Автор: Лихачева Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с. Объячево
Населённый пункт: с. Объячево, Прилузского района, Республики Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация работы кружка "Светлячок" по формированию основ духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование
Лихачёва Елена Алексеевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Объячево, Прилузский район,
Республика Коми
Организация работы кружка «Светлячок»
по формированию
основ
духовно - нравственного воспитания школьников
в условиях ФГОС
.
Аннотация. Перемены,
происходящие
в
России
в
последние
десятилетия
затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-
нравственную
сферу общества. В статье раскрывается важность и значимость
внеурочной
деятельности
школьников
по
воспитанию
духовно-нравственных
ценностей. Предлагается тематика кружка «Светлячок», построенная на знакомстве
с литературными произведениями и советскими мультипликационными фильмами.
Поставлен
акцент,
что
правильно
спланированная
деятельность
и
правильно
подобранный
методический
материал
формирует
у
школьника
морально
-
нравственное устойчивое поведение в обществе.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного
общества
приобрела
особое
значение.
Потеря
моральных
ориентиров,
обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным
последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и
наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Современный
ребенок находится
в
беспредельном
информационном
и
огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних
границ.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения
ребенком
знаний
и
ценностей
в
школе
(системность,
последовательность,
традиционность,
культуросообразность
и
т.
д.)
и
вне
школы
(клиповость,
хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между
культурой и антикультурой и т. д.).
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем,
которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их
взросления.
Подмена реальных форм социализации виртуальными.
Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую
модель,.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной
школы
направлена
на
формирование
морально-нравственного,
личностно
развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
В Концепции
духовно- нравственного развития и воспитания гражданина
России
определён
современный
национальный
воспитательный
идеал. Это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа курса внеурочной деятельности «Светлячок» составлена на основе
программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и
комплексной программы для детей и подростков ГУ РК «Республиканского центра
социальной помощи семье и детям» г. Сыктывкара «Формирование толерантных
отношений», «Ответственное родительство». Программа может быть реализована
учителем начальной школы в сотрудничестве с родителям. Возможно привлечение
заинтересованных
учащихся,
педагогов
дополнительного
образования,
специалистов других соц. структур. Учитель проводит занятия во внеурочное время
один раз в неделю (для 1 классов); 2-3 раза в четверть для 2 и 3 классов; 4 –ые
классы изучают предмет ОРКСЭ.
Программа включает в себя 134 занятия по 35 - 45 минут и рассчитана на три
года обучения.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его
поведении,
которое
контролируется
его
внутренними
побуждениями,
собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и
привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у
младших школьников.
Задачи:
Сформировать
первоначальные
представления
о
моральных
нормах
и
правилах
нравственного
поведения,
об
этиче ских
н о рм а х
взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями
различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать
усвоению
правил
поведения
в
образовательном
учреждении,
дома,
на
улице,
в
населённом
пункте,
в
общественных
местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений
между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить
приемам
и
правилам
ведения
дискуссии,
аргументировано
высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и
развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа
обеспечивает
реализацию
одного
из
направлений
духовно-
нравственного
воспитания
и
развития:
воспитание
нравственных
чувств
и
этического сознания младшего школьника.
Реализация
программы
предполагает
формирование
первоначального
представления
о
базовых
ценностях
отечественной
культуры
в
процессе
проведения
бесед,
экскурсий,
заочных
путешествий,
участия
в
творческой
деятельности,
такой,
как
театральные
постановки,
литературно-музыкальные
композиции,
художественные
выставки
и
др,
просмотр
видео-,
мультфильмов,
участие в православных праздниках, благотворительных ярмарках и концертах и
т.д.
Занятия
выстраиваются
эмоционально
окрашенные,
строятся
на
непроизвольном
внимании
и
памяти,
включают
в
себя
игровые
элементы.
Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего
задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или
рассказ вместе с родителями. Важно включать в работу каждого из детей. Давать
возможность высказать своё мнение, проявить радостную или эмоцию огорчения.
На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных
ситуаций,
умение
примерить
на
себе
разные,
возможно
несвойственные
по
характеру
роли.
Это
занятия
разъяснения,
объяснения
и
обучения.
Иногда
возможна незаконченность для домашнего размышления над ситуацией. Основная
задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему
миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной
сущности; заглянуть внутрь себя, познать, понять себя.
Занятия
проводятся
в
форме
уроков,
тренингов,
внеурочных
мероприятий,
игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт
нравственного
поведения в различных сферах деятельности и при различных обстоятельствах.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных,
социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными
источниками нравственности являются:
патриотизм
(любовь
к
России,
к
своему
народу,
к
своей
малой
родине;
служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие,
честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический
мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);
труд
и
творчество
(творчество
и
созидание,
целеустремленность
и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в
государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских
религий
присваиваются
школьниками
в
виде
системных
культурологических
представлений о религиозных идеалах;
искусство
и
литература
(красота,
гармония,
духовный
мир
человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество
(мир
во
всем
мире,
многообразие
и
равноправие
культур
и
народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как
минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в
одной практической ситуации).
