Автор: Новицкая Наталья Александровна
Должность: Инструктор- методист
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа "Этюд"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Страх поражения и неуверенность шахматиста
Раздел: дополнительное образование
Управление физической культуры и спорта
города Набережные Челны
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
города Набережные Челны
«Спортивная школа «Этюд»
Методическая разработка
Страх поражения и неуверенность шахматиста
Инструктор-методист
МАУДО «СШ
«Этюд»
Новицкая Н.А.
г. Набережные Челны
2024
Содержание
1.
Аннотация …………………………………………………………..
2
2.
Введение …………………………………………………………….
3
3.
Страх поражения ……………………………………………….......
6
4.
Эустресс …………………………………………………………….
7
5.
Уверенность в себе …………………………………………………
8
6.
Психологические типы шахматистов …………………………......
10
7.
Психологическая подготовка шахматистов к соревнованиям .....
13
8.
Памятка для родителей …………………………………………….
16
9.
Заключение …………………………………………………………
19
10.
Список использованной литературы ………………………….......
21
1.
Аннотация
Стресс постоянно присутствует в жизни каждого человека. Его
воздействие может быть положительным и отрицательным. Управление
стрессом обеспечивает долголетие и успех. Правильно выбрать позицию на
занятии по шахматам в процессе обучения для педагога – архиважно. Оказать
помощь в решении этой проблемы человечество пытается уже более века.
2.
Введение
Человеку шахматных знаний и умения хорошо играть в шахматы для
победы недостаточно. Чтобы выдерживать большие физические и нервные
перегрузки современных шахмат, необходима соответствующая подготовка.
Сегодня,
в
силу
своей
важности,
стала
популярной
тема
психологической
подготовки
спортсмена.
Волнение,
тревога,
паника,
неуверенность, страх и т.д. – огромную гамму чувств и переживаний
испытывает шахматист как во время партии, так и после партии и до её
начала. Умение справляться со своими эмоциями или по эмоциям
противника
получать
о
нем
важную
информацию,
умение
принять
правильное решение в неожиданной ситуации позволяет психологическая
подготовка спортсмена.
Перед всеми тренерами, спортсменами и родителями рано или поздно
встает проблема – как укротить эмоции, устранить психологические
проблемы
и
привести
психологическую
подготовку
спортсмена
к
соответствующему уровню, обрести гармоничное эмоциональное состояние.
Психологическая подготовка спортсмена наименее изученная тема.
Любой сильный игрок нуждается в эмоциональной настройке, но лучше, если
он
научится
принципам
самонастройки.
Это
искусство
самосовершенствования.
Наша психика может быть натренирована, так же как и наши мышцы.
Только есть важное условие – это нужно делать практически каждый день на
протяжении всей жизни! И главное, с удовольствием и в предвкушением
радости от предстоящих побед над самим собой!
Успех
в
спортивной
жизни
во
многом
зависит
от
правильно
постановленной цели, веры в себя оптимизма и уверенности. Спорт любит
игроков с сильным характером. Но встречаются на пути к успеху такие
психологические
и
личностные
проблемы,
как
страх
поражения,
слабохарактерность, а человек хочет быть успешным, хочет преодолеть страх
и быть сильным, необходимо ему помочь.
Важнейшее качество спортсмена – отсутствие страха, душевное
равновесие. Робость, неуверенность в себе, сомнения и страхи – причина
многих поражений. Рассмотрим проблемы неуверенности и страха к
поражениям у шахматистов.
3.
Страх поражения
Конечная
цель
шахматиста
при
психологической
подготовке
заключается
в
контроле
над
каким-либо
зажимами,
страхами
перед
соперником и общей неуверенности. То есть нужно достичь ощущения
спокойствия, чтобы ничто вокруг не помешало показать свой класс игры.
Страх, довольно распространённое чувство. Его испытывает каждый
человек на земле. Человек терпит поражения и неудачи на протяжении всей
своей жизни. Бывает поражения мелкие, бывают более крупные. Но совсем
без них невозможно провести ни один день.
