Автор: Чекунова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ"Специальная школа-интернат г.Усмань"
Населённый пункт: г.Усмань, Липецкая область
Наименование материала: Статья
Тема: Урок по Изо деятельности во 2 классе. Тема "Весенние цветы"
Раздел: начальное образование
Чекунова Л.В.
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»
Особенности использования элементов технологии интегрированного
урока в работе с умственно отсталыми детьми.
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
в настоящее время является наиболее важным направлением современной
специальной психологии и коррекционной педагогики. Помощь таким детям
необходима на всех этапах их развития. И чем раньше эта помощь начинают
оказывать,
том
заметнее
результат.
С
введением
Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создалась основа
для проектирования образовательного маршрута даже для тех детей, которых
раньше относили к категории «необучаемые». В то же время такой подход к
организации получения образования всеми детьми с интеллектуальными
нарушениями создает определенные трудности.
Понимание
«обучаемости»
до
сих
пор
связано
с
традиционным
педагогическим
представлением
о
необходимости
обучать
всех
детей
школьного возраста предметным знаниям. Очевидно, что такой подход к
обучению ребенка с интеллектуальными нарушениями является ошибочным.
Школа должна в первую очередь способствовать индивидуальному развитию
каждого ребенка с учетом его стартовых возможностей и условий его
социального окружения, а результатом работы должно стать формирование у
ребенка определенного социального опыта.
На этапе начального обучения в школе детей с умеренной, тяжелой
умственной
отсталостью,
ТМНР
на
первый
план
выдвигаются
задачи
социально-эмоционального
развития
детей,
особое
внимание
уделяется
формированию элементарных умений по самообслуживанию и культурно-
гигиенических
навыков,
развитию
предметно-практической,
игровой
деятельности, стимулирование навыков коммуникации и общения.
Для решения перечисленных выше задач в работе с детьми с умеренной и
тяжелой
умственной
отсталостью,
ТМНР,
мною
активно
используются
элементы
технологии
проведения
интегрированного
урока.
Под
интегрированным уроком в традиционной педагогике понимают объединение
двух
или
трёх
дисциплин,
в
процессе
которого
происходит
их
взаимопроникновение и взаимовлияние учебного материала. В работе с детьми,
имеющими интеллектуальные нарушения, такая организация работы наиболее
эффективно, так как позволяет:
преподносить новый материал с использованием уже изученного на
других уроках;
закреплять материал одного предмета в процессе изучения другого;
создавать
положительный
эмоциональный
настрой
у
детей
(дети
положительно реагируют на то, что им знакомо, а это, в свою очередь
создает
«ситуацию
успеха»
и
способствует
повышению
учебной
мотивации);
видеть уровень усвоения материала и присвоения социального опыта
ребенка по нескольким направлениям сразу.
В
классе
обучаются
пятеро
детей,
имеющих
разную
степень
интеллектуальных нарушений (умеренная и тяжелая степень умственной
отсталости в сочетании с РАС и снижением зрения и слуха), трое из них не
говорят вообще. Ниже приведен краткий план проведенного мной урока по
предмету «Изобразительная деятельность» с указанием межпредметных связей
и основной деятельности детей с различными нарушениями в рамках
конкретного урока в конкретном классе.
Тема урока: «Весенние цветы»
Этап
урока,
задания
Предмет,
материал
которого
используется
Деятельность учителя и детей, цель
использования приема, метода и т.д.
1.
Организационный
момент.
Учитель читает
стихотворение о
весне
(сопровождается
показом
презентации о
весне).
Окружающий
природный мир
Прослушивание стихотворения,
просмотр презентации, по просьбе
учителя дети смотрят в окно, отмечают,
что «солнышко улыбается» и учитель
предлагает детям улыбнуться друг другу
и гостям. Данный прием позволяет
создать положительный настрой на
предстоящую деятельность, акцентирует
внимание на времени года.
2. Актуализация
знаний.
Беседа о времени
года, месяце,
сезонных
изменениях.
Упражнение
«Солнышко в
гостях».
Упражнения с
прищепками
«Лучики для
солнышка,
капельки для
тучки» (прищепки
крепятся к основе
в соответствии с
цветом основы:
солнышко желтого
Окружающий
природный
мир,
математические
представления,
адаптивная
физическая
культура,
сенсорное и
двигательное
развитие
Учитель задает вопросы о времени года,
месяце и числе. Затем делает запись
даты на доске (дети класса не читают, но
запись даты на доске используется как
пропедевтический этап освоения
альтернативного чтения). Затем учитель
просит показать в дате определенную
цифру. Неговорящие дети показывают ее
и находят такую же из предложенных на
карточках, затем учитель просит
говорящих детей назвать цифру.
Затем учитель предлагает детям
посмотреть в окно и фиксирует их
внимание на изменениях в природе. На
основе наблюдений детям предлагается
найти и прикрепить на доску карточки с
выявленными изменениями (это делают
безречевые дети), а затем предлагает
остальным детям рассказать о них. Т.о.
цвета, тучка –
синего).
закрепляются знания детей о весенних
изменениях в природе на конкретном
примере (наблюдение из окна) и
переносятся на узнавание тех же
явлений, изображенных на рисунке.
