Автор: Панасова Лилия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 59 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Использование ИКТ в соответствии с ФГОС "
Раздел: дошкольное образование
«Здоровые ножки »
Цель:
Закаливание организма.
Восполнение нехватки тактильных ощущений.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Развития чувства равновесия и координации движений.
Формирование п р а в и л ь н о й
о с а н к и
и
п р о ф и л а к т и к а
плоскостопия
с
детьми
дошкольного
возраста
в
процессе
коррекционно-оздоровительной работы. Задачи:
Коррекционные:
Развитие
и
корректировка
стопы,
укрепление
связочно-
суставного аппарата.
Формирование
двигательных
действий,
обеспечивающих
укрепление поперечного и продольного свода стоп, мышц ног
с использованием физкультурного оборудования (инвентаря).
Обучение переносить тяжесть тела при обычной ходьбе на
внешние края стоп, обращая внимание на правильную осанку,
на параллельную постановку стоп.
Использование физических упражнений из положения сидя,
стоя,
чередуя
расслабление
мышц
с
напряжением
(бёдра,
голени, своды стопы, большого пальца стоп)
Образовательные:
Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
Обучение элементарным приёмам самомассажа
(растирание, разминание, поглаживание и др.) подошвенной
поверхности стопы, мышц голени, голеностопного сустава и
мышц бедра.
Формирование представлений о правильной походке, осанке,
умении
её
контролировать;о
значимости(полезности)
упражнений, направленных на укрепление свода стопы.
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к
здоровому образу жизни.
Воспитательные:
Воспитывать у детей привычку сохранять, контролировать
красивую, правильную осанку, походку.
Использование разнообразных приёмов в развитии интереса у
ребёнка к двигательной активности
.
Представление
каждому
ребенку
возможности
радостно
и
содержательно прожить период дошкольного детства.
Основные
принципы
использования
массажных
ковриков
и
дорожек:
• Оборудование используется во время гимнастики после сна и в
самостоятельной
двигательной
деятельности
с
у ч е т о м
индивидуальных
возможностей
детей
и
уровня
их
физической
подготовки.
• Упражнения выполнять от простых к сложным, добавлять новые
движения.
Полезно
использовать
дыхательные
упражнения
на
расслабление мышц.
• Развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке
стопы при ходьбе; увеличение подвижности суставов стоп; улучшение
кровообращения стоп; улучшение координации движений.
•
С
целью
развития
воображения,
памяти
и
речи
необходимо
предлагать
детям
самим
придумывать
упражнения
и
игры
с
нестандартным оборудованием.
Упражнения
с
массажными
ковриками
и
дорожками
создают
положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости
и энергии.
Ходьба по дорожкам и коврикам — обычная, на носках, на пяточках,
на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег.
При
ходьбе
на
ножку
ребенка
действуют
разные
раздражители
–
мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе.
Коврики
могут
использоваться в
гимнастике
после
сна. Ребенок
встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот
некоторые из них.
Ребята! А вы любите помогать?
Давайте мы с вами отправимся в лес и поможем братьям нашим
меньшим подготовиться к зиме.
Смотрите, кто это?
По сухой лесной дорожке
Топ- топ- топ -топочут ножки
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки
Ребята! Смотрите как много выросло грибов, давайте
поможем
ежику собрать их, но ежик просит чтобы вы это сделали ногами.
Давайте попробуем.
Ручки прячь за спинку
Ножки в серединку
Ты грибочки собери,
Но смотри не упади.
Молодцы! Какие вы все ловкие, быстрые и ежику теперь хватит
грибочков на всю зиму.
А теперь продолжим путь, а дальше наш путь тоже не простой,
смотрите впереди река и перейти мы ее сможем только по мосту.
( Возле моста лежат бревна для бобра)
На реке идет работа
Там плотину строит кто-то
Зубы вместо топора
Это стройка у бобра.
Ребята! Смотрите сколько осталось бревен, давайте поможем бобру и
докатим бревна до его хатки.
Опять преграда на пути –у нас болото впереди.
По кочкам добираемся к белочке:
Далеко еще зима
Но совсем не для потехи
Тащит белка в закрома
Шишки, ягоды, орехи.
Давайте мы и белочке поможем и соберем ей шишки в корзину.
Ну
что
понравилось
вам
путешествие?
А
впереди
еще
много
интересного. Смотрите как много лягушат на пруду.
По кувшинкам,
Как пружинка,
Лягушонок прыг-прыг-прыг!
По листочкам,
По цветочкам,
В воду с брызгами - бултых!
Выплывает,
Отдыхает,
Греется на солнышке,
А на листике,
Качаясь,
Думает, что в лодочке!
