Напоминание

Специфика морфемного анализа в начальной школе


Автор: Сорокина Антонина Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 им.М.К. Герасименко
Населённый пункт: хутор Гарбузовая Балка Краснодарского края
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика морфемного анализа в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




А.И.Сорокина

СПЕЦИФИКА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для

младших школьников, прежде всего, потому, что выделение значимых частей

слова

способствует

осознанию

структуры

слова,

формированию

орфографических навыков, то есть орфографической зоркости. Учащиеся

подводятся

к

осознанию

морфологического

принципа

русского

правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова

(корни, приставки, суффиксы, окончания) сохраняют одинаковое написание в

разных фонетических условиях, то есть независимо от произношения. Эта

проблема способствует развитию и обогащению словарного запаса младших

школьников, позволяет им глубже понять лексическое значение слов и точно

употреблять их в речи.

Изучение морфемного состава слова в младших классах проходит ряд

этапов. Каждый из них имеет свое содержание и требует особой методики

работы со словом. Понимание последовательности и специфики работы с

морфемами в том или ином классе необходимо учителю для того, чтобы он

мог помогать детям преодолевать трудности, которые у них возникают при

разборе слова по составу.

Множество методических задач встает перед учителем при разработке

уроков по темам данного раздела, и одна из важнейших – формирование у

детей действия морфемного анализа слов. Умение решить задачи на

применение

грамматических

понятий

требует

определенной

последовательности и сочетания мыслительных операций при ведущей роли

одной из них. В вязи с этим возникает необходимость сообщить «не только

содержание грамматических знаний, но и приемов и способов применения их

на практике». Между тем, педагог имеет дело в основном с результатами

этой мыслительной деятельности учащегося; сам же процесс ее остается

скрытым от учителя. Следовательно, трудно или невозможно бывает

установить, на каком этапе работы ученик допустил ошибку, приведшую к

неверному конечному результату. Такое положение дел может быть

изменено в случае, если ученик выполняет какое-либо сложное умственное

действие пооперационно, пошагово, то есть процесс его выполнения

запрограммирован.

Примечательно к рассматриваемому действию морфемного анализа

можно

сказать,

что

такой

алгоритм

представляет

собой

памятки,

содержащиеся в учебниках русского языка и в методических пособиях для

учителя(2). Однако при формировании действия морфемного анализа слов

существенен не только сам факт использования памяток-алгоритмов в работе

учителя и учащихся, но и методика их предъявления. Выбор последней

зависит от решения двух взаимосвязанных задач: определения общей

последовательности изучения тем в разделе «Состав слова» и конкретного

места темы «Порядок разбора слова по составу» в этом разделе.

Тема

«Порядок

разбора

слова

по

составу»

в

планировании

соответствующего раздела традиционно является завершающей. Однако и

здесь возможен другой путь: весь процесс изучения темы «Состав слова»

может протекать как процесс формирования действия морфемного анализа

слов.

Чтобы

реализация

этого

пути

стала

возможной,

необходимо

соблюдение следующих условий:

1.Изучение раздела по плану: 1. Окончание и основа слова; 2.части

основы;

2.Наличие пропедевтической работы в II(I-IV) классах при изучении

грамматических тем. Поскольку для вычисления основы и окончания

необходимо уметь изменять слова, дети должны овладеть этими учениями

еще до начала изучения темы «Состав слова». На наш взгляд наиболее

подходящий для этого период – работа над грамматическими темами в конце

II(I-IV) классов. Детям возможно задать полную парадигму изменений имени

существительного, имени прилагательного, глагола в форме вопросов.

Вопросы могут быть либо заучены детьми, либо постоянно доступны

(например, помещены на стенде в виде специальной таблицы). Действие

изменения каждой части речи должно быть

отработано при изучении

соответствующих грамматических тем.

Рассмотрим реализующие описанный выше путь (с точки зрения

структуры урока – этап введения новых понятий).

Вычленение в слове окончания и основы.

