Автор: Ольга Ивановна Салахутдинова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ с.Фатеево Кирово-Чепецкого района
Населённый пункт: Фатеево / Кирово-Чепецкий район
Наименование материала: статья
Тема: " «Обзор изменений в законодательстве в рамках трудового обучения и воспитания школьников"
Раздел: начальное образование
Семья и школа- два главных круга в жизни ребёнка. Именно от них зависит
дальнейшее отношение человека к труду. Его трудолюбие, осознанное
отношение к результатам трудовой деятельности. А если проще, то кем
станет ребёнок потребителем или созидателем. И если в плане семьи давно
всем известно, что основным навыкам ребёнок учится подражая
родителям( читают родители- читает ребёнок, трудолюбивы родители-
трудолюбив и ребёнок), то школе в этом вопросе сложнее.
Отношение к трудовому обучению и воспитанию в нашей стране долгое
время было, мягко говоря, сложное. Под запретом был любой труд вне рамок
основной образовательной программы: уборка классов, территории, работа
на учебно-опытных участках и т.д. На любой элемент трудовой деятельности
нужно было как согласие родителя, так и самого обучающегося.
Всё должно измениться с 01.09.2024 в связи с тем, что изменения коснулись
закона об образовании № 273.
Предлагаю рассмотреть изменения подробнее, чтобы избежать ошибок в
построении трудового обучения и воспитания в школе.
Прежде чем начать разбор нормативных документов, обратим особое
внимание на слово «труд». Дело в том, что этот термин давно и прочно
обосновался в трудовом законодательстве РФ. В статье 34 прописано, что
любой труд должен быть оплачен в рамках трудового соглашения. Какое
отношение это имеет к нам? Непосредственное, если мы в школе привлекаем
ребёнка к труду, то мы должны его оплатить, что и делают многие школы,
заключая трудовые договоры с несовершеннолетними в рамках
трёхсторонних соглашений «муниципалитет - центр занятости - школа». В
любых других ситуациях мы не используем труд несовершеннолетних.
Какие же термины и понятия мы должны применять в школе?
В Статье 2 закона об образовании в понятие «воспитание» добавлена
следующая формулировка: « формирование у обучающихся трудолюбия,
ответственного отношения к труду и его результатам». То есть сейчас мы
педагоги должны объяснять и ребёнку, и довести до родителей, что ценен
любой труд: и труд учителя, и повара, и техслужащей. Дети несут
ответственность за своё поведение, сохранность школьного имущества.
Статья 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» теперь обязывает
обучающихся «…поддерживать в образовательной организации чистоту и
порядок».
«…с учётом возрастных и психофизиологических особенностей участвовать
в общественно- полезном труде, предусмотренном основной
образовательной программой и направленном на формирование у
обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства
причастности и уважения к результатам труда».
Статьи 3, 12.1 регламентируют единство обучения и воспитания на
федеральном уровне. Тем самым всё, что мы используем в учебно-
воспитательном процессе не придумано нами, а реализуется в рамках
федеральных учебных планов, программ обучения и воспитания. Так в
рамках модуля общественно- полезный труд, школа, если это прописано в её
планах и программах, имеет полное право привлекать обучающихся к
общественно- полезному труду.
Не стоит забывать про статью 34. «Основные права обучающихся и меры
социальной поддержки и стимулирования», пункт 4. « Обучающиеся имеют
право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не
предусмотрены учебным планом. Привлечение обучающихся к труду не
предусмотренному образовательной программой, осуществляется в
соответствии с требованиями трудового законодательства».
Таким образом, нужно чётко понимать, насколько грамотно должны быть
составлены ООП НОО, ООП ООО и так далее.
Ещё одной точкой опоры в плане трудового воспитания и обучения стал
пункт 19.1 статьи 28 закона об образовании. «Содействие
добровольческой( волонтёрской) деятельности обучающихся, их участие в
общественно- полезном труде». Перед нами открылись большие
возможности по привлечению детей к общественно - полезному труду в
рамках производственной практики на учебно - опытном участке, уборке
территории школы, памятников, памятных мест и так далее. Чтобы данная
деятельность осталась в рамках закона, мы должны создавать при школах
волонтёрские отряды, которые и будут привлекать остальных обучающихся к
общественно-полезному труду, проводя субботники, акции и другие
мероприятия.
Таким образом, активно внедряя трудовое обучение и воспитание с
использованием средств учебного предмета «Труд(технология)», нужно не
забывать о тех границах и нормативно - правовых отношениях, которые
предписывает нам закон об образовании с одной стороны и трудовое
законодательство с другой. Закон об образовании не даёт нам права
привлекать детей к труду, как таковому. Мы можем и имеем право на
привлечение обучающихся к общественно - полезной трудовой деятельности,
прививать трудолюбие, уважение и ответственность за результат.