Автор: Кащеева Наталья Михайловна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: MБДОУ детский сад 7 п. Десятуха Стародубского муниципального округа Брянской области
Населённый пункт: п.Десятуха
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ВОКАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Музыкальный руководитель
Кащеева Н.М.
ДЕСНОГОРСК
2016
«Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно
поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия
можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом»,- пишет
О.П. Радынова.
Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться
с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для
музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или
песенное творчество! Такие варианты придают живость, непосредственность
занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению
выдумки, фантазии.
В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел
должен
быть
интересен
и
захватывающ
для
ребёнка,
тогда
его
познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым
новым музыкальным занятием, которое останется для многих детей самым
любимым, потому что на нём можно быть: и певцами, и танцорами, и
актёрами, и музыкантами, и композиторами - да всеми сразу!
На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные
музыкальные
способности
детей.
Но,
пожалуй,
самое
трудное
для
музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить
его
чисто
интонировать,
а
это
возможно
только
при
условии
систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования
конкретных, результативных методических приёмов. Песенный репертуар
включает в себя два аспекта:
- упражнения для развития певческого голоса и слуха;
- песни для различных видов музыкальной деятельности.
Целью певческих упражнений, т.е.
распевания
является развитие
певческой техники и музыкального слуха. Упражнения для голоса, а именно
распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь
к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы
остальное!
Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим
упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо
поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом. Ведь почему наши дети
не любят раздел "распевание"? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и
не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно
однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального
занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. А как же наши дети
споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на
одной ноте практически не обучают этому, т.е. смысл распевания, как
такового, пропадает!
Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики",
"Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо
продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле,
практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду! Как же
сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а
значит, и пение стало успешным? Я стала использовать в своей работе
упражнения из пособия А.А.Евтодьевой «Учимся петь и танцевать играя».
Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные
фразы на высокое и среднее звучание голоса.
Алла Анатольевна взяла
знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки,
придумала для них несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и
высоком.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать
данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов
помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало
важно, ИГРАТЬ в них. Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как
современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и,
отнюдь,не в пределах квинты. Поэтому проходящие низкие и высокие ноты
должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто
интонироваться в песнях?
Такое игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное
воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора
голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием
знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение
товарищей;
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной
деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание
ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и
жестов героев, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец,
повтор и закрепление музыкально -ритмических движений, музицирование
детей.
Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного
назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление
голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это
займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с
использованием атрибутов. Так, распевка "Дюймовочка и жук" может быть
исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в
зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет
образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на
танец, спев свои партии в разных регистрах. А распевки: "Лиса и воробей",
"Кот и мышка" и т.д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде,
а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в
догонялки. Распевки "Грибы", "На лесной поляне" логически и гармонично
перетекут в музицирование и т.д.
Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно,
понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт,
является
весьма
результативным
в
достижении
контрастного
интонирования, которое так необходимо в пении.
Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с
нетерпением.
Чередование
распевок
и
смена
иллюстраций
только
подогревает
интерес
детей
к
этому
виду
деятельности,
делая
его
занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и преемственность с
работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.