Напоминание

Обучение читательской грамотности на уроках английского языка


Автор: Цыганкова Юлия Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ 21 города Магадана
Населённый пункт: Магадан
Наименование материала: Обмен опытом
Тема: Обучение читательской грамотности на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Обучение читательской грамотности на уроках английского языка

Язык является важнейшим средством человеческого общения. При

обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и

развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения и

практического применения английского языка.

Все формы работы, способы организации учебного процесса, каждый

вид деятельности на уроке английского языка должны быть направлены на

формирование компетенций, которые ученик может перенести в другие

сферы своей жизнедеятельности, что в дальнейшем будет способствовать его

саморазвитию и реализации как успешной личности.

Одним из показателей успешности образовательного процесса является

выполнение

государственных

образовательных

стандартов,

в

которых

формирование функциональной грамотности регламентируется как одна из

приоритетных задач.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать

умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом:

оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной

связи и т.д. Это тот уровень грамотности, который дает человеку

возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро

адаптироваться и функционировать в ней.

Целью обучения функциональной грамотности на уроках иностранного

языка является совершенствование иноязычной компетенции, способность и

готовность школьников использовать язык для решения коммуникативных

задач. Создание на уроках благоприятной среды для формирования

функциональной грамотности, ее коммуникативной составляющей, – одна из

приоритетных задач развития образования сегодня.

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное

чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ

обретения

культуры,

посредник

в

общении,

средство

для

решения

жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и

самообразование, которые продолжаются на протяжении всей жизни.

Функциональное же чтение – это чтение с целью поиска информации

для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания или для

получения информации из текста для понимания, преобразования текста и

т.д.

Выделяют три группы читательских умений.

Первая группа – это ориентация в содержании текста, в рамках которой

учащиеся научились:

– определять главную тему, общую цель или назначение текста;

– выбирать из текста или придумать заголовок;

– формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

– объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

– находить в тексте требуемую информацию и т.п.

Вторая группа – это преобразование и интерпретация текста, для

которой характерны:

– умение

преобразовывать

текст,

используя

новые

формы

представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

– сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию

разного характера;

– обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

и т.п.

Третья группа – это оценка информации, содержащей умения:

– откликаться на содержание текста;

– оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих

представлений о мире;

– находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.

Овладение этими умениями и означает овладение смысловым чтением,

которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте

результатов образования.

В

своей

практике

преподавания

мы

часто

сталкиваемся

с

многочисленными дефицитами, проблемами и затруднениями, которые

возникают у учащихся при работе с иноязычным текстом, а именно:

– учащиеся не знают значений многих слов, не понимают смысла

написанного или выделить ключевые слова,

– не умеют читать диаграммы и озаглавить текст,

– не в состоянии сформулировать вопрос,

– не могут выбрать способ решения задачи,

– не умеют актуализировать наличные умения и/или перенести знания

и умения из одной области на другую и т.д.

Устранению

вышеперечисленных

проблем

и

формированию

функциональной

грамотности

учащихся

способствуют

задания

с

использованием текстов. В начальной школе чаще всего используются

сплошные тексты, и важно соблюдать некоторые правила отбора таких

текстов с заданиями на формирование функционального чтения.

1. Текст должен быть интересен и должен содержать неизвестную, но

актуальную информацию и развивать кругозор.

2. Уровень

трудности

текста

должен

соответствовать

возрасту

обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст, объем текста

не должен превышать норму.

3. Незнакомые слова должны быть представлены в сносках.

4. Шрифт должен помогать легко читать; текст не должен быть

перегружен цифрами, датами, терминами.

5. Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в

содержании текста.

6. Текст должен быть структурирован.

7. Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в

начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку

знания,

понимания

и

применения

полученных

знаний.

Чаще

всего

используем готовые тексты учебника, дополняя их заданиями. Но при

выборе и составлении заданий следует учитывать следующие требования:

– задания

должны

быть

пронумерованы

и

иметь

понятную

инструкцию;

– должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по

возможной форме;

– в одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как);

– задания должны быть разнообразны по виду деятельности и

соответствовать цели; не давать заданий ради самих заданий, без четкого

понимания, каков должен/может быть результат;

– задания должны быть разного уровня сложности.

В заключение следует сказать, что достичь развития функциональной

грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными

способами. При применении заданий для формирования функциональной

грамотности нами было замечено, что учащиеся с большим интересом учатся

и легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении.

Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка

действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение и ведет к

осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных

заданий.



В раздел образования