Для первоклассников я выбрала формы проведения занятий с использованием
чтения
художественных
произведений,
включая
басни,
притчи
и
просмотр
советских сказок и мультфильмов. Почему такое решение?!
Мультфильмы любимы и понятны младшему школьнику, поскольку они в
доступной форме объясняют
ребенку
многие
процессы,
знакомят
с
миром,
удовлетворяют
познавательные
и
эмоциональные
потребности. Мультфильм –
наиболее
эффективный
воспитатель
от
искусства
и
медиа
-
среды,
поскольку
сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и
слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным
потенциалом
и
является
одним
из
авторитетных
и
эффективных
наглядным
материалом. Герои мультипликационных фильмов могут, являться настоящими
учителями
оптимизма
и
толерантности,
помогающими
решать
различные
жизненные задачи.«Правильно» подобранные мультфильмы путем восприятия на
экране сюжета развивают у ребенка речь, логические способности, воображение,
внимание.
Но
большинство
современных
детей
останавливают
свой
выбор
на современных
мультфильмах,
отдавая
предпочтение
таким мультфильмам
как «Фиксики», «Маша
и
медведь», «Том
и
Джери»,«Семья
Симпсонов» и
так
далее. Родители, как правило , поддерживают интересы ребёнка, «шагая в ногу со
временем»,
и
не
ограничивают
своих
детей
в
выборе мультфильма,
а
предоставляют право выбора своему ребенка.
И
любимыми
героями
детей
становятся
персонажи,
которые
могут совершить жестокий поступок и даже убийство, обидеть или оскорбить.
Поэтому меняю стереотип восприятия, предлагая для просмотра советские
мультфильмы и сказки, на которых выросло не одно поколение хороших родителей,
имеющих четкие нравственные и гражданские позиции.
Что же привлекательного в советском мультфильме? Эти мультфильмы –
настоящая находка: в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности,
преданности, умению ценить дружбу и другим важным для развития личности
качествам.
Высокая
ценность «правильного» поступка,
идеализация
честности,
духовности, нравственности – всех тех качеств, которые каждый из нас хочет
привить своим детям. И еще в мультфильме воспитание этих замечательных черт
происходит как бы исподволь, незаметно, а потому не вызывает противодействия
даже
у
самых
упрямых
малышей.
Именно
таким
образом
подобное
знание
приобретается легче
всего, так как отсутствует протест против подневольного
нравоучения. Нет конфликта «отцов и детей».
Нельзя
не
отметить
тот
факт,
что
практически
каждый советский
мультфильм был
настоящим
произведением
искусства.
Поэтому
регулярный
просмотр
хороших мультфильмов поможет привить малышам хороший вкус и
разборчивость в выборе фильмов.
Герои советских мультфильмов с добрыми лицами и искренними улыбками.
Имена героев Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Настенька, Алёнушка, их
женственность выражена через духовные качества. Многие персонажи одеты в
русский национальный костюм. А русский дух – олицетворение силы, могущества,
храбрости,
преданности
своей
родине,
силе
любви.
Чего
нельзя
увидеть
в
экранизации современных мультфильмов.
Что
касается
литературы,
то
по
мнению
многих
авторов
(М.
Горького,
В.
А.
Сухомлинского,
З.
И.
Романовской)
важную
роль
в
воспитании
духовно-
нравственной культуры ребенка играет хорошая книга. Одних она учит добру,
другим она становится хорошим другом, советчиком, третьим, позволяет черпать
материал
для
размышлений.
В
детские
годы
книга
играет
большее
значение
благодаря ей дети познают примеры нравственности, учатся различать добро и зло.
В
последнее
время
родители,
педагоги,
а
также
детские
писатели
ищут
усовершенствованные пути к активизации воспитательного потенциала книги. Как
мы часто говорим, что книга — это открытие мира. Не только сознание, но и
чувства,
поступки
ребенка
зависят
от
художественного
слова.
Оно
помогает
осознать отношения между людьми, вызывает стремление быть лучше, оно словно
окрыляет
ребенка
и
заставляет
его
делать
только
хорошее.