Давайте мы с вами пройдем через пруд так, чтобы не навредить
лягушатам и будем шагать очень осторожно по кувшинкам. Какие вы
молодцы не помешали лягушатам прыгать и греться на солнышке.
Ух, нелегкая это была работа. Ножки наши устали, давайте немного
отдохнем.
Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки устали
Сядем рядом- отдохнем и массаж подошв начнем
Растирай. Растирай и не отвлекайся.
По подошве, как граблями проведем сейчас руками.
Гибкость тоже нам нужна без нее мы никуда.
Раз---сгибай, два----выпрямляй
Ну активнее давай !
В центре зону мы найдем хорошенько разотрем
Надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть !!!
Ожидаемый результат:
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
-
формирование
осознанной
потребности
в
выполнении
упражнений самостоятельно в домашних условиях.
«Здоровые ножки »
Пояснительная записка.
1.1.Концепция программы
П р о б л е м а
п р о ф и л а к т и к и
и
к о р р е к ц и и
функциональных отклонений со стороны опорно-
двигательного аппарата у детей приобрела особую
актуальность.
Это
обусловлено, прежде
всего,
негативной
тенденцией
увеличения
ч и с л а
дошкольников, имеющих те или иные нарушения
осанки и деформацию стоп.
Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться
дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой,
так
как
эти
заболевания
в з а и м о с в я з а н ы .
Плоскостопие
чаще
всего
встречается
среди
ослабленных
детей
с
пониженным
физическим
развитием
и
слабым
м ы ш е ч н о - с в я з о ч н ы м
аппаратом.
Нередко
нагрузка
при
ходьбе,
беге,
прыжках для сводов стоп таких детей оказывается
ч р е з м е р н о й .
С в я з к и
и
м ы ш ц ы
с т о п ы
перенапрягаются,
расплющиваются,
теряют
пружинящие свойства. Своды стоп (продольный и
поперечный)
расплющиваются,
опускаются, и
возникает плоскостопие: продольное, поперечное
или продольно – поперечное.
1.2. Актуальность
В
период
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста стопа находится в стадии интенсивного
развития,
её
формирование
ещё
не
завершено,
поэтому
любые
неблагоприятные
внешние
воздействия
могут
приводить
к
возникновению
различных функциональных отклонений.
С
другой
стороны,
в
этот
возрастной
период
организм
отличается
большой
пластичностью,
в
связи
с
чем,
можно
сравнительно
л е г к о
приостановить
развитие
плоскостопия
или
исправить его путём укрепления мышц и связок
стоп.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия
возможны на основе комплексного использования
в с е х
с р е д с т в .
Фи зи че с к ог о
в о с п и т а н и я :
гигиенических
факторов
(гигиена
обуви
и
правильный
ее
подбор
в
соответствии
с
н а з н а ч е н и е м ) и
физических
у п р а ж н е н и й
( с п е ц и а л ь н ы е
к о м п л е к с ы
у п р а ж н е н и й ,
направленные на укрепление мышц стопы и голени
и формирование сводов стопы.
Цель программы:
Формирование правильной осанки и профилактика
плоскостопия
с
детьми
дошкольного
возраста
в
процессе коррекционно-оздоровительной работы.
Задачи программы:
Коррекционные:
Развитие
и
корректировка
стопы,
укрепление
связочно-суставного аппарата.
Ф о р м и р о в а н и е
д в и г а т е л ь н ы х
д е й с т в и й ,
обеспечивающих
укрепление
поперечного
и
п р о д о л ь н о г о
с в о д а
с т о п ,
м ы ш ц
н о г
с
использованием
физкультурного
оборудования
(инвентаря).
Обучать
переносить
тяжесть
тела
при
обычной
ходьбе на внешние края стоп, обращая внимание на
правильную осанку, на параллельную постановку
стоп.
Использование
физических
упражнений
из
положения сидя, стоя, чередуя расслабление мышц
с
напряжением
(бёдра,
голени,
своды
стопы,
большого пальца стоп)
Образовательные:
1.
Укрепление
физического
и
психического
здоровья ребёнка.
2. Развитие физических качеств личности: силы,
выносливости, гибкости.
3. обучение элементарным приёмам самомассажа
(растирание,
разминание,
поглаживание
и
др.)
подошвенной
поверхности
стопы,
мышц
голени,
голеностопного сустава и мышц бедра.
4.
Формирование
представлений
о
правильной
походке,
осанке,
умении
её
контролировать;
о
значимости(полезности)
физ.
Упра жнений,
направленных на укрепление свода стопы.
5.Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ
для укрепления стоп.
Воспитательные:
Воспитывать у детей привычку сохранять,
контролировать красивую, правильную осанку,
походку.
