Автор: Ельцова Анастасия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Оздоровительная работа в ДОУ для детей с овз.
Раздел: дошкольное образование
Работа с детьми в группе с туберкулезной интоксикацией в основном
базируется на тех же принципах и методах, что и работа в группах
общеразвивающей
направленности,
и
проводится
по
основной
образовательной
программе.
Различия
наблюдаются
лишь
в
организационном плане (особенности режима, характер профилактических
процедур и т. д.). Главным условием правильной организации работы с
такими детьми является – оздоровление. Проблема воспитания счастливой
личности напрямую связана со здоровьем этой личности и актуальность темы
не вызывает сомнений. Поэтому главная цель нашей работы: сохранение и
укрепление здоровья детей.
В нашем детском саду разработана программа «Здоровый ребенок»,
где оздоровление рассматривается как комплекс профилактических мер,
форм развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
Содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе
способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма, а
также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое
служит важным условием формирования всех систем и функций организма.
Среда в группе насыщена различным оборудованием, в
том числе
нетрадиционным, выполненным совместными усилиями воспитателей и
родителей. Данное оборудование особенно эффективно для формирования
у детей интереса к профилактическим упражнениям (коврики для массажа,
массажеры, атрибуты для подвижных игр и дыхательной гимнастики).
Данная работа проходит при тесном взаимодействии с
медицинской
сестрой,
инструктором
по
физической
культуре,
музыкальным
руководителем,
родителями;
с
учетом возрастных и
индивидуальных
возможностей детей.
Оздоровительная работа прослеживается в освоении
всех образовательных областей, в
разных видах занятий, в свободной
деятельности и в режимных моментах.
Мы в своей работе используем разнообразные формы оздоровления:
Традиционные:
утренняя гимнастика,
гигиенические процедуры,
подвижные игры,
занятия по ОБЖ (рассматривание с детьми рисунков в анатомических
атласах).
- облегченная одежда у детей в помещении детского сада;
- соблюдение температурного режима в течении дня;
- дыхательные упражнения после сна;
- мытье прохладной водой рук по локоть;
- правильная организация прогулки (в любую погоду) и ее длительность
(не менее 4-4,5 часов).
- активные движений с пребыванием на воздухе.
- закаливание водой
Закаливание водой проходит после дневного сна и рекомендуем проводить
родителям дома перед сном. Водные процедуры вводятся постепенно с конца
второго полугодия во второй младшей группе. Летом в жаркие дни педагоги
проводят детям обширное умывание.
В летний период проводятся прогулки детей босиком по траве, песку.
Дети заряжаются энергией Земли и Солнца, а раздражение рефлекторных зон
стопы обладает отличным общеукрепляющим воздействием для всех систем
ослабленного организма ребёнка. Солнечные ванны дети принимают под
тенью деревьев, где солнечные лучи рассеиваются и дети не получают
прямого солнечного облучения. Хождение босиком закаливает кожу стопы,
которое происходит под воздействием низкой температуры земли. Данный
вид закаливания сочетается с упражнениями для профилактики плоскостопия
в группах оборудованы различные рефлекторные дорожки.
Если у ребёнка возникают какие-то отрицательные эмоции, состояние
страха, обиды, и т. п. закаливающие процедуры не проводятся.
При организации оздоровительных мероприятий необходимо соблюдение
системы обеспечения безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), которая
предполагает
изучение
правил
дорожного
движения
и
техники
безопасности на занятиях и в совместной деятельности. Вопросы
воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для нашего
дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания
и проводится по пяти направлениям:
- «Ребёнок и его здоровье» (формирование ценностей здорового образа
жизни»;
- «Ребёнок дома» (пожарная безопасность и безопасность в быту);
- «Ребёнок и дорога» (правила дорожного движения);
- «Ребёнок и природа» (навыки безопасного поведения на природе);
- «Ребёнок и другие люди» (навыки личной безопасности)
Составлены
циклы
Уроков
здоровья
и
безопасности
для
детей
Подобранный по данному направлению теоретический и практический
материал позволяет воспитателям дать детям
валеологические знания,
воспитать интерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки
ведения
здорового
образа
жизни,
формировать
основы
безопасной
жизнедеятельности.
Нетрадиционные оздоравливающие мероприятия:
Использование нетрадиционных форм оздоровления позволяют учесть
особенности данных детей.
Игры для физиологического и речевого дыхания.
Ребенок, занимаясь дыхательными упражнениями, попадет в особый
микромир сказок, песен, игр, стихов.
В работе с детьми туберкулёзной интоксикацией дошкольного возраста
мы
используем
игровой
метод,
который
предполагает
использование
различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими
приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами. Выполнение
дыхательных
упражнений
в
игровой
форме
вызывает
у
ребенка
положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует
формированию практических умений. Мероприятия для физиологического и
речевого дыхания( для детей с туберкулёзной интоксикацией)
- Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
- Звукодыхательные игры, как фрагмент занятия – 5 минут.
- Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по
физкультуре и на прогулке – 5 минут. .
задачи:
Улучшать функцию внешнего (носового) дыхания.
Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Развивать фонационный (озвученный) выдох.
Развивать речевое дыхание.
Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.
правила:
- проводится в хорошо проветриваемом помещении.
- не проводится на сытый желудок, если ребёнок в плохом настроении или
болен.
- не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений
не больше 5 минут, следить за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею).
- все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, можно под
музыку
- дыхательная гимнастика проводится в игровой форме.
Точечный массаж и самомассаж по А.А.Уманской -
метод высоко
эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ, его эффект
обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух,
а для сторонников альтернативной медицины - в восстановлении функции
энергетических каналов. Рекомендуется проводить точечный массаж всем,
особенно с целью профилактики, если вы часто болеете гриппом или
простудой.
Правила проведения массажа по системе А.А.Уманской:
1. Точечный массаж необходимо выполнять строго в последовательности,
соответствующей нумерации на схеме.
2. Для профилактики гриппа и ОРЗ точечный массаж рекомендуется делать
3-6 раз в день, последний раз за два часа до сна. Для лечения гриппа и ОРЗ -
через каждые 30-40 минут или не реже одного раза в 1,5-2 часа, до полного
восстановления здоровья, при этом чередовать массаж с ингаляциями,
закапыванием носа, полосканием горла.
3. Точечный массаж выполняется кончиком указательного или среднего
пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, в
лечебных - максимальное надавливание. Затем производятся вращательные
движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки - то в
одну, то в другую сторону. Воздействие на симметричные зоны можно
проводить сразу двумя руками.
Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики,
корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах
расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно
утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит
плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние
Так же в своей работе мы используем остеопатическую гимнастику.
Остеопатическая гимнастика направленна на постепенное пробуждения
организма и подготовка его к дальнейшей деятельности.
Весь комплекс состоит из упражнений: на расслабление мышц рук, ног,
живота и общая релаксация.
По всем комплексам гимнастик собраны картотеки.
Комплекс остеопатической гимнастики:
1.
«Умывание» (само массаж лица, рук, шеи, живота).
2.
Вытягивание в длинну (руки «в замок» на животе, выпремляем ноги,
тянем носки).
3.
Диафрагмальное дыхание (ноги согнуты, руки на поясе).
4.
«Велосипед»
5.
«Ножницы»
6.
«Калачик» (подтягиваем голову и бедра к груди»
7.
Горизонтальное вытягивание (стоим на четвереньках, вытягиваем
правую руку вперед и одновременно левую ногу назад. Удерживаем
такое положение 15 сек.)
Фито-ароматерапия:
Используем аром медальоны с чесноком (период профилактики гриппа).
С детьми ежегодно создаем в группе огород на окне (выращиваем зелень,
лук). Дети с удовольствием употребляют в пищу выращенные своим трудом
витамины.
Данные оздоровительные процедуры проводятся только с письменного
согласия родителей.
Благодаря такой терапии у детей
повышается
иммунитет, и они стали реже болеть простудными заболеваниями.
В нашем саду оборудована Соляная комната.
Это современный аналог естественной соляной пещеры, известной своими
целебными свойствами. В комнату перенесли некоторые детские игрушки,
чтобы воспитанники, в спокойной и привычной
обстановке, могли
принимать 30-минутные процедуры.
Каждый ребенок ежегодно проходит три курса по 10 сеансов.
Мультисенсорная комната
В этой комнате проходит релаксация по руководством педагога - психолога.
Для каждого ребенка подбирается свой курс «лечения».
Арт-терапия
В этой комнате дети рисуют песком и занимаются акваанимацией.
Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими
методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем
детском саду.
Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим
двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и
поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к
большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам.
Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.
Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах
общеразвивающей
направленности
с
целью
организации
работы
по
профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей.
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,
является одним из актуальных и приоритетных направлений в работе нашего
детского сада. Положительный результат оздоровительной работы возможен
только при поддержке родителей. Вырастить здорового ребенка - важнейшая
задача для семьи и дошкольного учреждения. Известно, что
здоровье
детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий
жизни в семье. Система тесного сотрудничества с семьей по ФГОС ДО,
является острой необходимостью. Поэтому необходимы современные и
эффективные способы реализации данной задачи. Планируя работу по
оздоровлению детей,
используем различные формы взаимодействия с
семьями воспитанников:
1. Информационные (наглядные уголки для родителей, папки-передвижки)
2. Организационные (родительские собрания, анкетирование)
3. Просветительские (консультации специалистов)
4. Организационно-деятельностные (изготовление коллажей, досуги, недели
здоровья, спартакиады, сдача норм ГТО).
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ направлена и
способствует
сохранению
физического
и
психического
здоровья
и
укреплению организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов
зависит
от
контингента
детей,
задач
дошкольного
учреждения.