Тот, кто считает себя обязанным выиграть постоянно, обычно не
добивается больших высот. Подсознательно он убежден, что в случае любой
неудачи над ним будет смеяться весь мир. Точнее говоря, такие люди бояться
проигрывать. И этот страх не позволяет им полностью реализовывать себя.
В спорте, в том числе и в шахматах на высоком профессиональном
уровне практически нет таких людей. Ведь с этой чертой характера очень
сложно подняться на высокий уровень мастерства. Действительно, как
можно добиваться высоких результатов, если на каждом этапе будет
следовать определенная порция поражений. При этом не имеет особого
значения, что побед, скорее всего, будет больше.
Если не предпринять никаких действий, то шахматные тренировки
станут для таких людей скучным занятием, а участие в соревнованиях будут
нести только страх, напряжение и страшную нагрузку на нервную систему. В
то же время победы не будут приносить полной удовлетворенности. Это одна
из наиболее опасных проблем становления профессионального шахматиста.
Из-за неё колоссальное количество людей бросали занятия по шахматам.
Впрочем, это относится не только к шахматам.
Если тренер-преподаватель обнаружил в своем ученике такую черту
характера, нужно немедленно начать с ней бороться. Без контроля над
поражениями и негативными эмоциями о высоких результатах можно и не
мечтать.
В результате встают вопросы: 1. Как научиться правильно реагировать
на поражения? 2. Откуда берется привычка реагировать негативно или
позитивно?
Из накопленных с детства впечатлений наше подсознание впитывает
всё то, что мы слышим и видим с детства и по настоящее время, а потом
выдает нам в виде чувств, эмоций и фраз.
Например, ребенку, которому родители в случае мелкой или крупной
неудачи, говорили: «слабак», «неумеха», «балбес», «тебе ничего нельзя
доверить», «растяпа», «слюнтяй» и т.п., будет гораздо сложнее преодолевать
жизненные трудности. Такие дети могут быть агрессивными по отношению к
другим, так как это защитная реакция (причина – неуверенность в себе и
желание доказать всем, что на самом деле он сильный, смелый) или быть
агрессивными к себе (заниматься самобичеванием, не прощать ошибок себе,
потерять веру в себя).
Почему делается акцент на СЛОВАХ, в которые мы произносим?
Потому, что слова имеют большую силу проникновения в подсознание.
Именно слова формируют сознание и мышление человека. Наша цель –
помочь с помощью совместных усилий тренеров- преподавателей и
родителей спортсменам.
4.
Эустресс
Выдающийся канадский ученый-физиолог ХХ века, создатель ставшего
классическим изучением о стрессе – Ганс Селье первым применил понятие
«стресс» для описания реакции организма на все виды биологических
раздражителей-реакции,
вызывающий
как
болезни,
так
и
состояния
возбуждения. В своих научных исследованиях он занимался изучением
воздействия стресса на наш организм, обращая особое внимание на то, что
некоторая доля стресса необходима для поддержания хорошего самочувствия
и что некоторые виды стресса, которые канадский профессор Селье называл
«эустресс», идут нам на пользу. Поглощенность работой – вот самое лучшее
средство борьбы со стрессом.
Сегодня мы сетуем на то, что испытываем большие стрессовые
нагрузки, чем их выпадало на долю наших предков. Подчеркнем, что всегда в
любую эпоху, а не только в нашу, существовал так называемый «возраст
беспокойства» и что сегодня большинство «страх типов» стресса уступили
место новым, но аналогичным. Насколько сотен лет назад человек
испытывал неимоверный страх перед огнем, позднее перед чумой и т.д. В
наши дни безусловно усилился социальный стресс – потеря мотивации. Это
заболевание духа, которое достигло размеров настоящей эпидемии.
Под «эустрессом» понимают такое, внутреннее состояние человека
при котором он чувствует себя комфортно и готов к осознанному
творческому процессу при принятии решения в процессе шахматной игры.
