Автор: Чекунова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ"Специальная школа-интернат г.Усмань"
Населённый пункт: г.Усмань, Липецкая область
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности. Учащиеся с ОВЗ (2 вариант)
Тема: "Я и мои друзья"
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ г. УСМАНЬ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета.
Протокол № 1 от 29.08.2023г.
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического
совета.
Протокол № 1 от 30.08.2023г.
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы: _______________
О.А. Беляева
Приказ № 109 от 01.09.2023г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа по
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я и мои друзья»
(коммуникативная направленность)
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
(ФАООП УО (вариант 2)
на 2023-2035 учебные года
г.
Усмань, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я и мои друзья» разработана на основе:
-
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации № 1026 от 24 ноября 2022г.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
В настоящее время мы живём в условиях глубокого преобразования всех
сфержизнедеятельности общества: изменяются экономические
отношения,социальная структура, происходят существенные сдвиги в
политической идуховной сферах жизни людей. Усложнение социально-
педагогическойситуации связано с дестабилизацией семьи. Снижение
воспитательногопотенциала многих семей, обусловленное экономической
нестабильностью,материально-бытовой неустроенностью, создаёт
предпосылки для нарушения
развития личности ребёнка.Диагностические исследования показывают, что
практически половина детей,пришедших в школу, нуждаются в коррекции и
профилактической работе поразвитию личности. У детей наблюдаются
нарушения эмоциональной сферы,тревожность, социальный страх, драки,
ссоры, грубость или, наоборот, чрезмерная застенчивость.Современные дети,
подобно взрослым, испытывают стрессы и не всегдаподготовлены к взрослой
жизни.
Общей целью современного образовательного процесса является развитиетех
свойств личности, которые необходимы ей для включения в
социальнуюдеятельность.
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием
новыхотношений с учителями и одноклассниками, нового вида
деятельности,включение в целую систему коллективов (общешкольного,
классного). У негоразвиваются элементы социальных чувств, формируются
навыкиобщественного поведения (коллективизм, ответственность за
поступки, взаимопомощь). Младший школьный возраст представляет
большиевозможности для формирования и развития нравственных качеств
личности.Как помочь маленьким людям с радостью встречать новый день,
научить ихуважать себя, дружить, сотрудничать, достигать успеха? Как
научить ребёнкавыбирать, как помочь ему «вписаться» в общество, не
нарушая при этомсобственное самосознание? Именно эти проблемы лежат в
основе процессасоциализации, который решается современной системой
образования.Ребёнка необходимо научить позитивному отношению к жизни,
иначе говоря,стать оптимистом. Нельзя стать оптимистами по заказу, но
можно научитьребёнка видеть многоцветие окружающего мира и выбирать
не зло, а добро,не ссору, а дружбу, не ненависть, а любовь. Ребёнку надо
помочь увидетьценность позитивного взгляда на жизнь.В основу реализации
программы положены ценностные ориентиры ивоспитательные
результаты.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают
уровневуюоценку в достижении планируемых результатов.
Цель данного курса: Создание условий для развития у ребёнка
индивидуальности на основе свободного ответственного выбора и
позитивного взгляда на жизнь.
Основные задачи курса:
Формировать у учащихся представление о себе как умелом,
успешном и нравственном человеке.
Дать ребёнку представление о собственном внутреннем мире, о его
месте в окружающей жизни.
Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к
выработке личного отношения к ним, к осознанию внутренней позиции
и жизненных ценностей.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, родителями, старшими детьми, сверстниками в решении
общих проблем.
Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
понимания и сопереживания окружающим.
Формировать у учащихся приёмы и способы конструктивной,
коммуникативной, познавательной, учебной и других видов
деятельности.
Способствовать разнообразному творческому самовыражению
учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.
Общая характеристика курса
Данный курс даёт возможность младшему школьнику познакомиться с
закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в
современном мире; осознать важность проявления доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости во взаимоотношениях с
окружающими,научиться жить в согласии с миром и собой.
В структуре курса можно выделить два направления:
Первое направление: ознакомление с различными социальными понятиями
общечеловеческие ценности: добро, добродетель, дружба, удача,
любовь, взаимопонимание, этика;
выявление нравственной стороны в поступках героев.
