Напоминание

Использование ИКТ в процессе образовательной деятельности в условиях общеобразовательной группы, имеющей детей с ОВЗ.


Автор: Мирзоян Светлана Гаврушовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад № 249
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: публикация
Тема: Использование ИКТ в процессе образовательной деятельности в условиях общеобразовательной группы, имеющей детей с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в процессе образовательной деятельности в

условиях общеобразовательной группы, имеющей воспитанников с ОВЗ.

В настоящее время в связи с инклюзей в дошкольных образовательных

учреждениях большое количество педагогов приводит опыт работы с детьми

с

ОВЗ

с

внедрением

в

образовательный

процесс

информационно-

коммуникационных технологий (далее ИКТ). Применение компьютерных

технологий

доказывает

не

только

целесообразность

использования

компьютера, но и важную роль в развитии всесторонне развитой личности

ребенка и его психических процессов в целом.

Одной из главных целей в образовании является развитие познавательных

процессов. Учеными педагогами были разработаны различные методики и

технологии для развития познавательных процессов. И сейчас, чтобы

успешно

развивать

их

в

образовательной

деятельности,

необходимо,

подбирать более современные средства и методы обучения. Использование

компьютерных технологий во время занятий и есть современное средство

обучения воспитанников.

В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в общеобразовательной

группе возникает необходимость разработки доступных, развивающих,

обучающих программ и презентаций не только для нормотипичных

воспитанников, но и воспитанников имеющих ОВЗ с использованием

компьютера. Данные занятия с применением ИКТ должны включать в себя

обучающие презентации, видеоролики и викторины. Также необходимо

продумать

содержание

компьютерного

программного

обеспечения,

тренажеры

и

игры,

которые

развивают

познавательных

способности

воспитанников и обучающие функции по всем областям.

На сегодняшний день вопрос о повышении эффективности социализации и

последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными

возможностями здоровья достаточно актуален.

Одной из основных целей дошкольного образования является «включение в

активную образовательную и социальную жизнь детей с ограниченными

возможностями здоровья средствами информационных и коммуникационных

технологий».

Образовательный процесс является важным для социализации дошкольника.

В этот период для детей с ОВЗ необходима помощь воспитателя в развитии

навыков

самообслуживания,

освоения

морально-нравственных

норм,

развитии творческого потенциала личности, а так же включение в

образовательную деятельность на занятиях.

Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование имеет свою

значимость, т.к. для детей с ОВЗ, которые посещают общеобразовательную

группу, речь воспитателя становится более понятной, если она подкрепляется

материалом презентации, таким образом, у воспитанника тренируется не

только слуховое, но и зрительное восприятие, что способствует более емкому

пониманию изучаемого материала.

Преимущества ИКТ:

способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти,

воображения, творчества детей;

побуждает к поисковой и познавательной деятельности;

использование

ИКТ

увеличивает

объем

продуктивных

видов

деятельности на занятии;

дает возможности расширения использования электронных средств

обучения;

позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения

количества иллюстративного материала;

позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную

работу воспитанников;

дает

возможность

смоделировать

жизненные

ситуации,

которые

сложно показать на занятии.

возможности в визуализации предоставляемого материала;

возможность создавать интересные учебные и дидактические пособия,

раздаточные, оценочные и тестирующие материалы;

возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях

общеобразовательной

группы,

обеспечения

каждому

ребенку

адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний,

предоставления

возможности

самостоятельной,

продуктивной

деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Занятия с использованием современных ИКТ технологий для детей с ОВЗ

решает одну из основных задач воспитания – развитие индивидуальности

воспитанника, его способностей ориентироваться и адаптироваться в

современном обществе.

Метод обучения с использованием компьютерных технологий помогает

воспитателю лучше оценить потенциал ребенка, направляет на поиск новых,

нетрадиционных форм и методов обучения. Здесь проявляются творческие

способности учителей, логопедов, психологов.

Формы использования ИКТ:

- фронтальные,

- подгрупповые,

- индивидуальные.

Исходя

из

выше

сказанного,

считаю

необходимым

систематическое

применение ИКТ в процессе образования, т.к. технологии и методы

взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением

компьютера,

а

также

средств

телекоммуникации

способствуют

познавательной активности воспитанника и социальной адаптации.

При использовании ИКТ во время проведении занятия образовательный

процесс становится увлекательным, интересным как для детей, так и для

воспитателя. На таких занятиях у детей с ОВЗ повышается мотивация к

учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об

окружающем мире.

Индивидуальные упражнения позволяют усилить мотивацию воспитанника к

познавательной

деятельности.

Использование

ИКТ

освобождает

от

традиционного курса обучения, дает возможность решать более интересные

и сложные проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными

потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002.

Вып. № 5.

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь

как средство коммуникации: достижения и поиск // Дефектология. 1998. № 1.

С. 47–55.

3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном

образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития.

Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С.

67–76.



В раздел образования