Напоминание

"Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста»


Автор: Антонова Алина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБУ ДО РС(Я) "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Особенности логопедической работы с детьми раннего

возраста»

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы логопедической работы с

детьми раннего возраста. Анализируются особенности речевого развития

детей на данном этапе, факторы риска возникновения речевой патологии.

Описаны методы логопедического обследования с учетом возрастных и

психофизиологических

особенностей

малышей.

Выделены

основные

направления и задачи коррекционно-логопедического воздействия в работе с

детьми до трех лет. Подчеркивается важность учета возрастных, речевых и

психологических

особенностей

детей

для

повышения

эффективности

логопедической помощи.

Ключевые слова: ранний возраст, речевое развитие, речевые нарушения,

логопедическое обследование, коррекция речи.

Актуальность проблемы

В последние годы отмечается стремительный рост числа детей раннего

возраста с нарушениями речевого развития. Это обусловлено как медико-

биологическими, так и социальными факторами. Выявление и ранняя

коррекция

речевой

патологии

позволяет

в

значительной

степени

нивелировать имеющиеся проблемы и способствует более успешному

речевому и психическому развитию ребенка. Поэтому актуальным является

поиск эффективных путей логопедического воздействия в раннем возрасте с

учетом сензитивности данного периода для усвоения речи.

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет и характеризуется

интенсивным развитием разных сторон речи ребенка. На втором году жизни

в норме появляются первые слова, к трем годам формируются основы

грамматического строя речи, ребенок овладевает фразовой речью.

Речевое развитие теснейшим образом связано с сенсомоторным и

интеллектуальным развитием. Дети с отставанием в психомоторном и

когнитивном развитии, как правило, позже начинают говорить.

К факторам риска возникновения речевой патологии в раннем возрасте

относятся: отягощенный преморбидный фон, патологическое протекание

беременности

и

родов,

черепно-мозговые

травмы,

инфекционные

заболевания ЦНС. Ведущими механизмами речевых расстройств выступают

несформированность или нарушение речевых кинестезий и речеслухового

восприятия.

Особенности логопедического обследования детей раннего возраста

Диагностика речевых нарушений у детей до трех лет имеет качественные

отличия от обследования речи более старших дошкольников. Логопед

учитывает

анамнестические

данные,

индивидуальные

особенности

неречевого

и

речевого

развития

ребенка,

опирается

на

возрастные

нормативы.

Обследование начинается с изучения понимания обращенной речи с

опорой

на

предметно-практическую

деятельность.

Затем

оценивается

состояние импрессивного и экспрессивного словаря, грамматического строя

речи, фонематических процессов, просодической стороны.

Для уточнения механизма речевых нарушений, структуры дефекта

применяются специальные нейропсихологические методики. Обследование

носит игровой характер с учетом непроизвольности и неустойчивости

внимания, быстрой утомляемости малышей.

Основные направления коррекционно-логопедической работы с детьми

раннего возраста

Работа с детьми до трех лет имеет свою специфику, определяемую

возрастными и речевыми особенностями. Она направлена на стимуляцию и

активизацию

речевого

развития

с

опорой

на

сохранные

звенья

психомоторной и когнитивной сфер.

Ведущими задачами выступают: развитие понимания речи, активизация

лепетных упражнений для появления первых слов, расширение пассивного и

активного словаря импрессивной и экспрессивной речи, стимуляция детской

речевой активности.

Большая роль уделяется консультированию и обучению родителей

эффективным приемам взаимодействия с ребенком, организации предметно-

игровой деятельности, речевой среды.

Таким образом, учет возрастных и речевых особенностей, опора на

сохранные компоненты развития позволяют организовать эффективный

коррекционно-развивающий процесс и достичь положительной динамики в

преодолении речевого дефекта у детей раннего возраста.

Список использованной литературы:

1. Логопедия. Методическое наследие. Пособие для логопедов и

студентов дефектол. фак. педвузов / Под. ред. Л. С. Волковой: В 5 кн.- М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и

общее недоразвитие речи. - 480 с.

2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.

3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение. — М.: Гном-Пресс, 1999.

4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение

детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-

методические рекомендации. - М., 2009.



В раздел образования