Второе направление: формирование приемов и способов конструктивных
икоммуникативных видов деятельности
самовыражение во взаимодействии с окружающими.
Обучение по данному кусу должно опираться на опыт учеников,
приводитьих к осмыслению своего и чужого опыта взаимодействия,
успешномурешению практических задач, которые ставит перед школьниками
жизнь.Такие творческие, продуктивные ситуации – основа занятий, а
теоретическиесведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они
необходимы длярешения практических задач.
Проведение занятий по курсу основано на деятельностном подходе
какосновном способе получения знаний и развития социальных умений –
школьники анализируют примеры взаимодействия, реализуют свое
поведениев соответствии с изученными правилами и законами.
Данный курс дает широкие возможности для наблюдений,
самонаблюдений,анализа конкретных жизненных ситуаций, решения задач,
элементовсоциально-психологического тренинга, создания проблемных
ситуаций ирефлексии, проведение ролевых и дидактических игр,
соревнований, экскурсий. Просмотр видеофильмов, компьютерных
презентаций, мультфильмов.Кроме того, используются такие формы, как
моделированиеситуаций, школьных праздников, конкурсов, внеклассных
мероприятий,выставок достижений учащихся.
Особенности организации внеурочной деятельности
Данный курс состоит из системы дидактических и развивающих игр,
специальных тренинговых упражнений и заданий. Программа рассчитана на
33 занятия 1 раз в неделю для обучающихся1*и 1классов; на 34 занятия 1 раз
в неделю для обучающихся 2,3,4 классов.Работа над разделом проходит в
несколько этапов:
1 этап. Введение в понятие проходит в форме беседы, чтения текста,
игровыхупражнений, драматизации.
2 этап. Обсуждение темы в классе подкрепляется обсуждением в семье. Это
интервью, совместное рисование игры.
3 этап. Обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с
привлечением социального опыта самих ребят. Это групповая
дискуссия,моделирование ситуаций, драматизация.
4 этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками,
учителем, родителями.
5 этап. Анализ и обсуждение жизненных ситуаций. Составление
правил,законов, выработка алгоритмов, действий.
6 этап. Работа по реализации плана действий детей в виде
позитивногорешения проблемных ситуаций, нахождение конструктивных
способоввзаимодействия в повседневной жизни. Предусмотрены задания в
виде писем благодарностей.
7 этап. Формирование нового отношения к понятию.
В конце раздела и занятия проводится совместная рефлексия по поводу
того,какое впечатление осталось у ребенка от работы. Важно гибко
реагировать навысказывания детей, быть готовым обсуждать интересующие
детей вопросы.Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это
создает особыйположительный эмоциональный фон: раскованность, интерес,
желание
научиться выполнять предлагаемые задания.Задания построены таким
образом, что один вид деятельности сменяется
другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются
втечение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной
именее утомляемой.
Учитель может выбирать задания, соответствующие социальному
опытуучеников класса и отображающие проблемы, которые существуют в
данномклассе.
Результаты освоения курса «Я и мои друзья».
Безусловно, результаты изучения курса «Я и мои друзья» достигаются
учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в
каждомклассе. Охарактеризуем эти результаты.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности.
Возможные предметные результаты освоения рабочей программы
включают следующие умения:
понимать обращённую речь, понимать смысл рисунков, фотографий,
пиктограмм;
воспринимать на слух художественный текст (потешка, сказка,
стихотворение, рассказ) в исполнении учителя, прослушивая аудиозаписи;
работать с книгой: рассматривать иллюстрации, находить ответы на
вопросы на иллюстрациях;
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне слова, короткого
предложения);
понимать слова, обозначающие объекты и явления природы;
использовать средства альтернативной коммуникации
в процессе
общения: пользование карточками с графическими изображениями объектов
и действий путём указания на изображение или передачи карточки с
изображением; общение с помощью электронных средств коммуникации
(коммуникатор);
ориентироваться в схеме тела, в пространстве;
овладевать начальными сведениями об
особенностях объектов и
явлений природы; (нахождение
характерных
признаки в предметах и
явлениях, сравнение, группировка по определённым признакам, обобщение).
использовать
инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (рисование, аппликация).
