Напоминание

Современные педагогические технологии в школе искусств: между традицией и инновацией.


Автор: Грудинина Галина Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ №1 им.Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии в школе искусств: между традицией и инновацией.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Грудинина Г.Е

Современные педагогические технологии в школе искусств:

между традицией и инновацией.

Широкое распространение различных инноваций, в том числе

новых педагогических технологий, в системе общего образования требует от

современного педагога школы искусств знания тенденций инновационных

изменений и вероятность их использования в собственной практике. Сфера

музыкального

образования

долгое

время

оставалась

достаточно

консервативной и практически не использовала технологических инноваций.

Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко

выраженной

спецификой,

обусловленной

индивидуальным

характером

обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие

которого всегда уникально, неповторимо и не подлежит технологическому

описанию.

В более благоприятных условиях с точки зрения возможности

внедрения инновационных педагогических технологий находятся предметы

музыкально - теоретического цикла.

На этих уроках можно выделить информационные технологии, под

которыми понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки

информации с применением компьютерно-программных средств.

Очень удобна при изучении музыкально-теоретических понятий на

уроках

сольфеджио

и

теории

музыки адаптированная

(адаптивная)

система обучения (АСО).

На первом этапе объяснение, все работают самостоятельно, учитель -

индивидуально. На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. На

третьем этапе - обособленная самостоятельная работа и самоконтроль. Эта

технология позволяет преподавателю уделить внимание каждому учащемуся.

Личностно

ориентированные

технологии предусматривают

приоритет субъект-субъектного обучения, включение учебных задач в

контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности

в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.

Однако нельзя назвать данные технологии инновационными, так как

для музыкального образования они являются концептуальной основой

педагогического процесса и являются традиционными. Даже занимаясь

в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические

особенности и перспективы развития каждого ученика.

В

современной

общеобразовательной

практике

большое

распространение получили игровые технологии обучения, которые

характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых

позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых

результатов, критериями оценки результатов работы, управлением

эмоционального напряжения.

Очень

интересна проблемно-развивающая

технология

обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.), специфическими

функциями которой являются: формирование критического мышления

учащихся; формирование умений и навыков активного речевого

общения

учащихся;

формирование

положительных

эмоций;

организация деятельности преподавателя по построению диалоговых

конструкций и их реализации в процессе обучения.

Данная технология с успехом может использоваться на уроках

музыкальной литературы, хотя многие из методов этой технологии уже

давно и широко применяются в практике и вряд ли могут называться

инновационными.

Нетрадиционными,

инновационными

технологиями на

уроках

теоретического цикла можно назвать следующие (Ягненкова Н.В.):

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, деловая или

ролевая игра, кроссворд, викторина;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в

общественной

практике:

исследование,

изобретательство,

анализ

первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала:

урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация;

- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция,

регламентированная дискуссия, телепередача, и.т.д.

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-

подарок от волшебника,

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная

экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная,

интервью, репортаж;

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы:

КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", утренник,

концерт, инсценировка, "посиделки", и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в

образовательном процессе ДШИ.

Широкий простор для использования технологии метода проектов на

уроках музыкальной литературы и слушания музыки.

Этот

метод предполагает

определенную

совокупность

учебно-

познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную

проблему

в

результате

самостоятельных

действий

учащихся

с

обязательной презентацией этих результатов. Результаты выполненных

проектов

должны

быть

материальны,

т.е.

как-либо

оформлены

(видеофильм, альбом, доклад и т.д.).

Предложенные

методы

и

технологии,

несомненно,

расширяют

возможности современного образовательного процесса. Поэтому их

необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской

музыкальной школе.

В книге А.К. Колеченко "Эциклопедия педагогических технологий"

приведен еще ряд примеров педагогических технологий, которые могут

использоваться на уроках в ДШИ:

Ищу ошибки.

Технология может широко применяться на уроках сольфеджио и

музыкальной литературы. Вызывает интерес у учащихся, развивает

внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.

Консультанты на уроке (шефы).

Данная

инсценировка

является

одной

из

сильных

в

достижении

обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда

человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его

запоминать. Технология может использоваться не только на уроках

теоретического цикла, но и может быть эффективной на уроках

специальности.

Цепочка (опрос)

Данная технология может применяться как при проверке знаний урока,

так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся

придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди

задают вопросы группе и сами оценивают ответы.

Взаимоконтроль.

Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим

учителям. Педагог в момент работы класса может подходить к отдельным

учащимся и помогать, уточнять их ответ.

Все

большее

признание

завоевывают Интернет-технологии,

они

открывают новые возможности как перед педагогами, так и перед

учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования,

оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности

преподавателей ДШИ.

Современные

педагогические

технологии

позволяют

развивать

творческое

воображение,

способствуют

росту

исполнительского

мастерства,

позволяют

проводить

исследовательскую

работу.

Становится вполне очевидным, что современный педагог должен

хорошо владеть не только базовой методикой обучения, но и знанием

педагогических технологий и умением применять их в учебном

процессе.

Так, преподаватели нашей школы активно используют и внедряют в

образовательный

процесс

интернет-технологии,

цифровые

и

электронные

ресурсы:

аудио

и

видеоматериалы,

графические,

текстовые

и

другие

документы,

телевизоры,

мультимедийное

устройство, компьютеры, проигрыватели.



В раздел образования