Тренеру-преподавателю по шахматам главный его ориентир – это
воспитать у ученика любовь к шахматному искусству и устойчивое желание
заниматься шахматами то, есть стойкий интерес.
5.
Уверенность в себе
Рассмотрим еще один аспект, который очень важен на пути к победе, с
точки зрения психолога. Это то, что разрабатывается через воспитание, что
может обрести любой человек. Уверенность в себе, она часто зависит от
окружающих людей.
Неуверенность порождает страх, страх усиливает неуверенность, и это
– порочный круг. Неуверенность в себе – большая беда. Она парализует
юного, полного сил в период, когда человек формируется как личность и
решается судьба.
Неуверенный проигрывает еще не начатый бой, поскольку не верит,
что
способен
победить.
Неуверенность
порождает
нерешительность,
пессимизм, тоску и депрессию. Он не доверяет себе, опасается других и
испытывает страх перед жизнью, изначально неудачник, и судьба его
искалечена. Из неуверенности в себе вытекает невроз, неуверенность сама по
себе болезнь, и болезнь тяжелая, но, к счастью, излечимая.
Однако возможны случаи, когда мучительно не уверен в себе и умный,
сильный, ловкий, знающий и умелый, такое случается при очень тяжелом
детстве, когда ребенка унижали, запугали и психологически сломали, когда
человек вынес из детства комплекс гадкого утенка.
Естественно, никто не хочет признавать себя слабым, побежденным,
неудачником, никто не хочет признавать ущемленность своего чувства
достоинства, однако при этом один идет по пути самосовершенствования,
неутомимо укрепляет свои умственные и физические силы, отважно борется
и отстаивает свое чувство достоинства, а другой обманывает себя. Таковы
корни невроза и избавление от него – преодоление неуверенности в себе и
эгоизма, эгоизма слабого человека, преодоление самообмана. А путь к этому
один – сделать всё возможное и невозможное, чтобы максимально развить
свой ум, способность ориентироваться в себе самом, в людях, в ситуациях и
обстоятельствах своей жизни, научиться предвидеть ход событий, чтобы
упреждать неприятное и способствовать приятному, предвидеть последствия
своих поступков, чтобы не попасть в беду, максимально развить способность
защитить себя и свое человеческое достоинство. От умной головы, от
крепких и умелых рук, от удач и побед – уверенность в себе и истинное, а не
ложное чувство достоинства, и тогда невроз исчезнет как наваждение.
Достигается это волей, трудом и великим терпением, подобно тому как шаг
за шагом, год за годом, от победы к победе шахматист набирает
гроссмейстерские баллы.
Но просто так, однажды проснуться и остаться навсегда позитивно
мыслящим радостным человеком практически невозможно. Необходимо
длительное время постоянно прилагать усилия и тренировать свою психику,
ведь качает спортсмен мышцы – и тогда они в тонусе, а перестает заниматься
– и мышцы становится слабыми.
6.
Психологические типы шахматистов
Психология
-
неотъемлемая
часть
шахмат.
В
партии,
турнире
побеждает
не
только
тот,
кто
сильнее,
но
и
тот,
кто
устойчив
психологически. Целью данной работы является изучение психологической
подготовки шахматистов, психология поражения, сотрудничество тренера-
преподавателя с родителями.
Почему-то мало обращают внимания на природу самих шахмат.
Конечно, шахматы - искусство, но искусство совершенно особого рода. В то
время, когда любой художник слова, кисти, резца, творит наедине с самим
собой, в атмосфере полного спокойствия и одиночества, шахматист
проявляет свое творчество только в борьбе с другим противником, где
элементы его психологии играют далеко немаловажную роль. В этом
отношении, например, методы для изучения психологии творчества писателя
и художника-шахматиста должны быть в принципе совершенно различны.