Использование разнообразных приёмов в развитии
интереса у ребёнка к двигательной активности на
занятиях кружка.
Обеспечение эмоционально-психологического
комфорта, создание условий для развития
уверенности в своих физических возможностях.
Способствовать проявлению самостоятельности в
уборке физ. инвентаря, бережного отношения к
нему.
Воспитание интереса к занятиям в кружке,
потребности выполнять спортивные движения.
Методы и приёмы:
В зависимости от поставленных задач на занятиях
используются
различные
методы:
словесные,
наглядные,
практические,
чаще
всего
работа
основывается на сочетании этих методов.
Словесные
методы:
беседы,
вопросы,
образное
слово
(стихи,
загадки,
пословицы),
объяснение,
напоминание,
поощрение,
анализ
результата
собственной
деятельности
и
д е я т е л ь н о с т и
товарищей.
Наглядный метод: показ, демонстрация, плакаты,
рисунки
и
схемы
обеспечивают
зрительное
и
слуховое
восприятие
изучаемого
действия.
Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма
движений
создают
у
занимающихся
б о л е е
разностороннее
представление
о
действии,
что
расширяет
ориентировочную
основу
д л я
последующего воспроизведения.
Практический метод играет решающую роль в
формировании двигательных
навыков, развития и совершенствования у детей.
Это, к а к правило, повторение упражнений с
постепенным усложнением условий и повышением
нагрузки.
1.5. Принципы содержания программы.
1..Комфортность:
атмосфера
доброжелательности,
создание для каждого ситуации успеха.
2..Личностно
–
ориентированное
взаимодействие:
у ч и т ы в а ю т с я
и н д и в и д у а л ь н ы е
и
психофизиологические
особенности
каждого
ребенка и группы в целом, создается раскованная,
стимулирующая активность ребенка, атмосфера
3.
Погружение
каждого
ребенка
в
процесс:
реализация задач достигается путем использования
в работе активных методов и форм обучения.
4. 0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта
ребенка
создание
эмоциональной
вовлеченности
его
в
процесс
и
естественное
повышение
его
работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий
взрослого
и
ребенка,
ребенка
и
сверстников
к
самостоятельному
выполнению
упражнений дома;
открытие новых знаний.
1.6. Краткая характеристика структуры программы
Занятия по профилактике плоскостопия начинают
проводиться с октября месяца, так как в сентябре
проходит
адаптация
детей
к
условиям
детского
сада,
и
выявляются
нарушения
з д о р о в ь я
воспитанников специалистами.
Занятия
рассчитаны
на
детей
5,
6
,7
лет,
продолжительность
занятий
–
30-35
минут,
проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня.
В
группе
17
человек. Дозировка
упражнений
зависит
от
возраста
и
уровня
подготовленности
детей
и
может
составлять
от 6 - 8 раз на этапе
разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе
закрепления
и
совершенствования
комплекса.
Один комплекс рассчитан на две недели.
1. Первичная диагностика детей.
Медицинской
сестрой
детского
сада
в
начале
учебного
года проводится первичная диагностика
детей старшей и подготовительной групп с целью
выявления
отклонений
в
физическом
развитии
(плоскостопия и вялой осанки).
2.Формирование группы детей для коррекционных
занятий.
3. Подбор упражнений для работы с детьми.
4.Сравнительная диагностика.
5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы,
занимавшихся в течение 1 года.
6. Организация работы с родителями:
а) консультации и практикумы 1 раз в месяц или по
запросу родителей;
1.7. Ожидаемый результат:
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
-
сформированность
осознанной
потребности
в
выполнении
у п р а ж н е н и й самостоятельно
в
домашних
условиях.
1.8. Список средств обучения.
Оборудование: шведская стенка – 2 шт., лестница
– 2 шт., наклонная доска – 1 шт., канат – 2 шт.
М а т ы
г и м н а с т и ч е с к и е
–
2
ш т .,
с к а м ь я
гимнастическая
–
2
шт.
Кубики
-20
шт., доска
ребристая – 1 шт., ребристая доска- 1шт.
Инвентарь:
фитболы
–
1
шт.,
канат
–
2
шт.,
скакалки — 12шт., бадминтон 1 набор, дуги – 3 шт.,
обручи – 12 шт., кегли 7 шт., гимнастические палки
12 шт., мячи – большие — 12 шт, средние — 12 шт.,
маленькие — 12 шт.
Нестандартное
оборудование
к о л ь ц е б р о с ,
массажные мячики, массажные коврики, дорожка
из следов, коврик из пробок,
1.9. Список используемой литературы.
1. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в
ДОУ. Автор О.Н. Моргунова.
2. Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и
лечение. Автор В. С. Лосева.
Конспект занятия по профилактике
плоскостопия
в подготовительной группе