Автор: Третенбах Татьяна Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РХ Республиканский дом-интернат "Теремок"
Населённый пункт: Республика Хакасия, г. Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТМНР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное
учреждение
Республики Хакасия
Республиканский
дом-интернат для детей
«Теремок» г.Абакан
Воспитатель -
Третенбах Татьяна Валентиновна
« ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТМНР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Группа– это первое социальное объединение детей, в котором они
занимают различные положения. В дошкольном детстве проявляются
дружеские
и
конфликтные
взаимоотношения,
выделяются
дети,
испытывающие трудности в общении.
В
последнее
время
широкое
распространение
получил
термин
«коммуникация» наряду с термином «общение». Способность человека к
коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в
общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, Н.В.Кузьмина и др.). Для
того чтобы, обладать коммуникативностью человек должен овладеть
определёнными коммуникативными умениями.
Г.М.Андреева выделяет следующие виды коммуникативных умений:
1) межличностной коммуникации,
2) межличностного взаимодействия,
3) межличностного восприятия.
Первый вид умений включает в себя использование вербальных и
невербальных средств общения, передачу рациональной и эмоциональной
информации (эмоциональный компонент). Второй вид умений представляет
собой
способность
к
установлению
обратной
связи
(когнитивный
компонент).
Третий
вид
умений
характеризуется
способностью
воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также включаться в
общение и организовывать его (поведенческий компонент).
Владение
выше
перечисленными
умениями,
способность
устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его, рядом
исследователей была определена как коммуникативная компетентность.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального
психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач
подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольникам нужно понимать,
что сказать, в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том,
как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать
собеседника. Коммуникативные способности – это способность к общению,
которые необходимо развивать с раннего возраста.
В
настоящее
время
коммуникативное
развитие
дошкольников
вызывает тревогу. Практически у каждого ребёнка в определенные моменты
жизни возникают некоторые затруднения. Это медлительность, упрямство,
неуверенность в себе, агрессивность, страхи и т.д. Интересы ребёнка
сосредоточены на игрушках. Переживания других детей для него ничего не
значат. Такому ребёнку нетрудно обидеть, отнять игрушку, толкнуть,
обозвать. С такими детьми сверстники дружить не хотят и в игры не
принимают. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не
принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным
окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к
пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны
вовремя увидеть эту проблему и помочь таким детям.
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно
большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях
развития социально-коммуникативных, волевых качеств личности детей с
ТМНР:
- слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость,
импульсивность либо вялость и апатичность;
- для игровой деятельности многих детей с ТМНР характерно
неумение
(без
помощи
взрослого)
развернуть
совместную
игру
в
соответствии с замыслом;
-
отмечается
проявление
синдрома
гиперреактивности,
импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии;
- измененная динамика формирования самосознания проявляется у
детей с ТМНР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками.
Отношения
отличаются
эмоциональной
нестабильностью,
неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.
Своеобразие детей с ТМНР заключается в замедленном темпе развития
психических и физических функций, в том числе и в функции общения.
В русле последних концепций дошкольного образования особое
значение приобретает формирование у детей навыков положительного
взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития,
сохранения психического здоровья.
Большинство ученых и практиков признают, что для успешного
решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях инклюзии. В
рамках общеобразовательных учреждений с недавних пор стали широко
использоваться программы по социализации детей дошкольного возраста, но
они
ориентированы
в
основном
на
детей,
посещающих
основные
общеобразовательные группы.
Нами было замечено, что обучение детей с ТМНР наиболее успешно
осуществляется в повседневной жизни путем интеграции естественных для
детей видов деятельности, главной из которых является игра.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по
вопросу формирования социально-коммуникативных навыков детей с ТМНР,
мы
пришли
к
выводу,
что
традиционная
система
социально-
коммуникативного развития детей, определяемая программой дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой, по которой работает наше ДОУ, уделяет
внимание по социальной адаптации и развитию воспитанников.
Однако полагаем, что системное применение коммуникативных игр в
работе с детьми с
ТМНР
будет
способствовать
успешному
формированию
положительных
социально-коммуникативных
навыков,
поможет
детям
преодолевать трудности в общении.
Способность к общению включает в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»).
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими («Я знаю»).
Умение организовать общение («Я умею»).
Для формирования компонента «Я хочу» мы использовали игры на
развитие
эмоциональной
сферы
детей:
«Угадай
эмоцию»,
«Лото
настроений», «Испорченный телефон», «Что было бы, если бы…» и др.
Дети
учились
распознавать
эмоциональное
состояние
других,
управлять собственными эмоциями, проявлять сочувствие, сопереживание.
Для развития у детей способности встать на точку зрения другого
человека, эффективно решать различные проблемы (компонент «Я знаю»)
проводилось
ролевое
проигрывание
ситуаций.
Детям
предлагались
проблемные ситуации, которые они инсценировали. Например: «Ребята
играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтобы тебя
приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут?", « Твой друг
принёс новую игрушку, ты хочешь с ней поиграть. Попроси её» и др. Все
проблемные ситуации анализировались, поэтому дети могли выбирать
адекватные способы поведения в общении, игре. Упражнения проводились
коллективно
и
в
парах;
пары
менялись
партнёрами.