Раз
единственная
форма
выявления
шахматного
искусства
-
напряженная борьба, то длительный матч на звание чемпиона мира, где
сталкиваются сильнейшие мастера современности, являет собой наиболее
совершенный вид этой борьбы. Вот почему имеются все основания подойти к
этому матчу с точки зрения психологии самих борцов. Из этой огромной и
мало изученной области в настоящем очерке мы выделим психологию
поражения и ее отраженный рефлекс на творчество шахматиста.
Для каждого мастера проигрыш партии в психологическом отношении
крайне тяжелый удар. Но не все мастера одинаково реагируют на него. В
этом отношении намечаются три типа шахматных игроков, которые резко
отличаются друг от друга.
Первый психологический тип шахматиста.
Первый
тип
характеризуется
элементами
деморализованности,
известной психологической подавленности и растерянности. Для мастеров
этой категории проигрыш - непоправимая трагедия, после которой общий
уровень их игры в турнире на другой же день после поражения резко
понижается (грубые зевки, вялость, потеря инициативы и т.д.). Для таких
игроков первый проигрыш влечет за собой почти всегда ряд последующих
или в лучшем случае дает серию ничьих.
Яркий пример этого типа являет собой гроссмейстер А. Рубинштейн.
Поражение сразу делало его совершенно неузнаваемым. Он мог не спать всю
ночь, опоздать на турнир утром. Результаты этой нервной встряски и
психологической растерянности не замедлили сразу же сказаться. На
следующий же день он грубым образом проиграл Алехину, а в дальнейшем
упускал все случаи выигрыша, ограничиваясь ничьими, которых у него
оказалось целых шесть. В результате Рубинштейн даже не попал в группу
победителей.
К этому же типу нужно отнести и Капабланку. Правда, он далеко не так
нервозно реагирует на проигрыши, как Рубинштейн, и старается "держать
себя в руках". Надо отдать Капабланке справедливость: иногда он умел
преодолеть деморализующее влияние своего первого поражения и после
этого даже выигрывал у соперника несколько партий. Это - рекорд выдержки
для типа психологически неустойчивых игроков, к каковым, несомненно,
принадлежит Капабланка. Но если судьба принесет ему новое поражение, то
тут
довольно
ярко
скажется
истинная
психология
Капабланки.
Подавленность, растерянность сделали свое дело, и никакая техника не могла
спасти его от поражения.
Второй психологический тип шахматиста.
Второй
тип
шахматиста
характеризуется
элементами
полного
спокойствия и уравновешенности. Мастер этой психологической категории
после понесенного поражения почти не проявляет признаков растерянности и
деморализации и играет с той же силой, как и до проигрыша. Из старых
мастеров такой психологической устойчивостью отличались - первый
официальный чемпион мира Стейниц, Пильсбери и Шлехтер.
Эта же уравновешенность и удивительная психологическая выдержка
свойственны игре чемпиона мира Эммануила Ласкера. Проигрыши, которые
встречались в его практике, Ласкер переносил с удивительным, каким-то
"олимпийским спокойствием", и они ни в какой степени не отражались на
силе его игры.
Третий психологический тип шахматиста.
Наконец,
существует
еще
третий,
и,
заметим,
крайне
редкий
психологический
тип
шахматного
мастера.
Мы
разумеем
тот
исключительный случай, когда поражение вызывает не деморализацию, а
наоборот, обострение, напряжение всех способностей игрока, когда оно как
бы "подхлестывает" его, заставляя напрягать все свои силы до такой степени,
что мастер после поражения начинает играть сильнее, инициативнее, чем до
него, проявляя в этот момент необыкновенный блеск и глубину.
Самим ярким представителем этого типа, какого только знала вся
шахматная история, несомненно является А.А. Алехин. Изучая несколько его
турниров, мы имеем следующий крайне любопытный для психологического
анализа факт: партии, игранные Алехиным на другой день после его
поражения, оказываются самыми лучшими из сыгранных им в турнире.
Чем
объяснить
этот
странный
факт?
