Напоминание

"Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков дошкольников"


Автор: Кащеева Наталья Михайловна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: MБДОУ детский сад 7 п. Десятуха Стародубского муниципального округа Брянской области
Населённый пункт: п.Десятуха
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОКАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальный руководитель

Кащеева Н.М.

ДЕСНОГОРСК

2016

«Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно

поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия

можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом»,- пишет

О.П. Радынова.

Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться

с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для

музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или

песенное творчество! Такие варианты придают живость, непосредственность

занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению

выдумки, фантазии.

В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел

должен

быть

интересен

и

захватывающ

для

ребёнка,

тогда

его

познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым

новым музыкальным занятием, которое останется для многих детей самым

любимым, потому что на нём можно быть: и певцами, и танцорами, и

актёрами, и музыкантами, и композиторами - да всеми сразу!

На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные

музыкальные

способности

детей.

Но,

пожалуй,

самое

трудное

для

музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить

его

чисто

интонировать,

а

это

возможно

только

при

условии

систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования

конкретных, результативных методических приёмов. Песенный репертуар

включает в себя два аспекта:

- упражнения для развития певческого голоса и слуха;

- песни для различных видов музыкальной деятельности.

Целью певческих упражнений, т.е.

распевания

является развитие

певческой техники и музыкального слуха. Упражнения для голоса, а именно

распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь

к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы

остальное!

Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим

упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо

поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом. Ведь почему наши дети

не любят раздел "распевание"? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и

не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно

однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального

занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. А как же наши дети

споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на

одной ноте практически не обучают этому, т.е. смысл распевания, как

такового, пропадает!

Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики",

"Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо

продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле,

практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду! Как же

сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а

значит, и пение стало успешным? Я стала использовать в своей работе

упражнения из пособия А.А.Евтодьевой «Учимся петь и танцевать играя».

Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные

фразы на высокое и среднее звучание голоса.

Алла Анатольевна взяла

знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки,

придумала для них несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и

высоком.

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать

данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов

помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало

важно, ИГРАТЬ в них. Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как

современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и,

отнюдь,не в пределах квинты. Поэтому проходящие низкие и высокие ноты

должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто

интонироваться в песнях?

Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное

воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора

голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием

знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение

товарищей;

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной

деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание

ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и

жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец,

повтор и закрепление музыкально -ритмических движений, музицирование

детей.

Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного

назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление

голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это

займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с

использованием атрибутов. Так, распевка "Дюймовочка и жук" может быть

исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в

зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет

образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на

танец, спев свои партии в разных регистрах. А распевки: "Лиса и воробей",

"Кот и мышка" и т.д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде,

а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в

догонялки. Распевки "Грибы", "На лесной поляне" логически и гармонично

перетекут в музицирование и т.д.

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно,

понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт,

является

весьма

результативным

в

достижении

контрастного

интонирования, которое так необходимо в пении.

Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с

нетерпением.

Чередование

распевок

и

смена

иллюстраций

только

подогревает

интерес

детей

к

этому

виду

деятельности,

делая

его

занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и преемственность с

работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.



В раздел образования