Первоначально
некоторые дети пытались выбирать всё время одного партнёра, исходя из
дружеских отношений, симпатии, или совсем не хотели участвовать. В
дальнейшем все дети охотно принимали участие в таких играх.
Формирование компонента «Я умею» заключалось в развитии у детей
способности к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативности,
адекватности в общении. Для достижения этой цели мы использовали
сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для
развития
коммуникативных
способностей
дошкольников.
В
сюжетно-
ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща,
оказывать
помощь
друг
другу,
развивается
чувство
коллективизма,
ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими
детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать
конфликтные
ситуации.
Организация
сюжетно-ролевой
игры
уже
подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками,
так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает
желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую
игру, мы вовлекали детей в прямое общение. Сюжетно - ролевые игры:
«Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа»- это игры с более
содержательным сюжетом или несколькими сюжетами. Можно, продумать и
организовать целую серию игр. Например, играя в «Магазин» дети
распределили роли «продавца», «покупателей». Решили, что магазин будет
овощной, т.к. овощей и фруктов в группе достаточно, хватит на всех
играющих. Игра продолжалась долго. В процессе игры дети самостоятельно
меняли её название: «Магазин книг», «Магазин игрушек»; Перед играми
проводилась
предварительная
работа:
беседы
с
целью
расширения
представлений детей о профессиях, чтение художественной литературы,
изготовление атрибутов к игре. Во время игр дети учились сами выбирать
себе партнёров, регулировать взаимоотношения, устанавливать игровые
правила, следить за их выполнением. Увеличилось число контактов в играх,
появилось
умение
совместного
сюжетосложения.
Дети
стали
чаще
использовать высказывания, вопросы по ходу игры, сообщения о том, что
сделано, и о том, что надо сделать. Формируется умение привлечь внимание
сверстника к игре. В речи детей появились обращения типа: «А давай
сделаем так», «Послушай, что скажу…», «А что, если нам…?» и др.
Наблюдая за ходом игры, мы видели, что дети стали дружелюбнее
относиться друг к другу, охотнее вступают в контакты, самостоятельно
организовываются в группы.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является для дошкольников
школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков
общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.
Чтобы сформировать умение правильно выражать свои мысли и
чувства, учится помогать друг другу и достойно проигрывать, мы в своей
работе используем дидактические игры, которые по праву являются
любимым видом игры для детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей,
формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством
всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития
познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные
ситуации,
моделирующие
реальность,
из
которых
дошкольникам
предлагается найти выход. Технология дидактической игры – это конкретная
технология проблемного обучения. И Распространены настольно-печатные
игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на
которых изображённый предмет или сюжет делится не несколько частей.
В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать.
В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё
место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют
возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе.
Устойчивые проявления детьми доброжелательности в общении со
сверстниками
содействует
созданию
благоприятного
эмоционального
микроклимата в игровых объединениях и как следствие возникновение
устойчивых положительных коммуникаций.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического
развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление,
эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм
для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в
дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются
признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном
инфантилизме или об умственной отсталости.
Общение ребенка с ЗПР У дошкольников с ЗПР неполноценны все предпосылки, необходимые
для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность,
речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и ее
компоненты. Это проявляется в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать,
высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор.
Дети с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего
возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским
коллективом, и они избегают его.
Основные направления развития начальных навыков общения у детей с ЗПР Развитие
внимания, интереса к партнеру по общению; Развитие умения входить в контакт, вести
диалог; Развитие навыков невербального общения; Развитие навыков взаимодействия детей в
группе; Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.
Примеры игр на развитие внимания, интереса к партнеру по общению «Кто говорит?» Цель:
развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок —
в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить,
обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого
ребенок узнал, занимает его место. «Комплименты» Цель: развитие умения оказывать
положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч
одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч
соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит
«спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова
благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог «Вопрос — ответ» Цель: развивать
у детей умение отвечать на вопросы товарища. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках
мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч товарищу. товарищ, поймав мяч, отвечает
на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д.
(например: «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был?» — «Ходил в гости».
«Какую игру ты любишь?» — и т.д.).
Игры на развитие навыков невербального общения «Как говорят части тела» Цель: учить
невербальными способам общения. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: — как
говорят плечи «Я не знаю»; — как говорит палец «Иди сюда»; — как ноги капризного ребенка
требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; — как говорит голова «Да» и «Нет»; — как говорит рука
«Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания
давал воспитатель. «Зоопарк» Цель: развитие невербальных способов общения. Каждый из
участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3
минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это
животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети
угадывают это животное.
Игры на телесный контакт «Возьмемся за руки, друзья» Цель: учить детей чувствовать
прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг
от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает
педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок
почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг
замыкается. «Рисунок на спине» Цель: развивать кожную чувствительность и способность
различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой
— за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ
(домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен
определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.