Во
время
чтения
художественной литературы младшие школьники знакомятся с такими понятиями
как: добро, совесть, справедливость, честность и т. п. Детская литература дает
возможности расширения кругозора ребят, формирует мировоззрение и моральные
представления, развивает эмоциональную сферу. Для того, чтобы добиться высокой
эффективности
в
области
нравственного
воспитания
младших
школьников
в
процессе
ознакомления
с
детской
художественной
литературой,
необходимо
выполнять некоторые условия: – использовать различные методы и формы работы с
книгой; – проводить непрерывную работу по ознакомлению младших школьников с
детской
художественной
литературой;
–
правильно
подбирать
художественную
литературу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Выбор
учителем художественного произведения для чтения и анализа следует производить
так, чтобы рассказ или сказка вызывала интерес у детей младшего школьного
возраста и способствовала развитию их нравственной культуры. Художественные
произведения, заданные учителем для чтения, должны быть из разных жанров, а
также должны ставить и раскрывать различные проблемы и быть традиционными
для
детского
чтения.
В
условиях
реализации
ФГОС
именно
внеурочная
деятельность позволяет вести планомерную и систематическую работу по духовно-
нравственному воспитанию на основе чтения художественной литературы.
При изучении какого-либо художественного произведения, так или иначе, у
младших
школьников
происходит
процесс
восприятия.
Этот
процесс
активно
влияет на развитие и становление личности, а также с помощью него в сознании
человека
происходит
отражение
ситуаций
и
событий,
возникающих
при
непосредственном
воздействии
физических
раздражителей
на
рецепторные
поверхности органов чувств»
Художественная литература — признанный носитель духовного начала в
человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной
литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его
жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней
жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. Растя его на лучших
образцах художественной литературы, мы проецируем ребенку духовно богатую
жизнь. Нравственные начала в художественной литературе не преподносятся в
готовом виде. Они индуктируются в детской душе и закрепляются в его
эмоциональной памяти.
Особое место занимают притчи. В этих лаконичных историях заключены малые
или большие законы человеческого мира, а основаны они на искусстве меткости
слова. Специфика притч заключается в том, что в них резюмируется мораль – либо
прямым текстом, либо очевидным намеком. В последнем случае адресаты рассказа
могут выдвинуть собственную версию заложенного в них смысла.
Также не менее хороши басни, в которых тонко безадресно высмеиваются плохие
поступки,
а
иногда
поступки
героев
басни
заставляют
задуматься
над
своим
собственным поведением, которое нередко становится узнаваемым слушателю или
читателю.
Представляю учебно-тематический план кружка «Светлячок»
Программа кружка разбита на блоки, в каждом блоке указана цель,
определены темы и материал для работы:
Содержание программы
Что такое хорошо и что такое плохо?
Раздел содержит темы: 1.Что такое хорошо и что такое плохо?
2. О равнодушии и добре
3. Что не купишь за деньги
4. Спешите делать добро
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
Рассказ В. Осеевой «Плохо»;
Притча старца Паисия (о богатстве)
Сказка Э. Фарджона «Добрый фермер»
Притча «Юноша и морские звёзды», мультфильм «Фунтик»
Цель: Раскрыть понятия «отзывчивость» и «равнодушие»; способствовать
воспитанию у детей доброты и отзывчивости; вызвать у детей стремление
замечать в окружающих положительные качества; помочь детям
сформировать навыки толерантного отношения к людям независимо от их
социального положения.
Составляющие занятий: Игры, упражнения, анализ ситуаций, чтение
художественных произведений.
Оформление: Пословицы и поговорки о доброте, высказывания великих
людей (Л. Толстого, М. Твена, Апостола Павла)
Драгоценности души
Раздел содержит темы: 5. Драгоценности души
6. Учимся сочувствовать
7. Прояви сострадание
8. Учимся видеть хорошее
В. Короленко «Слепой музыкант»;
Сказка О. Уайльда «Счастливый принц»;
Мультфильм «Рекс», «Чудесный подарок снеговика»
Басня И.Крылова «Листы и корни»
Цель: Способствовать развитию у детей таких качеств как сочувствие,
сострадание; развивать умения сопереживать, сочувствовать окружающим.
Составляющие занятий: Игры, упражнения, беседа, чтение художественных
произведений, тесты.
Оформление: Высказывания великих людей (Б. Франклина, Д. Дидро, Ж.
Поль, Л.Н. Толстой)
Жить в единстве
Раздел содержит темы: 9. Жить в единстве
10. Не такой как все
11. Мальчишки и девчонки
12. Дети разных народов
13. Разноцветный мир
14. Протяни руку
15. В чужой стране
Сказка «Лесные певцы». Басня И.Крылова «Квартет»
Сказка «Маленький котёнок», мультфильм «Гадкий утёнок»
Слушание и разучивание песни «Из чего сделаны наши девчонки»,
Дидактическая игра.
Мультфильм «Леди и бродяга», «Бобик в гостях у Барбоса»
Мультфильм «Просто так»
Сказка «Приключение лисёнка»
Цель: Дать детям представление о сотрудничестве с людьми разных
национальностей, культур, вероисповеданий; показать различия во
внешности поведении людей разных национальностей; сформировать
адекватное восприятие людей разных национальностей.