Личностные результаты освоения курса
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей
принадлежности к определѐнному полу, как «Я»);
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе
общения и совместной деятельности;
Владение
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся социуме;
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в
разных социальных ситуациях доступным образом;
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими
индивидуальный вариант содержания образования.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры,
достижениекоторых определяются воспитательными результатами.
Воспитательныерезультаты внеурочной деятельности оцениваются по трём
уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником
социальныхзнаний, первичного понимания социальной реальности и
повседневнойжизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика с учителем.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта
переживанияи позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностногоотношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
взащищенной, дружественной среде.
Третий уровень результатов— получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в
самостоятельномобщественном действии, действии в открытом социуме, за
пределамидружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых
людей,которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены,
юныйчеловек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как
стать)социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В 1*и1 классе возможно достижение результатов первого уровня.Во 2 классе
–частично второго уровня,
в 3-ем классе – второго уровня и частично третьего,
в 4-ом классе – достижение результатов 3 уровня.
Критерии эффективности занятий
Формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков:
усвоение основных понятий курса;
освоение навыков анализа жизненных проблем;
освоение основных технологий решения конкретных проблем в
ситуации игры, и в ситуации, моделирующей реальную деятельность;
освоение технологии коллективного обсуждения и принятия решений;
формирование позитивной психологической установки учащихся на
сотрудничество;
перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия
вповседневной жизни класса и вне школы.
показателем эффективности данных занятий может быть
повышениекультуры общения у учащихся при взаимодействии со
сверстниками,умение самостоятельно делать выбор на основе представлений
онравственных нормах, какой поступок совершить.
показателем эффективности занятий по данному курсу является
позитивная динамика измерения уровня воспитанности обучающихся
ввопросах социального взаимодействия (осуществляется всеми
участниками образовательного процесса: в 1*,1 и 2 классах – ученик
совместно с родителями и учитель, в 3-4 классах – ученик
самостоятельно, родители, учитель)
Содержание курса
Уроки социальной жизни – это форма специально организованного
общения,направленного на развитие социальной и личностной
компетентностимладших школьников, формирование у них позитивного
оптимистичноговзгляда на жизнь.
Ученик на занятиях учится:
оценивать социальные ситуации на основе собственного опыта;
терпимо относится к мнениям и оценкам других;
осознанно делать выбор при решении жизненных проблем.
Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности обучающихся
№
п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Содержание, виды деятельности
1
Приятно познакомиться!
1
Практическая
работапо
показу
учителя
«Приятно
познакомиться!»
2
Как тебя зовут? Мое имя.
Что значит твое имя?
2
воспринимать на слух
художественный текст (сказка,
стихотворение, рассказ) в
исполнении учителя, прослушивая
аудиозаписи.
3
Познакомимся поближе.
1
Оформление своих мысли в устной
форме (на уровне слова, короткого
предложения);
4
Познакомьтесь
с
моими
друзьями.
1
Игра
с
конструктором.
Игра
с
мыльными пузырями.
5
Учиться – весело!
1
Игра «Домино»
Ход
игры.
Каждому
игроку
раздается по 5 карточек (костяшек),
остальные карты кладутся на стол
лицевой
стороной
вниз.
С
помощью считалочки определяется
игрок,
который
ходит
первым,
размещая
карту
(костяшку)
лицевой
стороной
вверх
на
середине стола. Ход передается по
часовой стрелке. Если у игрока есть
карточка с тем же изображением,
он ее кладет, если нет, берет 1 из
оставшихся карточек (костяшек).
Если карточка подошла – кладет на
стол, если нет - передает ход. Игра
продолжается до тех пор, пока у
одного из игроков не останется
карточек. Он и будет победителем
6
Хорошо учиться.
1
Игра «Лото»
Для проведения игры необходимо
приготовить
карты
лото
с
изображением
знакомых
детям
предметов, маленькие картинки с
изображением тех же предметов.
Ход игры.
Педагог раздает детям
карточки лото, а сам поднимает
одну из маленьких картинок и
спрашивает:
«У
кого
такая
картинка?» Ребенок, у которого
есть такая картинка, поднимает
вверх руку или говорит «У меня».
Поле
того
как
выбор
сделан,
ребенок
получает
картинку
и
накладывает
ее
на
такую
же
картинку в своей карточке.
