Автор: Шукшина Мария Федоровна
Должность: учитель русского языка и лиературы
Учебное заведение: МБОУ "Мордовско Козловская СОШ"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Атюрьевский район, село Мордовская Козловка
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"
Раздел: среднее образование
Статья на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках
литературы"
Статью прислала: Шукшина Мария Федоровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Мордовско Козловская СОШ»
Республика Мордовия, Атюрьевский район,
село Мордовская Козловка.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение
мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя
русского языка и литературы, на своих уроках. "Литература развивает творческое
начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать
воображение". (В. Давыдов).
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир
прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художествен-ной
культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать по-требность в
чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать
литератуно-художественные
задатки,
речевое
творчество,
потребность
и
умение
владеть богатствами родной речи.
В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова
считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
В
своей
работе
стараюсь
поощрять
и
развивать
литературное
творчество
школьников,
ведь
это
проявление
активных
сил
души,
формирование
интеллекта.
Использую систему индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер
заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается
сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших
классах
могут
быть
предложены
такие
творческие
работы,
как
самостоятельные
художественные
зарисовки,
создание
литературных
портретов,
очерки,
репортажи,
стихотворения,
а
также
исследовательские
работы
на
основе
литературного
краеведения, музейных материалов.
Воспитывать
у
школьников
глубоко
личное,
эмоциональное
отношение
к
художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один
урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном,
делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают
внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные
явления.
Развивают
художественное
воображение,
творческое
начало
письменные
работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к
нему, отдельного эпизода и его экранизации.
Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких
работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.
Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию
мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное
значение имеет и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою точку
зрения. Этому способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание
художественного
произведения.
И
я
согласна
с
теми,
кто
утверждает,
что
этот
практически бесконечный процесс в школе не завершается, а только начинается и
продолжается в течение всей жизни человека.
Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает,
когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного
читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на эмоциональную,
нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда восприятие становятся
эстетическим
фактором,
в
свою
очередь
активно
развивающим
культуру
чувств,
поэтическую наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся
опыт человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому воссоздает
нарисованные
писателем
картины,
-
от-сюда
ощущение
новизны,
углубление
впечатлений при повторном и последующих обращениях к произведению.
Для глубокого понимания
изображенного в искусстве слова необходимо, с
одной стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой
-
творчески
трансформировать
их
на
основе
ориентиров,
намеченных
писателем,
довести
до
состояния
образа,
приближающегося
к
данному
в
произведении.
Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского:
"Для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного
наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие: эстетическое чувство,
получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического
вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на
искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от
нечего делать или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело,
требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость,
потому что для истинного постижения искусства нужно много и много, всегда и всегда
учиться, и притом, многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне
сферы искусства".
Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на
основе трех каналов связи: при помощи непосредственного общения к произведениям,
посредством получения информации об искусстве, в процессе собственной творческой
деятельности.
На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной
требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим
количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию
о языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается
собственно-творческая
деятельность,
но
не
репродуктивная,
какой
она
преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с
постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная,
в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.
Конкретность
художественного
образа
не
терпит
абстрактного
восприятия.
Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет
целенаправленно
воздействовать
на
сознание
учащихся
своими
специфическими
свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие.
Вот
почему
изучение
художественной
литературы
нельзя
обособить
от
системы
формирования
образного
мышления,
которое
является
условием
и
создания,
и
постижения искусства.
Умение
видеть
изображенные
в
литературно-художественном
произведении
предметы,
явления,
события,
людей,
остро
воспринимать
их
чувства
-
качества,
развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми
красками, звуками, запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.
Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и
воображение,
увеличивают
силу
чувственного
восприятия:
оно
приобретает
конкретность, осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках,
запахах.
Подготовленное
определенным
образом,
целенаправленное
общение
с
литературой может стать мощным средством познания запечатленного в произведении.
Выработка
способности
самостоятельно
проникать
в
образ,
оценивать
его
эмоциональное и идейное содержание - на мой взгляд, первоочередная задача, цель в
области литературного развития учащихся. Без чувственного восприятия не может
быть сопереживания, сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается
лишь его перевод на язык литературотворческих понятий. Успешное решение задачи
неразрывно
связано
с
совершенствованием
постижения
литературно-творческих
текстов, созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в
представлении
учащихся
всем
богатством
красок,
когда,
не
ограничиваясь
восприятием сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения, усиленного
теоретико-
и
историко-литературной
подготовленностью,
сумеют
максимально
проникнуть в богатство идейно-художественного содержания.
В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и
упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в
учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть
краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным
при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся,
вводят
в
творческую
лабораторию,
вдохновляют
на
собственное
творчество.
Так
возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами
самостоятельно
постижения
произведений
искусства
слова
в
их
специфике
и
пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним
возвратиться,
формирование
высокого
художественного
вкуса
и
эстетических
потребностей,
нравственное
воспитание;
формирование
духовного
богатства
и
научного мировоззрения.
Решающим
условием
развития
литературно-творческих
способностей
школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей
и
подготовленности
учеников.
Развивая
воображение,
образное
мышление
школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом
художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель
учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.