Исключительно
тем,
что
поражение всякий раз вызывало у Алехина некую своеобразную реакцию,
особое напряжение всех его сил и способностей, создавало психологическую
атмосферу, которая для него характеризуется необыкновенным подъемом его
шахматного творчества. Все это, конечно, говорит об огромных волевых
началах, имеющихся у Алехина.
Таким образом, человек терпит поражения и неудачи на протяжении
всей своей жизни. Бывают поражения мелкие, бывают более крупные. Но
совсем без них невозможно провести ни один день. Ни в одной сфере
деятельности.
7.
Психологическая подготовка шахматиста к соревнованиям
Умение подойти к ответственному соревнованию является важнейшим
элементом подготовки шахматиста. При этом очень важна психологическая
готовность. Почти в каждом соревновании принимают участие примерно
равные по силе участники, а потому психология может сыграть ключевую
роль в итоговом результате.
Конечная
цель
шахматиста
при
психологической
подготовке
заключается в контроле над какими-либо зажимами, страхами перед
соперником и общей неуверенности. То есть нужно достичь ощущения
спокойствия, чтобы ничто вокруг не помешало вам показать свой класс игры.
Именно свою реальную силу. Излишняя самоуверенность и бравада также не
самое лучшее состояние для выступления на турнирах.
Конечно, добиться оптимального устойчивого состояния не просто.
Процесс
тренировок
и
соревнований
приводит
к
колоссальному
перенапряжению нервной системы. У многих спортсменов при одной только
мысли о предстоящем соревновании учащается сердцебиение и появляется
волнение. Основной вред при этом заключается в том, что, испытывая
волнение и страх, шахматист показывает уровень игры ниже своих
возможностей.
Итак, что требуется для достижения оптимального психологического
состояния перед шахматным турниром?
1.
Детальный сбор информации о соревновании: необходимо
собирать информацию, даже если это турнир на 3-й разряд. Можно
даже сказать, что для детей (ведь именно они обычно играют на 3-й
разряд) психологическая готовность важнее, чем для взрослого
человека ввиду неустойчивости нервной системы у детей. Нужно
прочитать положение о соревновании, знать количество участников,
число туров, систему проведения (круговой турнир, швейцарка и т.д.).
Желательно хотя бы один раз побывать в помещении, где будет
проходить турнир. Как известно в непривычной обстановке человек
чувствует себя не совсем комфортно. Как писал М.Ботвинник, нужно
перед партией гулять пешком около 20 минут. Это действительно
помогает успокоиться и настроиться на борьбу.
2.
Детальный
сбор
информации
о
соперниках.
Зная
своих
соперников, можно в процессе тренировки найти усиления против
дебютных схем, которые они применяют. Или просто наиграть
типичные позиции, которые могут возникнуть в партиях с основными
конкурентами. Играть то, что было проанализировано гораздо легче и
спокойней, чем искать пути за доской. Сделайте список основных
конкурентов на данном турнире, соберите несколько их партий.
Проанализируйте манеру игры соперников. Желательно создать досье
на каждого, чтобы знать их вдоль и поперек. Неизвестность пугает
больше всего, поэтому сделайте соперников известными, открытыми
для себя.
3.
Определение цели турнира. Не важно, какой у вас уровень игры,
не важно, насколько сильны конкуренты, вам в любом случае нужно
поставить цель на данный турнир. Она может измеряться количеством
очков или занятым местом. Главное, чтобы цель была. И она даст вам
четкую подцель на каждую партию. Например: «Эту партию я
собираюсь выиграть», «Здесь меня устроит ничья» и т.д. Конечно, цель
может корректироваться по ходу самой партии. Но все равно, надо
знать, чего мы изначально хотим достичь. Как сказал Эмерсон: «Мир
расступается перед человеком, который знает куда идет!».
4.
Подготовка дебютных схем. Сейчас это очень важно, учитывая
уровень развития шахматной теории. При этом, иметь наработанные
дебютные схемы (а может и новинки) необходимо на любом уровне, а
не только
среди супер гроссмейстеров. Способов масса: книги,
дебютные брошюры, Интернет, шахматные программы с дебютными
базами. Почти любой старый вариант можно поднять, доработать,
отточить на практике и с успехом применять. Всегда приятно играть
тот тип позиций, который знаком.
