Автор: Мирзоян Светлана Гаврушовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад № 249
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: публикация
Тема: Использование ИКТ в процессе образовательной деятельности в условиях общеобразовательной группы, имеющей детей с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в процессе образовательной деятельности в
условиях общеобразовательной группы, имеющей воспитанников с ОВЗ.
В настоящее время в связи с инклюзей в дошкольных образовательных
учреждениях большое количество педагогов приводит опыт работы с детьми
с
ОВЗ
с
внедрением
в
образовательный
процесс
информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ). Применение компьютерных
технологий
доказывает
не
только
целесообразность
использования
компьютера, но и важную роль в развитии всесторонне развитой личности
ребенка и его психических процессов в целом.
Одной из главных целей в образовании является развитие познавательных
процессов. Учеными педагогами были разработаны различные методики и
технологии для развития познавательных процессов. И сейчас, чтобы
успешно
развивать
их
в
образовательной
деятельности,
необходимо,
подбирать более современные средства и методы обучения. Использование
компьютерных технологий во время занятий и есть современное средство
обучения воспитанников.
В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в общеобразовательной
группе возникает необходимость разработки доступных, развивающих,
обучающих программ и презентаций не только для нормотипичных
воспитанников, но и воспитанников имеющих ОВЗ с использованием
компьютера. Данные занятия с применением ИКТ должны включать в себя
обучающие презентации, видеоролики и викторины. Также необходимо
продумать
содержание
компьютерного
программного
обеспечения,
тренажеры
и
игры,
которые
развивают
познавательных
способности
воспитанников и обучающие функции по всем областям.
На сегодняшний день вопрос о повышении эффективности социализации и
последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными
возможностями здоровья достаточно актуален.
Одной из основных целей дошкольного образования является «включение в
активную образовательную и социальную жизнь детей с ограниченными
возможностями здоровья средствами информационных и коммуникационных
технологий».
Образовательный процесс является важным для социализации дошкольника.
В этот период для детей с ОВЗ необходима помощь воспитателя в развитии
навыков
самообслуживания,
освоения
морально-нравственных
норм,
развитии творческого потенциала личности, а так же включение в
образовательную деятельность на занятиях.
Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование имеет свою
значимость, т.к. для детей с ОВЗ, которые посещают общеобразовательную
группу, речь воспитателя становится более понятной, если она подкрепляется
материалом презентации, таким образом, у воспитанника тренируется не
только слуховое, но и зрительное восприятие, что способствует более емкому
пониманию изучаемого материала.
Преимущества ИКТ:
способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти,
воображения, творчества детей;
побуждает к поисковой и познавательной деятельности;
использование
ИКТ
увеличивает
объем
продуктивных
видов
деятельности на занятии;
дает возможности расширения использования электронных средств
обучения;
позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения
количества иллюстративного материала;
позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную
работу воспитанников;
дает
возможность
смоделировать
жизненные
ситуации,
которые
сложно показать на занятии.
возможности в визуализации предоставляемого материала;
возможность создавать интересные учебные и дидактические пособия,
раздаточные, оценочные и тестирующие материалы;
возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях
общеобразовательной
группы,
обеспечения
каждому
ребенку
адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний,
предоставления
возможности
самостоятельной,
продуктивной
деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Занятия с использованием современных ИКТ технологий для детей с ОВЗ
решает одну из основных задач воспитания – развитие индивидуальности
воспитанника, его способностей ориентироваться и адаптироваться в
современном обществе.
Метод обучения с использованием компьютерных технологий помогает
воспитателю лучше оценить потенциал ребенка, направляет на поиск новых,
нетрадиционных форм и методов обучения. Здесь проявляются творческие
способности учителей, логопедов, психологов.
Формы использования ИКТ:
- фронтальные,
- подгрупповые,
- индивидуальные.
Исходя
из
выше
сказанного,
считаю
необходимым
систематическое
применение ИКТ в процессе образования, т.к. технологии и методы
взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением
компьютера,
а
также
средств
телекоммуникации
способствуют
познавательной активности воспитанника и социальной адаптации.
При использовании ИКТ во время проведении занятия образовательный
процесс становится увлекательным, интересным как для детей, так и для
воспитателя. На таких занятиях у детей с ОВЗ повышается мотивация к
учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об
окружающем мире.
Индивидуальные упражнения позволяют усилить мотивацию воспитанника к
познавательной
деятельности.
Использование
ИКТ
освобождает
от
традиционного курса обучения, дает возможность решать более интересные
и сложные проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными
потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002.
Вып. № 5.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь
как средство коммуникации: достижения и поиск // Дефектология. 1998. № 1.
С. 47–55.
3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном
образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития.
Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С.
67–76.