7
Что такое Дружба?
1
Прослушивание
ауди
записи песен про дружбу.
8
Дружбой надо дорожить.
1
Выполнение
графических
и
творческих
заданий
(обводка
ладошек
на
цветной
бумаге).
Вывешивание на доску Дерева
дружбы (ладошки)
9
Я и мои друзья.
1
Игра «Зайчата»
Ход игры. Взрослый делает зайчика
из пальцев и говорит детям, что это
мама
–
зайчиха,
которая
ищет
своих
зайчат.
Затем
предлагает
детям сделать зайчат из пальчиков.
Взрослый
предлагает
детям
попрыгать,
как
зайчики.
Потом
педагог
рассказывает
детям
стихотворение,
сопровождая
его
действиями.
Дети
повторяют
действия педагога.
Жили-были
(кистями
рук
покрутить
перед
собой
«фонарики»)
Зайчики (показать пальцами
ушки)
на лесной опушке (ладонями
провести окружность на столе).
Жили-были
(кистями
рук
покрутить
перед
собой
«фонарики»)
зайчики (показать пальцами
ушки)
в
беленькой
избушке
(соединить руки над головой в
«домик»).
Мыли свои ушки (пальцами
правой
руки
провести
по
указательному,
по
среднему
пальцам),
мыли свои лапочки (потереть
одну руку о другую).
Наряжались
зайчики
(пошевелить «ушками»),
надевали
тапочки
(потопать
ногами).
10
Слушаем
и
смотрим
внимательно
1
Игра «Волшебный мешочек»
Для проведения игры необходимо
приготовить
игрушки
резко
различной
формы,
величины,
фактуры
по
количеству
детей,
непрозрачный
мешочек
–
«волшебный мешочек» с завязкой,
в который складываются предметы-
игрушки.
Ход игры: Взрослый демонстрирует
детям
мешок,
предлагая
детям
узнать,
что
там
лежит.
Дети
вынимают
предметы
из
мешка,
называя
их.
Затем
взрослый
складывает
предметы
в
мешок.
Ребенок опускает руку в мешок, на
ощупь находить предмет, который
назвал учитель.
11
Угадайте, кто это?
1
Выполнение
графических
и
творческих заданий– найти части
и собрать картинку.
Игра «Что
изменилось?» (3 картинки).
12
Я многое могу запомнить.
1
Выполнение
графических
и
творческих
заданий
–
дорисовывание
картинки
по
пунктиру.
«Отгадай
загадку,
покажи отгадку», «Найди вторую
половинку»,
«Съедобное
–
несъедобное».
13
Смотрю и запоминаю.
1
Выполнение
графических
и
творческих заданий - обведение
по
пунктиру,
раскрашивание
отдельных частей.
14
Слушаю и запоминаю.
1
Выполнение
графических
и
творческих заданий – игры на
выбор:
«Крутись
волчок»;
«Хлопай, как я!», «Делай так!»).
15
У кого лучше получается?
1
Выполнение
графических
и
творческих
заданий
–
дорисовывание (конструирование)
лица
человечка;
построение
колодца
из
счётных
палочек,
спичек.
16
Волшебное слово.
1
Дидактическая игра: «Волшебные
слова!».
Коррекционно-
развивающие игры на усмотрение
учителя. Практическая работа.
17
Сказка про сказку.
1
Прослушивание
аудио
записи,
просмотр видео. Пересказ сказки с
демонстрацией
действий
на
макете.
18
Я расскажу тебе сказку.
1
Работа с книгой. Чтение сказки;
рассматривание
иллюстраций
книги, кукольных фигурок. Анализ
содержания
(выделение
персонажей,
определение
последовательности
событий,
ответы на вопросы по содержанию
произведения).
19
Необычное письмо.
1
Работа
по
заданиям
сказочного
героя
(различные
коррекционно-
развивающие задания).
20
Какие
слова
самые
главные?
1
Знакомство
с
произведениями
«Жадина»,
«Два
жадных
медвежонка»,
«Почему
грустит
Егорка?» и др. Слушание и анализ
произведения.
Выделение
персонажей. Ответы на вопросы по
содержанию произведения.
Знакомство с понятиями жадный,
жадность,
добрый,
щедрый,
делиться,
отбирать,
поровну.
Беседа
о
правилах
вежливости.
«Волшебные» слова: приветствия,
благодарность, с использованием
вербальных
и
невербальных
средств. Игра «Идем в гости».
Знакомство
с
понятиями:
вежливость,
вежливые
слова,
аккуратность, правила поведения.
Составление «Карты вежливости»
(панно, карточки и др.).
21
Вежливые слова
1
Дидактическая игра: «Ежели ты
вежливый!»
22
Вместо
ссоры
–
помирились.
1
Упражнять детей в ориентировке в
пространстве,
следуя
словесной
или графической инструкции.
На
листах
линованной
в
клеточку
бумаги дети под диктовку учителя
ведут линию. Если ребенок вел ее
правильно, т.е. выполнял указания
направления,
точно
считал
клеточки,
у
него
получился
рисунок
или
картинка.
Это
и
является
показателем
выигрыша
(коллективное творческое дело)
23
Хорошие поступки.
1
Знакомство с произведением В.
Маяковского «Что такое хорошо и
что такое плохо».
Слушание и
анализ произведения. Выделение
персонажей. Ответы на вопросы по
содержанию произведения. Разбор
конкретных
и
аналогичных
ситуаций
(мультфильмы,
видеосюжеты).
Знакомство
с
понятиями:
трусость,
доброта,
слабость,
вежливость,
чистота,
защитник, храбрость. Составление
портфолио
«Я
–
хороший»,
просмотр презентации
24
Учись
поступать
правильно.
1
Просмотр мультфильмов «Аркадий
Паровозов
спешит
на
помощь»
(отбор серий на выбор учителя).
Беседа
по
содержанию
мультфильмов. Разбор конкретных
ситуаций. Знакомство с понятиями:
опасность, осторожность, правила
безопасности, можно, нельзя и др.
Составление «Карты безопасности»
(панно,
карточки
и
др.),
включающей опасные и безопасные
ситуации.
25
Какое бывает настроение?
1
Просмотр
компьютерной
презентации.
Коррекционно-
развивающие игры на усмотрение
учителя
26
Краски настроения.
1
Формировать
умения
раскрашивать
картинки. Учить
использовать
разноцветные
карандаши.
Закреплять
умение
четко проговаривать пальчиковую
гимнастику.
27
Счастье – рядом. Каким
бывает счастье?
1
Просмотр
мультфильма.
Коррекционно-развивающие
игры
на усмотрение учителя
28
Добрые пожелания. Что
можно пожелать?
1
Дидактическая игра: «Волшебные
слова!».Коррекционно-
развивающие игры на усмотрение
учителя. Практическая работа.
29
Справедливость.
Легко ли быть
справедливым?
1
Просмотр
видеофильма.
Коррекционно-развивающие
игры
на усмотрение учителя
30
Зачем просить прощения?
1
Упражнять детей в ориентировке в
пространстве,
следуя
словесной
или графической инструкции.
31
Как попросить прощение.
1
Дидактическая игра: «Волшебные
слова!». Практическая работа:« Как
попросить прощение".
32
Учимся задавать вопросы.
1
Игра:
«Волшебный
мешочек».
Ребенок
выбирает
игрушку,
ощупывает
её,
затем
называет
(показывает на картинке) предмет,
который он держит в руке.
33
Путешествие с друзьями.
1
Экскурсия
Учебно-методическая литература для учителя
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
методическийконструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. – М.:Просвещение, 2010. – 223 с. –
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст]: пособие для
учителя; М.:Просвещение, 2008 .
3. Курамшина О.Н., Железкина А.М. «Школа оптимизма. Уроки социальной
жизнидля младших школьников»: пособие для учителя «Школа оптимизма:
внеклассныемероприятия, классные часы». – Москва: «ВАКО», 2009 г. –
с.156.
4. Лопатина А., Скребцова М. Ступеньки мудрости: 50 уроков о добрых
качествах:для занятий с детьми младшего и среднего возраста: пособие для
учителя; М. 2009
5. Петровский В.А., Учимся общаться с ребенком: пособие для учителя./ под
ред.Петровского В.А.. М.: 2010.
7. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения:Практическое пособие. М. :2010
8. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2014;