5.
Получать удовольствие от процесса. Последний по списку, но
далеко не последний по значимости пункт. В данном случае работает
принцип «Приятное не может быть страшным». Нужно стараться
получать от шахмат удовольствие, ведь, в конечном счете, это игра.
Когда человек что-то делает с удовольствием, то автоматически
отпадают такие факторы, как нервы, страх и волнение. Живой интерес
к делу придает мотивацию к совершенствованию, и приводит к
психологическому расслаблению.
Итак, для того, чтобы психологически подготовиться к предстоящему
соревнованию необходимо:
Собрать информации о турнире;
Собрать информацию о соперниках;
Определить цель турнира;
Подготовить дебютные схемы;
Получать удовольствие от игры.
8.
Памятка для родителей
Не торопитесь обвинять ребенка в неумении быть сильным и
напористым, поставьте себя на его место. Спорт- это нелегкий путь. Любое
соревнование – это стресс, который юный спортсмен должен постепенно
учиться преодолевать.
Поддерживайте ребенка в трудную минуту. Они гораздо быстрее
учатся за счет позитивной и внимательной поддержки, но не отрицательной.
Это замедлит процесс обучения. Лучше подчеркните то, что ребенку удалось
сделать хорошо, подразумевая при этом, что необходимо сделать в
перспективе, что нужно доработать. Даже при неудачной игре отметьте его
старание, помогите сделать выводы, почему партия завершилась неудачей.
Не ругайте ребенка за проигрыши. Часто во время выступления мешают быть
смелым и раскованным мысль о негативной реакции родителей на качество
выступления. Правильнее научить ребенка делать выводы, чтобы потом
исправлять ошибку и совершенствовать свою технику.
Каждый ребенок уникален, он учится с той скоростью, которая
свойственна именно ему. Нельзя его ни с кем сравнивать. Все сравнения
должны быть относительно его собственных показателей.
Не вешайте «ярлыков» на ребенка, говоря ему, что он лентяй, трус,
слабохарактерный и т.д. вы можете сказать случайно, на эмоциях, а ребенок
это запомнит. А мнение его о себе во многом складывается из отношения к
нему родителей.
Родителям желательно придерживаться позиции невмешательства в
профессиональные вопросы, и проявлять доверие к тренеру-преподавателю,
советоваться.
Полноценное
сотрудничество
тренера-преподавателя
и
родителей только повысит эффективность спортивной деятельности ребенка.
Ощущение самоценности лучше вырабатывается, если родители
одобряют не столько его победы, сколько усилия к достижению побед.
Итак, мы заметили, что слова формируют сознание и мышление
человека. Вернемся к принципам самонастройки, некоторые из которых
должны служить теперь устной памяткой для самого спортсмена.
На первом этапе нужно признавать поражение, каким бы обидным оно
не казалось. Чтобы научится необходимо применять конструктивный подход
реакции на поражение, согласно такому подходу шахматист:
1. Продолжает работать над собой. Это обязательное условие то, есть
об отказе от тренировок и соревнований мыслей возникать не должно.
2. После какого-либо поражения проводить анализ его причин и
стараться
не
допускать
имеющиеся
ошибки.
Ключевой
фактор
совершенствования. Без него ошибки могут повторяться, а вместе с ними и
поражения.
3. Разбирает конечную цель на несколько подцелей и постепенно идет
к её достижению, а не старается достичь эту цель мгновенно.
Второй этап – это мотивация. То, что было описано в первом этапе это
общая стратегия, теоретический план. Теперь необходимо научиться
вдохновлять
себя
на
выполнение
этого
плана.