При выполнении упражнения
«Солнышко в гостях», которое является
одновременно и физкультминуткой,
учитель акцентирует внимание детей на
ориентацию в пространстве («право-
лево»). В процессе выполнения
упражнения говорящие дети сопряженно
произносят текст, остальные только
выполняют движения.
Упражнения с прищепками «Лучики для
солнышка, капельки для тучки»
предоставляет возможность для развития
моторики, закрепление названия цветов.
В зависимости от уровня развития
каждого ребенка учитель дает несколько
вариантов заданий: прищепки и основа
определенного цвета лежат справа и
слева на парте (ребенок не подбирает
цвет, а просто крепит прищепки на
основе), прищепки двух цветов
перемешаны (ребенок должен подобрать
цвет методом соотнесения или
прикладывания, но после выполнения
задания прищепок остаться не должно),
прищепки нескольких цветов
перемешаны (после выполнения
остаются прищепки неподходящего
цвета). После выполнения данного
задания учитель предлагает детям
продемонстрировать свою работу, взяв в
правую руку солнышко, а в левую –
тучку.
Несмотря на большое количество
заданий, данный этап занимает 8-10
минут.
3. Сообщение
темы (игровой
момент:
сообщение от
бабочек с
Окружающий
социальный
мир, речь и
альтернативная
коммуникация
Звук СМС на телефоне, а затем
демонстрация сообщения на листе
бумаги (на листе изображен знак ПЭКС
«Помоги!», который дублируется
написанным словом, и нарисована трава
просьбой о
помощи)
без цветов). Учитель в процессе беседы
«Как помочь бабочкам?» подводит детей
к тому, что бабочкам нужны цветы.
4. Основная часть.
Практическая
работа.
Пальчиковая
гимнастика
«Бабочки».
Выделение частей
цветка.
Выполнение
рисунка приемом
прикладывания
ладошки.
Вазы для цветов.
Полив комнатных
растений.
Окружающий
социальный
мир,
математика,
предметно-
практические
действия,
пропедевтика
изучения
предмета
«Домоводство».
Учитель предлагает детям закрыть глаза
и представить полет бабочки. Затем
выполняется пальчиковая гимнастика (с
сопряженным повторением текста теми
детьми, которым это доступно).
Затем рассматривается рисунок цветка,
на котором четко выделены части:
стебель, листья, цветок. Дети
показывают, по возможности –
называют. Учитель предлагает
«нарисовать» цветы на «поляне» (на
большом листе нарисована трава, стебли
и листья, но без цветов), демонстрирует
прием прикладывания ладошки, затем
каждый ребенок «рисует» свой цветок. В
процессе выполнения повторяются
названия цветов («Возьми краску
желтого цвета», «Выбери и назови цвет,
которого здесь нет», «Нарисуй такой же
цветок, как Таня»). Коллективное
выполнение задания сплачивает детей
посредством демонстрации учителем
результатов совместной деятельности
(«Посмотрите, какая полянка у нас
нарядная!»).
Учитель просит детей вспомнить, какой
праздник был (8 Марта) и предлагает
выбрать подарок (карточки).
Акцентируется внимание на том, что
чаще всего дарят цветы, но без воды они
быстро завянут. Детям предлагается
«поставить» цветы в вазу (на листах
нарисованы контуры вазы, дети из
предложенных шаблонов выбирают
соответствующий и приклеивают на
основу с нарисованным контуром), затем
«ставят цветы в вазу», выбирая из
предложенных в соответствии с цветом
вазы и приклеивают. Данная работа
занимает 5-8 минут, но позволяет
закрепить название цвета, умение
соотносить разные предметы по форме и
цвету, использовать различные
материалы в процессе выполнения
аппликации. Работа каждого ребенка
демонстрируется и вывешивается на
доске с положительным комментарием
учителя.
Учитель акцентирует внимание на том,
что в вазу нужно налить воды для
продления свежести цветов и
спрашивает о том, нужна ли вода
комнатным растениям. Детям
предлагается «нарисовать дорожку» от
лейки к цветку одинакового цвета. Затем
детям предлагается полить комнатные
цветы.
5. Итог.
Окружающий
природный
мир, речь и
альтернативная
коммуникация
Беседа по материалам урока (вопросы
задаются каждому ребенку, ответы
зависят от уровня развития: словами,
выбором из нескольких вариантов ответа
на карточках, указанием на конкретный
предмет или рисунок по заданию
учителя).
Просмотр презентации «Весенние
цветы», акцентирование учителем
внимания на цветах, занесенных в
Красную книгу («Их рвать нельзя!»).
Затем детям предлагается показать, что
они сделали на уроке: показать «свой»
цветок на полянке, «свою» вазу, по
возможности рассказать о том, что
нарисовал или сделал. Учитель словесно
и тактильно (гладит по голове, берет за
руку) поощряет каждого, дети
аплодируют друг другу. Такое
завершение уроков является
традиционным в данном классе, так как
позволяет создать и поддержать
мотивацию у каждого ребенка к
продолжению деятельности. Тактильное
поощрение наиболее ценно для детей со
сниженным слухом и РАС.