Автор: Калинкина Ольга Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №3 "Алёнушка"
Населённый пункт: город Барыш,Ульяновская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Моя любимая семья".
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД « Моя любимая семья».
Цели:
- Закрепить представления детей о семье как о людях, которые живут вместе,
уточнять понятие «семья», «родственники»;
- Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье;
- Воспитывать любовь и уважение к близким людям;
Задачи:
- Формировать дифференцированные представления о близких и дальних
родственниках как представителях определённого возраста и пола;
- Продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности, через
игру, общение;
Оборудование и материалы:
Фото – ряд: «Младенчество», погремушка, картинки: мужчины, женщины,
девочки, мальчика, домик, цветок, фото профессии, шаблоны домиков с
пустыми окнами.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке.
Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы
хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам
взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и
доброту чувств, радости от нашей встречи!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я сегодня предлагаю поговорить о семье. У каждой семьи есть и прошлое, и
настоящее и конечно, будущее. И мы сегодня совершим с вами путешествие и
в прошлое, и в настоящее и в будущее.
Сначала попробуем разобраться: то, что прошлое – это то, что прошло, а то,
что только ещё будет – это будущее, а то, что есть, это настоящее. Чтобы
отправиться в наше путешествие, нам необходимо выполнить задание, если
мы выполним правильно, то мы окажемся в другом времени.
Воспитатель:
Но для начала я предложу Вам следующее задание. Все Вы знаете, что у
каждого человека есть свой возраст: Это детство, юность, взрослость,
старость. Мальчики подойдите слева к доске, а девочки справа. Посмотрите
здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведём порядок,
расставим их по порядку, как растёт человек.
Игра «Что сначала, что потом».
Дети расставляют картинки на досках: «От девочки до бабушки» (старушки),
«От мальчика до дедушки» (старичка).
Ответы детей:
Обобщает девочка:
Сначала я была, малышкой, стала девочкой, буду мамой, буду бабушкой.
Обобщает мальчик:
Сначала я был малышом, стал мальчиком, буду папой, и дедушкой.
Пословица: Дочерьми красуются, а сыновьями в почёте живут.
Как только выполнили задание, звучит музыка.
Воспитатель: таинственно.
Мы можем отправляться в доброе прошлое. Сейчас я вам предлагаю
попутешествовать, а путешествовать мы будем не совсем обычным способом.
Путешествовать мы будем с помощью машины времени. Сейчас мы с вами
встанем в круг около меня, возьмёмся за руки, закроем глаза и скажем
волшебные слова «Раз, два, три глазки сомкни, в прошлое попади».
Фото, видео – «Младенчество».
Воспитатель:
Вот мы и попали в прошлое, это как раз то время когда совсем немного
прошло времени после того, когда вы родились. Может, кто - то узнал себя в
этих малышах.
Вставить свою фотографию.
Ответы детей.
Воспитатель:
Да, это вы! Как же радовались ваши родители, когда вы появились на свет. Но
перед нами встала важная задача, знаете какая? – дать вам имя. Ведь имя есть
у каждого человека и без имени нельзя. Давайте вспомним те времена, когда
вы только учились говорить своё имя.
А вспомнить, как вас ласково называли, поможет нам вот этот подарок из
прошлого, что это?
Дети:
Погремушка.
Воспитатель:
Становитесь в круг, у кого в руках погремушка, тот и говорит. Сейчас
погремушка у меня. Значит, говорю я!
Игра «Скажи ласково».
Воспитатель:
Меня в детстве называли ласково: Доченька…(передаю погремушку по
кругу).
Ответы детей:
Пословица: В семью, где лад счастье дорогу не забывает.
Воспитатель:
Вы теперь знаете, что каждый ребёнок рождается с именем, которое ему дают
его родители, и с этим именем мы будем жить всю жизнь.
Звучит музыка.
Воспитатель:
Прошлое остаётся позади, дети подрастают, узнают много нового. Пришло
время отправиться дальше, скажем вместе, тихонько, волшебные слова: «Раз,
два, три, повернись, в настоящее вернись».
Воспитатель обращает внимание на домик.
Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдём,
А зовётся башня дом».
Позвоним в звоночек?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Здравствуй, мальчик, как тебя зовут?
Мальчик Антоша:
Антоша.
Воспитатель:
С кем ты живёшь?
Мальчик Антоша:
Один.
Воспитатель:
Один? Ты пошутил? Как вы думаете, может ли такой мальчик жить один?
Почему? С кем может жить Антоша?
Давайте подумаем, с кем может жить Антоша? Для этого вы называете члена
семьи и ставите его рядом с Антошей. (Каждый ребёнок ставит члена семьи).
Выстраивают всех членов семьи по порядку.
Мальчик Антоша:
Я понял, что человек (ребёнок) не должен жить один и даже придумал
загадку:
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я
Мы называемся вместе…(семья).
Мальчик Антоша:
Ребята, а я ещё пословицу знаю про семью: В семье и каша гуще.
Воспитатель:
А, что у тебя в руках?
Мальчик Антоша:
А это мой любимый цветок, который называется «Родная семья», но вот как
собрать его я не знаю. Вы поможете мне его собрать?
