Автор: Томчук Тина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 19 " Ивушка"
Населённый пункт: Ставропольский край, город Буденновск
Наименование материала: Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста»
Тема: Безопасность детей
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности ребенка
дошкольного возраста»
«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
«Здоровье-это та вершина, на которую человек должен подняться сам»
И. Брехман.
Одно из ключевых направлений здоровье сберегающей концепции - это
организация процесса сохранения и формирования здоровья, который
включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд
других аспектов.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой
проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью
информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения
ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями
ведется в этой области целенаправленная работа. Важно не только оберегать
ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями,
формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости
соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного
поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка
примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в
себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил
подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как
экологическая катастрофа и терроризм.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на
рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей
(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне,
которые способствуют эмоциональному благополучию, профилактике
болезней и нечастных случаев.
Задача нас педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к
встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными
ситуациями.
Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь
тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится
их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами,
является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения,
формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и
бережном отношении к своему здоровью.
«Здоровье сберегающая» компетентность позволит заботится о своем
физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному
здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность, дарованная
человеку природой, развитие двигательной активности и формированию
физических качеств".
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап
приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления
первых отношений с людьми.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем
является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое
главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа
формирования личности.
Важнейшей целью дошкольного образования является: обеспечение
благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности.
Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во
многом зависит здоровье в целом.
Поэтому, передо мной, как психологом, встала задача психологической
поддержки детей, направленная на сохранение психологического \ здоровья в
ДОУ.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,
эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок –
успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания
социально-адаптированной личности без осуществления системы
мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений
педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского
сада здоровье сберегающих технологий.
Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ
безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
-Придание оздоровительной направленности всей организации
жизнедеятельности ребенка в детском саду.
-Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и
мотивации к здоровому образу жизни.
-Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков,
поддерживающих и сохраняющих здоровье.
-Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и
бережном отношении к своему здоровью.
-Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
-Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в
быту или в других экстремальных ситуациях.
Применительно к ребенку :
-обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского
сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
-знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его;
-валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения;
-умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь
и помощь.
Применительно к взрослым –
- содействие становлению культуры здоровья.
- валеологическое просвещение родителей.
Содержание образовательной работы по формированию осознанного
отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы
и равномерно распределено в структуре режимных моментов,
осуществляется ежедневно через:
- непосредственно организованную деятельность;
- организацию игр;
- общение;
- художественно-речевую деятельность;
- изобразительную деятельность;
- познавательно-практическую деятельность;
- максимальное использование наглядности.
Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей
форме: эксперименты, проблемные ситуации.
- со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа
воздуха;
- глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;
- при работе с утюгом – различные виды тканей.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть
направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является
ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия,
партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Современные здоровье сберегающие технологии, используемые в детском
саду, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-
развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика,
терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к
формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной
охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению
необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам
здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности.
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников,
педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ с организациями физкультурно-
оздоровительной работы.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваье
сберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления
дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по
сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего
образовательного пространства в ДОУ и семье.
6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский