Автор: Курашова Мария Валерьевна
Должность: методист
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 1 им. Ю.А. Гагарина"
Населённый пункт: Анива
Наименование материала: статья
Тема: Система методического сопровождения педагогов с целью профессионального роста, как необходимое условие повышение качества образования.
Раздел: дошкольное образование
Тема: Система методического сопровождения педагогов с целью
профессионального
роста,
как
необходимое
условие
повышение
качества образования.
Дошкольное учреждение – это сложный организм, стремящийся к
развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия
для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий
самым современным требованиям.
Поэтому главным условием обеспечение качественного и современного
образования
является
наличие
профессионально-подготовленных
педагогических кадров.
С целью определения уровня профессиональной компетентности
педагогов нашего учреждения, в конце 2021- 2022 учебного года нами был
проведен анализ педагогического коллектива. Анализ проводился по
нескольким критериям.
Численность педагогических работников – 28 человек, из них основных
– 23 чел., 5 человек – совместители.
Средний возраст педагогического коллектива составляет – 43 года.
Уровень образования
Педагогически
й состав
Педагогическое
образование
Высшее
педагогическое
образование
Средне-
специальное
образование
Обучаются заочно
23 человек
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
22
95
11
47
11
47
1
6
Педагогический стаж
Педагогически
й состав
До 5 лет
5-лет
10-20 лет
Свыше 30 лет
23 человек
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
8
35
4
17
4
4,5
7
30,5
Уровень квалификации
Педагогически
й состав
Не имеют
категории
Имеют
соответствие
занимаемой
должности
Первая категория
Высшая категория
23человек
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
4
17,5
13
56
2
9
4
17,5
Проводимый анализ кадрового потенциала учреждения выявил некоторые
негативные тенденции:
- за 2021 и 2022 г. Пополнение молодыми кадрами повлекло снижение
уровня
квалифицированных
категорий,
но
повысило
потенциальные
возможности профессионального роста коллектива и повышение статуса
учреждения в целом;
- 40% достигло предпенсионного и пенсионного возраста, что неизменно
влечет за собой необходимость обновления кадров в течении последующих
10 лет.
Исходя из показателей, можно увидеть ряд возникающих проблем:
- низкий уровень категорийности педагогов; 6 человек
- неготовность педагогов старшего поколения внедрению инновационной
деятельности
- недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном
развитии и передачи своего опыта работы более молодому поколению.
Для решения этих проблем была разработана программа по развитию
кадрового потенциала.
Целью данной программы является – создание условий для повышения
уровня профессиональной компетентности и формирование творчески
работающего
коллектива
педагогов
–
единомышленников
через
совершенствование системы методического сопровождения.
Задачи:
-
обеспечить
поддержку,
стимулирование
и
повышение
статуса
педагогических работников;
- совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров;
- осваивать современные педагогические и воспитательные технологии и
методики;
В своей работе мы для себя определили три направления для достижения
задач:
- организация профессиональной коммуникации:
Цель данного направления это обеспечение педагогов необходимой и
своевременной информацией, касающейся обновления образовательного
процесса, данную информацию мы доносили педагогам через -
- обучающие семинары, консультации (индивидуальные и групповые),
педагогические часы (которые проходят на традиционной основе каждую
неделю), где обсуждались трудности с которыми столкнулись педагоги с
внедрением ФОП ДО.
Особое внимание уделяется к содержанию образовательных областей,
требованиям к развивающей предметно-пространственной среде. Педагогам
давались
конкретные
рекомендации
по
оборудованию
предметно-
пространственных зон, по итогам был организован конкурс внутри детского
сада «Лучший центр по региональному компоненту».
В методическом кабинете оформлялись выставки новинок литературы и
методическими рекомендациями, памятки, буклеты по различным темам.
Весной 2023 года было проведено множество различных консультаций и
семинаров посвященные Приказу минпросвящения России от 24.03.23 под №
196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Была создана папка-стенд, с помощью которых педагогический работник мог
ознакомиться с нормативными документами, научно-методической базой по
вопросам аттестации.
- направление по организации педагогической мотивации для повышения
квалификации педагогов включала в себя следующие этапы:
- проводилась диагностика, совместно с педагогом, его педагогической
деятельности,
которая
давала
возможность
увидеть
все
недочеты
к
предстоявшей
аттестации
после
этого
составляется
индивидуальный
маршрут педагога.
