Автор: Антонова Алина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБУ ДО РС(Я) "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Особенности логопедической работы с детьми раннего
возраста»
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы логопедической работы с
детьми раннего возраста. Анализируются особенности речевого развития
детей на данном этапе, факторы риска возникновения речевой патологии.
Описаны методы логопедического обследования с учетом возрастных и
психофизиологических
особенностей
малышей.
Выделены
основные
направления и задачи коррекционно-логопедического воздействия в работе с
детьми до трех лет. Подчеркивается важность учета возрастных, речевых и
психологических
особенностей
детей
для
повышения
эффективности
логопедической помощи.
Ключевые слова: ранний возраст, речевое развитие, речевые нарушения,
логопедическое обследование, коррекция речи.
Актуальность проблемы
В последние годы отмечается стремительный рост числа детей раннего
возраста с нарушениями речевого развития. Это обусловлено как медико-
биологическими, так и социальными факторами. Выявление и ранняя
коррекция
речевой
патологии
позволяет
в
значительной
степени
нивелировать имеющиеся проблемы и способствует более успешному
речевому и психическому развитию ребенка. Поэтому актуальным является
поиск эффективных путей логопедического воздействия в раннем возрасте с
учетом сензитивности данного периода для усвоения речи.
Особенности речевого развития детей раннего возраста
Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет и характеризуется
интенсивным развитием разных сторон речи ребенка. На втором году жизни
в норме появляются первые слова, к трем годам формируются основы
грамматического строя речи, ребенок овладевает фразовой речью.
Речевое развитие теснейшим образом связано с сенсомоторным и
интеллектуальным развитием. Дети с отставанием в психомоторном и
когнитивном развитии, как правило, позже начинают говорить.
К факторам риска возникновения речевой патологии в раннем возрасте
относятся: отягощенный преморбидный фон, патологическое протекание
беременности
и
родов,
черепно-мозговые
травмы,
инфекционные
заболевания ЦНС. Ведущими механизмами речевых расстройств выступают
несформированность или нарушение речевых кинестезий и речеслухового
восприятия.
Особенности логопедического обследования детей раннего возраста
Диагностика речевых нарушений у детей до трех лет имеет качественные
отличия от обследования речи более старших дошкольников. Логопед
учитывает
анамнестические
данные,
индивидуальные
особенности
неречевого
и
речевого
развития
ребенка,
опирается
на
возрастные
нормативы.
Обследование начинается с изучения понимания обращенной речи с
опорой
на
предметно-практическую
деятельность.
Затем
оценивается
состояние импрессивного и экспрессивного словаря, грамматического строя
речи, фонематических процессов, просодической стороны.
Для уточнения механизма речевых нарушений, структуры дефекта
применяются специальные нейропсихологические методики. Обследование
носит игровой характер с учетом непроизвольности и неустойчивости
внимания, быстрой утомляемости малышей.
Основные направления коррекционно-логопедической работы с детьми
раннего возраста
Работа с детьми до трех лет имеет свою специфику, определяемую
возрастными и речевыми особенностями. Она направлена на стимуляцию и
активизацию
речевого
развития
с
опорой
на
сохранные
звенья
психомоторной и когнитивной сфер.
Ведущими задачами выступают: развитие понимания речи, активизация
лепетных упражнений для появления первых слов, расширение пассивного и
активного словаря импрессивной и экспрессивной речи, стимуляция детской
речевой активности.
Большая роль уделяется консультированию и обучению родителей
эффективным приемам взаимодействия с ребенком, организации предметно-
игровой деятельности, речевой среды.
Таким образом, учет возрастных и речевых особенностей, опора на
сохранные компоненты развития позволяют организовать эффективный
коррекционно-развивающий процесс и достичь положительной динамики в
преодолении речевого дефекта у детей раннего возраста.
Список использованной литературы:
1. Логопедия. Методическое наследие. Пособие для логопедов и
студентов дефектол. фак. педвузов / Под. ред. Л. С. Волковой: В 5 кн.- М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и
общее недоразвитие речи. - 480 с.
2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.
3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение. — М.: Гном-Пресс, 1999.
4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-
методические рекомендации. - М., 2009.