Автор: Цыганкова Юлия Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ 21 города Магадана
Населённый пункт: Магадан
Наименование материала: Обмен опытом
Тема: Обучение читательской грамотности на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Обучение читательской грамотности на уроках английского языка
Язык является важнейшим средством человеческого общения. При
обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и
развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения и
практического применения английского языка.
Все формы работы, способы организации учебного процесса, каждый
вид деятельности на уроке английского языка должны быть направлены на
формирование компетенций, которые ученик может перенести в другие
сферы своей жизнедеятельности, что в дальнейшем будет способствовать его
саморазвитию и реализации как успешной личности.
Одним из показателей успешности образовательного процесса является
выполнение
государственных
образовательных
стандартов,
в
которых
формирование функциональной грамотности регламентируется как одна из
приоритетных задач.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать
умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом:
оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной
связи и т.д. Это тот уровень грамотности, который дает человеку
возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней.
Целью обучения функциональной грамотности на уроках иностранного
языка является совершенствование иноязычной компетенции, способность и
готовность школьников использовать язык для решения коммуникативных
задач. Создание на уроках благоприятной среды для формирования
функциональной грамотности, ее коммуникативной составляющей, – одна из
приоритетных задач развития образования сегодня.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное
чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ
обретения
культуры,
посредник
в
общении,
средство
для
решения
жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и
самообразование, которые продолжаются на протяжении всей жизни.
Функциональное же чтение – это чтение с целью поиска информации
для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания или для
получения информации из текста для понимания, преобразования текста и
т.д.
Выделяют три группы читательских умений.
Первая группа – это ориентация в содержании текста, в рамках которой
учащиеся научились:
– определять главную тему, общую цель или назначение текста;
– выбирать из текста или придумать заголовок;
– формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
– объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
– находить в тексте требуемую информацию и т.п.
Вторая группа – это преобразование и интерпретация текста, для
которой характерны:
– умение
преобразовывать
текст,
используя
новые
формы
представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
– сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию
разного характера;
– обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
и т.п.
Третья группа – это оценка информации, содержащей умения:
– откликаться на содержание текста;
– оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире;
– находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
Овладение этими умениями и означает овладение смысловым чтением,
которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте
результатов образования.
В
своей
практике
преподавания
мы
часто
сталкиваемся
с
многочисленными дефицитами, проблемами и затруднениями, которые
возникают у учащихся при работе с иноязычным текстом, а именно:
– учащиеся не знают значений многих слов, не понимают смысла
написанного или выделить ключевые слова,
– не умеют читать диаграммы и озаглавить текст,
– не в состоянии сформулировать вопрос,
– не могут выбрать способ решения задачи,
– не умеют актуализировать наличные умения и/или перенести знания
и умения из одной области на другую и т.д.
Устранению
вышеперечисленных
проблем
и
формированию
функциональной
грамотности
учащихся
способствуют
задания
с
использованием текстов. В начальной школе чаще всего используются
сплошные тексты, и важно соблюдать некоторые правила отбора таких
текстов с заданиями на формирование функционального чтения.
1. Текст должен быть интересен и должен содержать неизвестную, но
актуальную информацию и развивать кругозор.
2. Уровень
трудности
текста
должен
соответствовать
возрасту
обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст, объем текста
не должен превышать норму.
3. Незнакомые слова должны быть представлены в сносках.
4. Шрифт должен помогать легко читать; текст не должен быть
перегружен цифрами, датами, терминами.
5. Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в
содержании текста.
6. Текст должен быть структурирован.
7. Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в
начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку
знания,
понимания
и
применения
полученных
знаний.
Чаще
всего
используем готовые тексты учебника, дополняя их заданиями. Но при
выборе и составлении заданий следует учитывать следующие требования:
– задания
должны
быть
пронумерованы
и
иметь
понятную
инструкцию;
– должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по
возможной форме;
– в одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как);
– задания должны быть разнообразны по виду деятельности и
соответствовать цели; не давать заданий ради самих заданий, без четкого
понимания, каков должен/может быть результат;
– задания должны быть разного уровня сложности.
В заключение следует сказать, что достичь развития функциональной
грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными
способами. При применении заданий для формирования функциональной
грамотности нами было замечено, что учащиеся с большим интересом учатся
и легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении.
Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка
действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение и ведет к
осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных
заданий.