Отлично
подойдут
вдохновляющие фразы известных людей, видео, большинство книг об
успехе. В качестве иллюстраций, к нашей теме отлично подойдут следующие
фразы:
Поражение – не поражение, если только вы не признаете его
таковым в своем сознании. (с. Брюс Ли).
Неудача – это всего лишь еще одна прекрасная возможность
попробовать еще раз. И на этот раз быть более мудрым.
(с. Сенека).
Успех – это умение правильно оценить причины неудачи.
(с. Авраам Линкольн).
Все сражения нужны в жизни для того, чтобы чему-то нас
научить. Даже те, которые мы проигрываем. Когда вырастешь, то
поймешь, что защищал ложные идеи, обманывал себя и страдал
из-за пустяков. Если ты станешь хорошим воином, ты не будешь
винить себя за эти ошибки, но и не допустишь, чтобы они
повторились. (с. Паоло Куэльо)
Величайшее
испытание
мужества
человека
–
потерпеть
поражение и не пасть духом. (с. Роберт Ингерсол).
Добейтесь того, чтобы эти высказывания стали не просто красивой
игрой слов. Итак, для того, чтобы научиться правильно реагировать на
поражения, созрела и памятка для спортсмена:
1.
Составьте
план
конструктивной
реакции
с
учетом
личных
особенностей.
2.
Создайте и запустите собственную систему мотивации.
3.
Контролируйте итоговый результат. В случае сбоя, совершенствуйте
первые два пункта.
9.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для
достижения
максимального
спортивного
результата
в
подготовке
шахматистов огромное значение имеет вопрос психологической подготовки
спортсмена, тогда мы будем иметь и квалифицированных шахматистов и
здоровых людей. Ведь даже у маленького шахматиста в его начинающейся
профессиональной карьере бывают кризисные периоды, которые могут быть
вызваны
самыми
различными
причинами:
неудачей
в
соревновании,
чрезмерным волнением перед стартом, переживанием поражений и побед, и
т.п.
Зная психологические особенности спортсмена (темперамент, сила
нервной системы, движущие мотивы и т.д.) индивидуально к каждому можно
найти
эффективный
подход,
который
будет
сказываться
на
профессиональном росте спортсмена.
Тренер-преподаватель – главный человек в спортивной жизни своего
воспитанника
и
большая
результативность
психологической
работы
достигается,
если
тренер-преподаватель
сотрудничает
не
только
со
спортсменом, но и с его родителями. Иметь личного спортивного психолога
затруднительно в наше время и поэтому тренерам-преподавателям и
родителям приходится выступать и в роли психологов.
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. -
М.:ФиС, 1976.-288с.
2.
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. – 2-е изд.,
перераб. – СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
3.
Алехин А. А. На пути к высшим достижениям. М.: ФиС, 1991,- 447 с.
4.
Антонова И.П. Особенности развития мышления и памяти у детей
шести лет в процессе обучения. М., 1986.
5.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги
ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ
им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000. – 159 с., ил.
6.
Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории
поэтапного усвоения умственных действий. М.: Просвещение, 1968.
7.
Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников. -М.:
Педагогика, 1990.
8.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М.: ФиС, 1986. - 269 с.
9.
Карпов А.Е., Гик Е.А. Неисчерпаемые шахматы. М.: МГУ, 1983. - 320 с
10. Костьев А.Н. Уроки шахмат: Метод. Материал для работы с детьми. –
М.: Физкультура и спорт, 1984. – 208 с.
11. Кучумова Е.Н. Психология учебной деятельности юного шахматиста //
Тезисы. Второй международный конгресс по спортивной психологии.
М.: 1995, С.27.
12. Малкин В.Б. Мышление шахматиста. М.: ГЦОЛИФК, 1983
13. Рохлин Я.Г. Юный шахматист. М.: ФиС 1977.
14. Сухин И.И. Приключения в шахматной стране. М.: Педагогика, 1991.
15. Теория
и
практика
шахматной
игры:
Научно-методическое
и
практическое пособие. / Под ред. Я.Б.Эстрина. М., 1984. - 272 с.