- давались рекомендации по распространению педагогического опыта на
различных методических мероприятиях;
- давалась оценка программно-методической продукции педагога;
-и в завершении это оказание помощи при оформлении аттестационного
портфолио и создание странички о профессиональной деятельности педагога
в сети интернет.
- организационно-методическое направление заключалось в:
Отслеживании
своевременного
прохождения
курсов
повышения
квалификации, помощь и сопровождение при регистрации для участия в
различных тематических вебинарах
- участие в тренингах, семинарах как в очной, так и в дистанционных
формах, круглых столах по различным аспектам,
- организовывалось распространение педагогического опыта в форме мастер-
класса среди педагогических коллективов как на территории нашего
учреждения, так и на базе других учреждений муниципального района в
рамках сетевого взаимодействия;
-
организация
активного
распространение
педагогического
опыта
на
заседаниях РМО, одно из которых прошло на базе нашего учреждения на
котором наши педагоги продемонстрировали свой опыт на практике, в виде
открытых занятий по различным образовательным областям.
- значительную роль в системе повышения профессиональной компетенции.
играют
открытые
просмотры
занятий,
которые
позволяют
опытным
педагогам продемонстрировать свои навыки на практике, а молодому
поколению не только осознать свои недочеты, при проведении занятия, но и
познакомить своих опытных коллег, с новые инновационные технологиями.
Так же в рамках программы кадрового потенциала в своей работе
используем, такие формы как:
Личная папка портфолио – она служит для фиксирования результатов
практической педагогической деятельности в межаттестационный период,
каждый педагог имея папку портфолио, может определить для себя
эффективные
педагогические
действия,
наметить
ориентиры
для
дальнейшего планирования своей работы.
Наставничество – дает возможность запустить процесс обмена знаниями,
позволяет педагогическим работникам, как с большим опытом работы, так и
без него, в несколько раз быстрее выйти на новый профессиональный
уровень.
В нашем случае, методическое наставничество – это эффективная технология
развития сотрудников, а именно методическое сопровождение педагогов с
целью повышения уровня их компетенций, является неотъемлемой частью
имиджа образовательной организации.
Смотр-конкурс.
Эта форма работы не только позволяет проверить профессиональные знания,
умения и навыки, но идает возможность оценить педагогам свои результаты
путем сравнения своих способностей с другими. Наши педагоги традиционно
участвуют в таких конкурсах как:
Ступени роста – цель конкурса повышение профессионального мастерства
молодых педагогов
конкурс педагогов-наставников и воспитанников по исследовательским
проектам «Я – исследователь».
конкурс методических разработок - дидактических игр по региональному
компоненту,
муниципальный конкурс «Учитель года»,
областные конкурсы различных методических разработок,
Как показал опыт работы, признание собственных заслуг тоже повышает
тонус и перспективу роста педагога.
Система стимулирования.
Для развития кадрового потенциала была проведена работа по оптимизации
системы моральных и материальных стимулов.
Пройдя
через
все
формы
методической
работы
организованные
в
определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный
уровень, для них становится потребностью узнавать что – то новое,
выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности.
Работа, проводимая нами в детском саду, призвана помочь воспитателю
овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению
актуальных задач ДОУ, совершенствовать свое педагогическое мастерство,
обеспечивающее профессиональный рост.
К концу 2023-2024 учебного года по результатам ежегодных итоговых
справок
работы
по
методическому
сопровождению
педагогического
коллектива позволяет сделать вывод о том, что педагоги ДОУ стали
ежегодно обобщать передовой педагогический опыт на муниципальных и
областных уровнях, ежегодно принимают участие в профессиональных
конкурсах,
выступают
на
августовских
совещаниях,
областных
рождественских чтениях.
Уровень квалификации
Педагогически
й состав
Не имеют
категории
Имеют
соответствие
занимаемой
должности
Первая категория
Высшая категория
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
2021-22гг.
23 человек
4
17,5
13
56
2
9
4
17,5
2023-24гг.
27 человек
0
0
11
41,5
12
42
4
17,5
В 2024-2025 учебного года 5 человек готовятся к аттестации на первую
категорию.
Так как наше учреждение в прошлом году получило статус детский сад
комбинированного вида нами был разработан план по повышению уровня
профессиональной
компетенции
педагогов
в
вопросе
оказания
образовательных услуг и сопровождения детей инвалидов и детей ОВЗ.
Поэтому мы и дальше будем продолжать работать в этом направлении.
Спасибо за внимание.