Напоминание

" «Обзор изменений в законодательстве в рамках трудового обучения и воспитания школьников"


Автор: Ольга Ивановна Салахутдинова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ с.Фатеево Кирово-Чепецкого района
Населённый пункт: Фатеево / Кирово-Чепецкий район
Наименование материала: статья
Тема: " «Обзор изменений в законодательстве в рамках трудового обучения и воспитания школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Семья и школа- два главных круга в жизни ребёнка. Именно от них зависит

дальнейшее отношение человека к труду. Его трудолюбие, осознанное

отношение к результатам трудовой деятельности. А если проще, то кем

станет ребёнок потребителем или созидателем. И если в плане семьи давно

всем известно, что основным навыкам ребёнок учится подражая

родителям( читают родители- читает ребёнок, трудолюбивы родители-

трудолюбив и ребёнок), то школе в этом вопросе сложнее.

Отношение к трудовому обучению и воспитанию в нашей стране долгое

время было, мягко говоря, сложное. Под запретом был любой труд вне рамок

основной образовательной программы: уборка классов, территории, работа

на учебно-опытных участках и т.д. На любой элемент трудовой деятельности

нужно было как согласие родителя, так и самого обучающегося.

Всё должно измениться с 01.09.2024 в связи с тем, что изменения коснулись

закона об образовании № 273.

Предлагаю рассмотреть изменения подробнее, чтобы избежать ошибок в

построении трудового обучения и воспитания в школе.

Прежде чем начать разбор нормативных документов, обратим особое

внимание на слово «труд». Дело в том, что этот термин давно и прочно

обосновался в трудовом законодательстве РФ. В статье 34 прописано, что

любой труд должен быть оплачен в рамках трудового соглашения. Какое

отношение это имеет к нам? Непосредственное, если мы в школе привлекаем

ребёнка к труду, то мы должны его оплатить, что и делают многие школы,

заключая трудовые договоры с несовершеннолетними в рамках

трёхсторонних соглашений «муниципалитет - центр занятости - школа». В

любых других ситуациях мы не используем труд несовершеннолетних.

Какие же термины и понятия мы должны применять в школе?

В Статье 2 закона об образовании в понятие «воспитание» добавлена

следующая формулировка: « формирование у обучающихся трудолюбия,

ответственного отношения к труду и его результатам». То есть сейчас мы

педагоги должны объяснять и ребёнку, и довести до родителей, что ценен

любой труд: и труд учителя, и повара, и техслужащей. Дети несут

ответственность за своё поведение, сохранность школьного имущества.

Статья 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» теперь обязывает

обучающихся «…поддерживать в образовательной организации чистоту и

порядок».

«…с учётом возрастных и психофизиологических особенностей участвовать

в общественно- полезном труде, предусмотренном основной

образовательной программой и направленном на формирование у

обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства

причастности и уважения к результатам труда».

Статьи 3, 12.1 регламентируют единство обучения и воспитания на

федеральном уровне. Тем самым всё, что мы используем в учебно-

воспитательном процессе не придумано нами, а реализуется в рамках

федеральных учебных планов, программ обучения и воспитания. Так в

рамках модуля общественно- полезный труд, школа, если это прописано в её

планах и программах, имеет полное право привлекать обучающихся к

общественно- полезному труду.

Не стоит забывать про статью 34. «Основные права обучающихся и меры

социальной поддержки и стимулирования», пункт 4. « Обучающиеся имеют

право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в

организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не

предусмотрены учебным планом. Привлечение обучающихся к труду не

предусмотренному образовательной программой, осуществляется в

соответствии с требованиями трудового законодательства».

Таким образом, нужно чётко понимать, насколько грамотно должны быть

составлены ООП НОО, ООП ООО и так далее.

Ещё одной точкой опоры в плане трудового воспитания и обучения стал

пункт 19.1 статьи 28 закона об образовании. «Содействие

добровольческой( волонтёрской) деятельности обучающихся, их участие в

общественно- полезном труде». Перед нами открылись большие

возможности по привлечению детей к общественно - полезному труду в

рамках производственной практики на учебно - опытном участке, уборке

территории школы, памятников, памятных мест и так далее. Чтобы данная

деятельность осталась в рамках закона, мы должны создавать при школах

волонтёрские отряды, которые и будут привлекать остальных обучающихся к

общественно-полезному труду, проводя субботники, акции и другие

мероприятия.

Таким образом, активно внедряя трудовое обучение и воспитание с

использованием средств учебного предмета «Труд(технология)», нужно не

забывать о тех границах и нормативно - правовых отношениях, которые

предписывает нам закон об образовании с одной стороны и трудовое

законодательство с другой. Закон об образовании не даёт нам права

привлекать детей к труду, как таковому. Мы можем и имеем право на

привлечение обучающихся к общественно - полезной трудовой деятельности,

прививать трудолюбие, уважение и ответственность за результат.



В раздел образования