Мы отмечаем, что окончание – изменяемая часть- служит для связи

слов. Значит, часть слова без окончания можно считать главной, основной

для понимания смысла. По этой главной роли в слове изменяемая часть

называется

основой

слова.

Итак,

в

слове

выделяются

две

части:

неизменяемая (основа) и изменяемая (окончание).

После того как вывод сделан, выполняется серия упражнений на

выделение основы и окончания. При этом дидактический материал должен

быть подобран таким образом, чтобы дети имел возможность уяснить

следующие особенности:

а) окончание в слове может быть беззвучным, или нулевым (слова

типа стол, мышь, хорош);

б) есть слова, которые не изменяются, следовательно, в них не может

быть изменяемой части- окончания (слова типа поздно, справа, потом);

в) окончанием слово не всегда оканчивается; окончание может стоять

перед –ся (слова типа умывается) и разъединять основу.

Итак, мы выяснили, что с помощью корня

слова может быть

объяснено значение всех слов – родственников; сам же корень обязательно

входит в состав всех родственных слов и имеет в них одинаковую буквенную

форму.

Поэтому корень слова определяют как его главную значимую часть, в

которой заключено общее в значении всех родственных слов. Упражнения,

которые предлагаются детям для вычленения в словах корня, должны

расширять первоначально сформированное понятие о нем. Ученикам

необходимо осознать, что одинаковый корень обязательно имеет общее в

значении, а, потому не могут быть однокоренными слова – омонимы типа

гора-гореть-горе.

Учитель должен обратить внимание детей на тот факт, что в корнях

возможны исторические чередования (их желательно задать списком),

которые не изменяют значения корня (хотя и отражаются на его звуковой и

буквенной форме). Поэтому слова типа друг – друзья, дружба; светить –

освещать – свеча; любить – люблю- и подобные должны восприниматься как

однокоренные.

Выясняем,

что

приставка

и

суффикс

придают

словам

новые,

дополнительные значения, т.е. служат для образования новых слов. В этом –

сходство приставки и суффикса.

Чем же они различаются? (Местом в слове: приставка начинает основу,

суффикс ее заканчивает).

Таким образом, приставка – часть слова, которая стоит перед корнем

или другой приставкой и служит для образования новых слов; суффикс –

часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит

для образования новых слов.

Развертывание плана морфемного анализа слов в исходную систему

действий при формировании умения различать явления словообразования и

словоизменения.

Находя корень слова, выделяя приставку и суффикс, мы имели дело со

словами, значения которых близки, родственны друг другу, так как у этих

слов одинаковый корень. Но если приставки и суффиксы у этих слов

различны,

то

эти

слова

имеют

разное

дополнительное

значение.

Следовательно, именно приставки и суффиксы образуют эту разницу

значений, а поэтому являются словообразовательными частями слова.

Поэтому при изменении приставок и суффиксов мы имеем дело с явлением

словообразования.

Для

того

чтобы

дети

действительно

осознали

разницу

между

словоизменением и словообразованием, учитель должен предложить им

выполнить специальные упражнения, направленные на разграничение этих

явлений ( например, на сопоставление форм одного и того же слова и

родственных слов, на образование форм слова и подбор однокоренных слов).

Наблюдение над морфемным составом слова сочетается на уроках с

выяснением лексического значения слова, его форм (число, падеж) и

написания. Развитие у младших школьников учения видеть слово, в единстве

всех

его

сторон:

смысловой,

произносительной,

грамматической,

словообразовательной – чрезвычайно важно для сознательного овладения

словом.

Библиографический список

1.Жедек,

П.С.

Методика

изучения

морфемного

состава

слова/

П.С.Жедек// Русский язык в начальных классах: теория и практика

обучения.-М.: 2000.

2.Львов, М.Р. Методика обучения русому языку в начальных классах /

М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светославская.-М.: 2002.

3.Львова, С.И. Значение и строение слова / С.И.Львова. –М.:

Просвещение, 1993.

4.Потиха, З.А. Школьный словарь строения слов русского языка /

З.А.Потиха.-М.: Просвещение, 1987.



В раздел образования