Напоминание

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"


Автор: Шукшина Мария Федоровна
Должность: учитель русского языка и лиературы
Учебное заведение: МБОУ "Мордовско Козловская СОШ"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Атюрьевский район, село Мордовская Козловка
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках

литературы"

Статью прислала: Шукшина Мария Федоровна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Мордовско Козловская СОШ»

Республика Мордовия, Атюрьевский район,

село Мордовская Козловка.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение

мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя

русского языка и литературы, на своих уроках. "Литература развивает творческое

начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать

воображение". (В. Давыдов).

На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир

прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художествен-ной

культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать по-требность в

чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать

литератуно-художественные

задатки,

речевое

творчество,

потребность

и

умение

владеть богатствами родной речи.

В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова

считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

В

своей

работе

стараюсь

поощрять

и

развивать

литературное

творчество

школьников,

ведь

это

проявление

активных

сил

души,

формирование

интеллекта.

Использую систему индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер

заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается

сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших

классах

могут

быть

предложены

такие

творческие

работы,

как

самостоятельные

художественные

зарисовки,

создание

литературных

портретов,

очерки,

репортажи,

стихотворения,

а

также

исследовательские

работы

на

основе

литературного

краеведения, музейных материалов.

Воспитывать

у

школьников

глубоко

личное,

эмоциональное

отношение

к

художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один

урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном,

делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают

внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные

явления.

Развивают

художественное

воображение,

творческое

начало

письменные

работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к

нему, отдельного эпизода и его экранизации.

Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких

работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.

Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию

мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное

значение имеет и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою точку

зрения. Этому способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание

художественного

произведения.

И

я

согласна

с

теми,

кто

утверждает,

что

этот

практически бесконечный процесс в школе не завершается, а только начинается и

продолжается в течение всей жизни человека.

Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает,

когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного

читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на эмоциональную,

нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда восприятие становятся

эстетическим

фактором,

в

свою

очередь

активно

развивающим

культуру

чувств,

поэтическую наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся

опыт человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому воссоздает

нарисованные

писателем

картины,

-

от-сюда

ощущение

новизны,

углубление

впечатлений при повторном и последующих обращениях к произведению.

Для глубокого понимания

изображенного в искусстве слова необходимо, с

одной стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой

-

творчески

трансформировать

их

на

основе

ориентиров,

намеченных

писателем,

довести

до

состояния

образа,

приближающегося

к

данному

в

произведении.

Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского:

"Для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного

наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие: эстетическое чувство,

получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического

вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на

искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от

нечего делать или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело,

требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость,

потому что для истинного постижения искусства нужно много и много, всегда и всегда

учиться, и притом, многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне

сферы искусства".

Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на

основе трех каналов связи: при помощи непосредственного общения к произведениям,

посредством получения информации об искусстве, в процессе собственной творческой

деятельности.

На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной

требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим

количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию

о языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается

собственно-творческая

деятельность,

но

не

репродуктивная,

какой

она

преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с

постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная,

в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.

Конкретность

художественного

образа

не

терпит

абстрактного

восприятия.

Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет

целенаправленно

воздействовать

на

сознание

учащихся

своими

специфическими

свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие.

Вот

почему

изучение

художественной

литературы

нельзя

обособить

от

системы

формирования

образного

мышления,

которое

является

условием

и

создания,

и

постижения искусства.

Умение

видеть

изображенные

в

литературно-художественном

произведении

предметы,

явления,

события,

людей,

остро

воспринимать

их

чувства

-

качества,

развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми

красками, звуками, запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.

Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и

воображение,

увеличивают

силу

чувственного

восприятия:

оно

приобретает

конкретность, осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках,

запахах.

Подготовленное

определенным

образом,

целенаправленное

общение

с

литературой может стать мощным средством познания запечатленного в произведении.

Выработка

способности

самостоятельно

проникать

в

образ,

оценивать

его

эмоциональное и идейное содержание - на мой взгляд, первоочередная задача, цель в

области литературного развития учащихся. Без чувственного восприятия не может

быть сопереживания, сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается

лишь его перевод на язык литературотворческих понятий. Успешное решение задачи

неразрывно

связано

с

совершенствованием

постижения

литературно-творческих

текстов, созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в

представлении

учащихся

всем

богатством

красок,

когда,

не

ограничиваясь

восприятием сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения, усиленного

теоретико-

и

историко-литературной

подготовленностью,

сумеют

максимально

проникнуть в богатство идейно-художественного содержания.

В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и

упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в

учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть

краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным

при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся,

вводят

в

творческую

лабораторию,

вдохновляют

на

собственное

творчество.

Так

возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами

самостоятельно

постижения

произведений

искусства

слова

в

их

специфике

и

пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним

возвратиться,

формирование

высокого

художественного

вкуса

и

эстетических

потребностей,

нравственное

воспитание;

формирование

духовного

богатства

и

научного мировоззрения.

Решающим

условием

развития

литературно-творческих

способностей

школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей

и

подготовленности

учеников.

Развивая

воображение,

образное

мышление

школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом

художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель

учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.



В раздел образования