в обучении, для которого характерны пассивность учащегося, стремление
педагога дать ему как можно больший набор готовых знаний. Это
дидактический инструмент, который создает предпосылки для развития таких
качеств,
как
целеустремленность
и
самостоятельность,
стимулирует
любознательность и возлагает на учащихся ответственность за результаты
учебной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Лизинский В.М.. Практическое воспитание в школе. Часть 1. –
М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002
2. Лизинский В.М.. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. Часть 2. –
М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004
3. Теория
и
практика
проектной
деятельности
(Дайджест
по материалам печати). Выпуск 1. – Авторская Экспериментальная Школа
Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
4. Теория
и
практика
проектной
деятельности
(Дайджест
по материалам печати). Выпуск 2. – Авторская Экспериментальная Школа
Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
5. Теория
и
практика
проектной
деятельности
(Дайджест
по материалам печати). Выпуск 3. – Авторская Экспериментальная Школа
Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
6. Теория
и
практика
проектной
деятельности
(Дайджест
по материалам печати). Выпуск 4. – Авторская Экспериментальная Школа
Министерства Образования РФ “Школа возраста”.