Автор: Баронина Анастасия Львовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад № 249
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: публикация
Тема: Использование учителем-логопедом упражнений на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ по коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Раздел: дошкольное образование
Использование учителем-логопедом упражнений на развитие
межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ в работе по коррекции
звукопроизношения и развития слоговой структуры слова.
Дети
с
ОВЗ
–
это
дети,
имеющие
различные
нарушения
как психического так и физического развития, обусловливающие нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Такие нарушения в развитии зачастую возникают и проявляются
в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает посещать детский
сад. Воспитанники с данными нарушениями заметно отличаются от
сверстников
и
требуют
большего
внимания
со
стороны
педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов
данной образовательной организации.
По
классификации,
предложенной
В.
А.
Лапшиным
и
Б.
П.
Пузановым, детей с ОВЗ определяют, как детей с аномальным развитием и
относят к ним следующие категории нарушений:
дети с нарушением слуха;
дети с нарушением зрения;
дети с нарушением речи;
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушением поведения и общения;
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами.
Важно
отметить,
что
группа детей с
ОВЗ
в
значительной
мере
неоднородна. Это определяется в первую очередь тем, что в нее входят дети с
различными психологическими и физическими нарушениями.
Дети с органическим поражением коры головного мозга образуют одну
из
самых
многочисленных
групп детей
из
числа
детей
с
ОВЗ.
У
таких детей наиболее часто нарушены все стороны развития, к которым
часто
относят
познавательную,
моторно-двигательную,
социально-
эмоциональную,
мотивационно-потребностную
сферы.
Основными
последствиями
поражения
центральной
нервной
системы
являются
приостановка
возникновения
всех
видов
детской
деятельности,
а
в особенности, ведущую деятельность дошкольного возраста – предметно-
игровой, а так же несформированность межполушарного взаимодействия, в
результате чего происходит неправильная обработка информации и у ребенка
возникают сложности в обучении:
Проблемы в письме.
Проблемы в устной речи.
Трудности в запоминании информации.
Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
Сложность в восприятии учебной информации.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
Зеркальное написание букв и цифр.
Псевдолеворукость.
Логопедические отклонения.
Неловкость движений.
Агрессия.
Плохая память.
Отсутствие познавательной мотивации.
Инфантильность.
Для успешной коррекции звукопроизношения и развития слоговой
структуры слова на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ систематически
включаю такие упражнения как, «Гимнастика мозга», которые направлены на
развитие
общей
и
мелкой
моторики,
развитие
памяти,
внимания,
воображения, мышления, развитие речи, формирование пространственных
представлений,
формирование
произвольности,
снятие
эмоциональной
напряженности,
создание
положительного
эмоционального
настроя,
повышение стессоустойчивости организма, профилактика дислексии и
дисграфии. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и
пространственного
мышления.
Предлагаемые
игры
на
развитие
межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют
улучшению
запоминания,
улучшению
восприятия
речи
собеседника,
вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание,
позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что
способствует
быстрому
включению
ребенка
в
занятие.
Алфавитные
бродилки, которые помогают ребенку запомнить буквы (звуки), выполняя
определенные задания. Доскажи словечко, данный раздел способствует
развитию воображения, мышления, памяти и что не маловажно развитию
слоговой структуры слова. Данные упражнения направлены на расширение
и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.
Логопедическая
работа
с
использованием
упражнений
на
межполушарное
взаимодействие
вносит
положительные
структурные
изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов
осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая
и координирующая роль нервной системы. Данная логопедическая работа
позволяет выявить скрытые способности воспитанника
и расширить
границы
возможностей
деятельности
его
мозга.
Эффект
упражнений
усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под
музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя
руками вместе), с движением глаз.
Список использованной литературы
1. Логопедия: учебник / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Москва
: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
2. Нейман, Л. В., Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология
органов слуха и речи: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва :
ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
3. Трясорукова Т.П. "Развитие межполушарного взаимодействия у детей:
нейродинамическая гимнастика"
4. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие / Т. Б. Филичева, Н.
А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — Москва: Просвещение, 1989. — 223 с.