Напоминание

Использование учителем-логопедом упражнений на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ по коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова.


Автор: Баронина Анастасия Львовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад № 249
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: публикация
Тема: Использование учителем-логопедом упражнений на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ по коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование учителем-логопедом упражнений на развитие

межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ в работе по коррекции

звукопроизношения и развития слоговой структуры слова.

Дети

с

ОВЗ

это

дети,

имеющие

различные

нарушения

как психического так и физического развития, обусловливающие нарушения

общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Такие нарушения в развитии зачастую возникают и проявляются

в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает посещать детский

сад. Воспитанники с данными нарушениями заметно отличаются от

сверстников

и

требуют

большего

внимания

со

стороны

педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов

данной образовательной организации.

По

классификации,

предложенной

В.

А.

Лапшиным

и

Б.

П.

Пузановым, детей с ОВЗ определяют, как детей с аномальным развитием и

относят к ним следующие категории нарушений:

дети с нарушением слуха;

дети с нарушением зрения;

дети с нарушением речи;

дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

дети с умственной отсталостью;

дети с задержкой психического развития;

дети с нарушением поведения и общения;

дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так

называемыми сложными дефектами.

Важно

отметить,

что

группа детей с

ОВЗ

в

значительной

мере

неоднородна. Это определяется в первую очередь тем, что в нее входят дети с

различными психологическими и физическими нарушениями.

Дети с органическим поражением коры головного мозга образуют одну

из

самых

многочисленных

групп детей

из

числа

детей

с

ОВЗ.

У

таких детей наиболее часто нарушены все стороны развития, к которым

часто

относят

познавательную,

моторно-двигательную,

социально-

эмоциональную,

мотивационно-потребностную

сферы.

Основными

последствиями

поражения

центральной

нервной

системы

являются

приостановка

возникновения

всех

видов

детской

деятельности,

а

в особенности, ведущую деятельность дошкольного возраста – предметно-

игровой, а так же несформированность межполушарного взаимодействия, в

результате чего происходит неправильная обработка информации и у ребенка

возникают сложности в обучении:

Проблемы в письме.

Проблемы в устной речи.

Трудности в запоминании информации.

Сложности в счете как в письменном, так и в устном.

Сложность в восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

Зеркальное написание букв и цифр.

Псевдолеворукость.

Логопедические отклонения.

Неловкость движений.

Агрессия.

Плохая память.

Отсутствие познавательной мотивации.

Инфантильность.

Для успешной коррекции звукопроизношения и развития слоговой

структуры слова на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ систематически

включаю такие упражнения как, «Гимнастика мозга», которые направлены на

развитие

общей

и

мелкой

моторики,

развитие

памяти,

внимания,

воображения, мышления, развитие речи, формирование пространственных

представлений,

формирование

произвольности,

снятие

эмоциональной

напряженности,

создание

положительного

эмоционального

настроя,

повышение стессоустойчивости организма, профилактика дислексии и

дисграфии. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и

пространственного

мышления.

Предлагаемые

игры

на

развитие

межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют

улучшению

запоминания,

улучшению

восприятия

речи

собеседника,

вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание,

позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что

способствует

быстрому

включению

ребенка

в

занятие.

Алфавитные

бродилки, которые помогают ребенку запомнить буквы (звуки), выполняя

определенные задания. Доскажи словечко, данный раздел способствует

развитию воображения, мышления, памяти и что не маловажно развитию

слоговой структуры слова. Данные упражнения направлены на расширение

и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Логопедическая

работа

с

использованием

упражнений

на

межполушарное

взаимодействие

вносит

положительные

структурные

изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов

осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая

и координирующая роль нервной системы. Данная логопедическая работа

позволяет выявить скрытые способности воспитанника

и расширить

границы

возможностей

деятельности

его

мозга.

Эффект

упражнений

усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под

музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя

руками вместе), с движением глаз.

Список использованной литературы

1. Логопедия: учебник / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Москва

: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2. Нейман, Л. В., Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология

органов слуха и речи: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва :

ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

3. Трясорукова Т.П. "Развитие межполушарного взаимодействия у детей:

нейродинамическая гимнастика"

4. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие / Т. Б. Филичева, Н.

А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — Москва: Просвещение, 1989. — 223 с.



В раздел образования