Напоминание

Оздоровительная работа в ДОУ для детей с овз.


Автор: Ельцова Анастасия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Оздоровительная работа в ДОУ для детей с овз.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с детьми в группе с туберкулезной интоксикацией в основном

базируется на тех же принципах и методах, что и работа в группах

общеразвивающей

направленности,

и

проводится

по

основной

образовательной

программе.

Различия

наблюдаются

лишь

в

организационном плане (особенности режима, характер профилактических

процедур и т. д.). Главным условием правильной организации работы с

такими детьми является – оздоровление. Проблема воспитания счастливой

личности напрямую связана со здоровьем этой личности и актуальность темы

не вызывает сомнений. Поэтому главная цель нашей работы: сохранение и

укрепление здоровья детей.

В нашем детском саду разработана программа «Здоровый ребенок»,

где оздоровление рассматривается как комплекс профилактических мер,

форм развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

Содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе

способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма, а

также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое

служит важным условием формирования всех систем и функций организма.

Среда в группе насыщена различным оборудованием, в

том числе

нетрадиционным, выполненным совместными усилиями воспитателей и

родителей. Данное оборудование особенно эффективно для формирования

у детей интереса к профилактическим упражнениям (коврики для массажа,

массажеры, атрибуты для подвижных игр и дыхательной гимнастики).

Данная работа проходит при тесном взаимодействии с

медицинской

сестрой,

инструктором

по

физической

культуре,

музыкальным

руководителем,

родителями;

с

учетом возрастных и

индивидуальных

возможностей детей.

Оздоровительная работа прослеживается в освоении

всех образовательных областей, в

разных видах занятий, в свободной

деятельности и в режимных моментах.

Мы в своей работе используем разнообразные формы оздоровления:

Традиционные:

утренняя гимнастика,

гигиенические процедуры,

подвижные игры,

занятия по ОБЖ (рассматривание с детьми рисунков в анатомических

атласах).

- облегченная одежда у детей в помещении детского сада;

- соблюдение температурного режима в течении дня;

- дыхательные упражнения после сна;

- мытье прохладной водой рук по локоть;

- правильная организация прогулки (в любую погоду) и ее длительность

(не менее 4-4,5 часов).

- активные движений с пребыванием на воздухе.

- закаливание водой

Закаливание водой проходит после дневного сна и рекомендуем проводить

родителям дома перед сном. Водные процедуры вводятся постепенно с конца

второго полугодия во второй младшей группе. Летом в жаркие дни педагоги

проводят детям обширное умывание.

В летний период проводятся прогулки детей босиком по траве, песку.

Дети заряжаются энергией Земли и Солнца, а раздражение рефлекторных зон

стопы обладает отличным общеукрепляющим воздействием для всех систем

ослабленного организма ребёнка. Солнечные ванны дети принимают под

тенью деревьев, где солнечные лучи рассеиваются и дети не получают

прямого солнечного облучения. Хождение босиком закаливает кожу стопы,

которое происходит под воздействием низкой температуры земли. Данный

вид закаливания сочетается с упражнениями для профилактики плоскостопия

в группах оборудованы различные рефлекторные дорожки.

Если у ребёнка возникают какие-то отрицательные эмоции, состояние

страха, обиды, и т. п. закаливающие процедуры не проводятся.

При организации оздоровительных мероприятий необходимо соблюдение

системы обеспечения безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), которая

предполагает

изучение

правил

дорожного

движения

и

техники

безопасности на занятиях и в совместной деятельности. Вопросы

воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для нашего

дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания

и проводится по пяти направлениям:

- «Ребёнок и его здоровье» (формирование ценностей здорового образа

жизни»;

- «Ребёнок дома» (пожарная безопасность и безопасность в быту);

- «Ребёнок и дорога» (правила дорожного движения);

- «Ребёнок и природа» (навыки безопасного поведения на природе);

- «Ребёнок и другие люди» (навыки личной безопасности)

Составлены

циклы

Уроков

здоровья

и

безопасности

для

детей

Подобранный по данному направлению теоретический и практический

материал позволяет воспитателям дать детям

валеологические знания,

воспитать интерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки

ведения

здорового

образа

жизни,

формировать

основы

безопасной

жизнедеятельности.

Нетрадиционные оздоравливающие мероприятия:

Использование нетрадиционных форм оздоровления позволяют учесть

особенности данных детей.

Игры для физиологического и речевого дыхания.

Ребенок, занимаясь дыхательными упражнениями, попадет в особый

микромир сказок, песен, игр, стихов.

В работе с детьми туберкулёзной интоксикацией дошкольного возраста

мы

используем

игровой

метод,

который

предполагает

использование

различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими

приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами. Выполнение

дыхательных

упражнений

в

игровой

форме

вызывает

у

ребенка

положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует

формированию практических умений. Мероприятия для физиологического и

речевого дыхания( для детей с туберкулёзной интоксикацией)

- Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

- Звукодыхательные игры, как фрагмент занятия – 5 минут.

- Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по

физкультуре и на прогулке – 5 минут. .

задачи:

Улучшать функцию внешнего (носового) дыхания.

Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Развивать фонационный (озвученный) выдох.

Развивать речевое дыхание.

Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

правила:

- проводится в хорошо проветриваемом помещении.

- не проводится на сытый желудок, если ребёнок в плохом настроении или

болен.

- не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений

не больше 5 минут, следить за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею).

- все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, можно под

музыку

- дыхательная гимнастика проводится в игровой форме.

Точечный массаж и самомассаж по А.А.Уманской -

метод высоко

эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ, его эффект

обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух,

а для сторонников альтернативной медицины - в восстановлении функции

энергетических каналов. Рекомендуется проводить точечный массаж всем,

особенно с целью профилактики, если вы часто болеете гриппом или

простудой.

Правила проведения массажа по системе А.А.Уманской:

1. Точечный массаж необходимо выполнять строго в последовательности,

соответствующей нумерации на схеме.

2. Для профилактики гриппа и ОРЗ точечный массаж рекомендуется делать

3-6 раз в день, последний раз за два часа до сна. Для лечения гриппа и ОРЗ -

через каждые 30-40 минут или не реже одного раза в 1,5-2 часа, до полного

восстановления здоровья, при этом чередовать массаж с ингаляциями,

закапыванием носа, полосканием горла.

3. Точечный массаж выполняется кончиком указательного или среднего

пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, в

лечебных - максимальное надавливание. Затем производятся вращательные

движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки - то в

одну, то в другую сторону. Воздействие на симметричные зоны можно

проводить сразу двумя руками.

Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики,

корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах

расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно

утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит

плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние

Так же в своей работе мы используем остеопатическую гимнастику.

Остеопатическая гимнастика направленна на постепенное пробуждения

организма и подготовка его к дальнейшей деятельности.

Весь комплекс состоит из упражнений: на расслабление мышц рук, ног,

живота и общая релаксация.

По всем комплексам гимнастик собраны картотеки.

Комплекс остеопатической гимнастики:

1.

«Умывание» (само массаж лица, рук, шеи, живота).

2.

Вытягивание в длинну (руки «в замок» на животе, выпремляем ноги,

тянем носки).

3.

Диафрагмальное дыхание (ноги согнуты, руки на поясе).

4.

«Велосипед»

5.

«Ножницы»

6.

«Калачик» (подтягиваем голову и бедра к груди»

7.

Горизонтальное вытягивание (стоим на четвереньках, вытягиваем

правую руку вперед и одновременно левую ногу назад. Удерживаем

такое положение 15 сек.)

Фито-ароматерапия:

Используем аром медальоны с чесноком (период профилактики гриппа).

С детьми ежегодно создаем в группе огород на окне (выращиваем зелень,

лук). Дети с удовольствием употребляют в пищу выращенные своим трудом

витамины.

Данные оздоровительные процедуры проводятся только с письменного

согласия родителей.

Благодаря такой терапии у детей

повышается

иммунитет, и они стали реже болеть простудными заболеваниями.

В нашем саду оборудована Соляная комната.

Это современный аналог естественной соляной пещеры, известной своими

целебными свойствами. В комнату перенесли некоторые детские игрушки,

чтобы воспитанники, в спокойной и привычной

обстановке, могли

принимать 30-минутные процедуры.

Каждый ребенок ежегодно проходит три курса по 10 сеансов.

Мультисенсорная комната

В этой комнате проходит релаксация по руководством педагога - психолога.

Для каждого ребенка подбирается свой курс «лечения».

Арт-терапия

В этой комнате дети рисуют песком и занимаются акваанимацией.

Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими

методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем

детском саду.

Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим

двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и

поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к

большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам.

Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.

Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах

общеразвивающей

направленности

с

целью

организации

работы

по

профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,

является одним из актуальных и приоритетных направлений в работе нашего

детского сада. Положительный результат оздоровительной работы возможен

только при поддержке родителей. Вырастить здорового ребенка - важнейшая

задача для семьи и дошкольного учреждения. Известно, что

здоровье

детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий

жизни в семье. Система тесного сотрудничества с семьей по ФГОС ДО,

является острой необходимостью. Поэтому необходимы современные и

эффективные способы реализации данной задачи. Планируя работу по

оздоровлению детей,

используем различные формы взаимодействия с

семьями воспитанников:

1. Информационные (наглядные уголки для родителей, папки-передвижки)

2. Организационные (родительские собрания, анкетирование)

3. Просветительские (консультации специалистов)

4. Организационно-деятельностные (изготовление коллажей, досуги, недели

здоровья, спартакиады, сдача норм ГТО).

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ направлена и

способствует

сохранению

физического

и

психического

здоровья

и

укреплению организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов

зависит

от

контингента

детей,

задач

дошкольного

учреждения.



В раздел образования