Составляющие занятий: Игры, упражнения, беседа, чтение художественных
произведений, работа в группах, коллаж «Наш сад»
Оформление: Пословицы и поговорки о дружбе, высказывания великих
людей (Мартин Лютер Кинг)
Умей уважать других
Раздел содержит темы: 16. Умей уважать других
17. Ты мой друг и я твой друг
18. Глаза в глаза
19. Кодекс дружбы
20. Между мной и тобой
21. Надёжный круг
Сказка «Добрая собака»;
Фильм-сказка «Морозко»;
Мультфильм «Чебурашка и Крокодил Гена» (строительство домика
для друзей)
Рассказ В.Осеева «Синие листья»;
Сказка «В гостях у царя»» Т. Шарыгина
Сказка «Федя и Петя» Т. Шарыгина
Цель: Способствовать воспитанию у детей уважения к другим культурам;
смоделировать формы эффективного общения в данной группе и социуме в
целом; развивать адекватные способы взаимодействия с противоположным
полом.
Составляющие занятий: Игры, упражнения, анализ ситуаций, беседа, чтение
художественных произведений, работа в группах.
Оформление: Пословицы и поговорки.
Секрет милосердия
Раздел содержит темы: 22. Секрет милосердия
23. Законы милосердия
24. Волшебная лавка
25. Эмблема милосердия
26. Ключ врага милосердного
Притча о самарянине;
Сказка «Феи милосердия» Т. Шарыгина;
Притча «Волшебная лавка»;
Л.Толстой рассказ «Старый дед и внучек»; Сказка В. Катаева «Цветик –
семицветик», одноимённый мультфильм.
Сказка В.Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного»
Цель: Развивать у детей умение быть внимательными и чуткими к близким и
окружающим их людям.
Составляющие занятий: Игры, упражнения, анализ ситуаций, чтение
художественных произведений (в т.ч басни).
Оформление: Пословицы и поговорки о доброте, милосердии, высказывания
великих людей (Э. Сведенборг, Д. Дон)
Взаимопонимание
Раздел содержит темы: 27. Взаимопонимание
28. О тебе и обо мне (Кто я? Какой ты?)
29. Диалог «карамбия»
30. Я сам себе кумир
Сказка «Поговорили»
Притча «Три сына»
Сказка В. Сухомлинского «Лепесток и цветок»
Сказка «Заяц-хваста»,одноимённый мультфильм
Цель: Рассказать детям о необходимости и значимости взаимопонимания
между людьми; развивать у детей умение уважать достоинство других, дать
возможность осознать свои достоинства и недостатки; учить детей строить
доверительные отношения между собой, выработать правила работы в
группе.
Составляющие занятий: Игры, упражнения, инсценировка ситуаций, беседа,
чтение художественных произведений, работа в группах.
Оформление: Высказывание (Сократа)
Я тебя прощаю
Раздел содержит темы: 31. Я тебя прощаю
32. Сила прощения
33. Жить с достоинством «Что это значит?»
Мультфильм «Тимошкина ёлка»
Сказка Г.Х. Андерсена «Двенадцать месяцев», одноимённый
мультфильм;
Мультфильм «Золотая антилопа»
Притча «Всё в твоих руках»
Цель: Способствовать формированию у детей умения прощать другого
человека.
Составляющие занятий: Игры, упражнения, беседа, чтение художественных
произведений, анализ ситуаций, работа в группах.
Оформление: Ситуации
Круг обратной связи (Рефлексия)
Цель: Обобщить полученные знания детей; Закрепить коммуникативные
навыки.
Составляющие занятий: Игры, упражнения.
Во 2-3 классах идёт сквозная тема Православные (двунадесятые) праздники:
Покровские посиделки;
Рождество Христово
Колядки
Масленица,
Пасха и т.д (по усмотрению учителя)
Кроме этого в рамках кружка с детьми организуется участие детей в
различных мероприятиях, конкурсах на уровне школы и района с активным
привлечением родителей и специалистов других социальных структур.
А. С. Макаренко
А. С. Макаренко говорил о детях так:
«…Он должен быть весёлым, бодрым, подтянутым, способным бороться и
«…Он должен быть весёлым, бодрым, подтянутым, способным бороться и
строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив, и таким
строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив, и таким
он должен быть не только в будущем, но и каждый свой нынешний день»
он должен быть не только в будущем, но и каждый свой нынешний день»
.
.
Воплощая слова А.С. Макаренко в жизнь сроится воспитательный процесс
Воплощая слова А.С. Макаренко в жизнь сроится воспитательный процесс
учащихся школы в рамках духовно- нравственного направления.
учащихся школы в рамках духовно- нравственного направления.