Дети:
1 лепесток:
Кто стирает, варит, шьёт,
На работе устаёт,
Просыпается так рано? –
Лишь заботливая... (мама).
2 лепесток:
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? –
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудиться наш…(папа).
3 лепесток:
Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки,
Это наша …..(бабушка).
4 лепесток:
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей.
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш…(дед).
5 лепесток:
Кто весёлый карапузик –
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка –
Это младший мой…( братишка ).
6 лепесток:
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? –
Очень модная девчонка –
Моя старшая …(сестрёнка).
7 лепесток:
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал?.... (Тетя).
8 лепесток:
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя).
Воспитатель: Вот у нас и получилась одна большая семья.
Полюбовались цветком. Очень интересно всем вместе играть и отдыхать.
Давайте покажем Антоше нашу музыкальную физкультминутку.
Антоша, а теперь послушай, как наши ребята разбираются в родословных
связях, поиграем в игру:
Игра «Назови, кто кем кому приходиться».
Кем приходиться мальчик маме?
Кем приходиться девочка папе?
А для бабушки кем приходиться мальчик?
А для дедушки кем приходиться девочка?
А кто, знает кем приходиться мама папе?
А кем приходиться папа маме?
А кем приходиться папа для дедушки и бабушки?
А кем приходиться мама для дедушки и бабушки?
А девочка для мальчика в семье кто?
А мальчик для девочки в семье кто? ( Музыка правильного ответа)
Воспитатель:
Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились, а кто хочет
рассказать о своей семье.
Рассказы 2 -3 детей.
Надя Вшивкина
Прабабушка Маша мама бабушке Оли, а бабушка Оля мама – моему папе
Паше и моей крёстной Маше. А я старшая дочка своим папе и маме. У меня
есть младшая сестрёнка Танюша. Она дочка папе и маме, племянница
крёстной Маше, внучка бабушке и правнучка прабабушке.
Воспитатель:
Как хорошо ты Надя рассказала о своей семье, и о прошлом, и о настоящем и
о будущем, ведь и вы в будущем будете мамами, папами, а потом и
бабушками и дедушками.
Вот и сейчас мы с вами поиграем в игру «Старше – младше».
Воспитатель:
Я вам буду называть, а вы мне отвечать кто же младше или старше.
Папа старше сына, а сын младше…(папы)
Внук младше дедушки, а дедушка старше…(внука)
Дедушка старше сына, а сын младше…(дедушки)
Мама старше дочки, а дочь младше…(мамы)
Дочь младше папы, а папа старше…(дочери)
Бабушка старше мамы, а мама младше…(бабушки)
Задание выполнили, звучит музыка.
Воспитатель:
Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились. С настоящим мы с
вами разобрались, задания выполнили. Пришло время отправляться дальше.
Скажем волшебные слова: «Раз, два, три, улыбнись будущее появись».
Фото профессии:
Воспитатель:
Посмотрите ребята, а вот это может быть вашим будущим. Презентация
профессии.
-Учитель
-Спортсмен
-Повар
-Водитель
-Военный
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, что это за профессии? Какие орудия труда
нужны учителю (мел, глобус, доска, указка), повар (половник, кастрюля,
фартук), водитель (руль, транспорт), военный (форма, автомат), спортсмен
(мяч, форма, обувь)
Воспитатель:
Для чего нужно иметь профессию?
Любая профессия нужна для того, чтобы приносить пользу семье и стране.
Давайте ещё чуть дальше заглянем в будущее: пройдёт период взрослых
людей и станете вы…
Ответы детей:
Бабушками, дедушками.
Вот и узнали мы ваше будущее. Когда подрастёте, будете трудиться и
приносить радость своей семье, пользу нашему городу, своей стране.
А сейчас мы с вами возвратимся в настоящее . «Раз, два, три повернись в
настоящее вернись».
Воспитатель:
Мы вернулись в настоящее, и сейчас здесь я предложу Вам следующее
задание, которое связано с нашей сегодняшней темой, какой? Семья. И я Вам
предлагаю отгадать ребус :
7-Я
Воспитатель:
Молодцы правильно. Давайте же подумаем, почему семья называется
Семьей?
Напомните мне, из кого состоит семья.
Ответы детей:
Семья состоит: Дедушка, бабушка, папа, мама, старший брат, сестра,
младший брат + Я.
Воспитатель:
Путешествуя, мы узнали, что и в прошлом, и в настоящем, и в будущем самое
главное это семья.
Антоша:
В память о нашей встрече, я хочу вас попросить: Вот в эти домики (раздаёт
листочки) поселите своих членов семьи.
Воспитатель: Давайте займем свои места за столами и покажем Антоше кто
же живет с Вами в семье каждого из вас. А с кем бы ты Антоша хотел бы
жить? Нарисуй свою семью.
Дети рисуют.
Воспитатель: Вот Антоша тебе рисунки наших детей и мы надеемся, что у
тебя как и у наших ребят будет своя большая семья как ты и хочешь.
А какие ещё пословицы вы знаете про семью.
Ответы детей:
Вместе тесно, а врозь скучно.
Вся семья вместе так и душа наместе.
Антоша:
Откуда вы про всё знаете?
Ответы детей:
На занятии нам много рассказывали, а сегодня мы путешествовали в
прошлое, настоящее и даже в будущее.