Напоминание

«Современный урок – как основа эффективного и качественного образования»


Автор: Иванова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа 11"
Населённый пункт: Прокопьевск Кемеровская область Россия
Наименование материала: Доклад
Тема: «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования»
Раздел: начальное образование





Назад




«Современный урок – как основа эффективного и качественного образования»

Слайд 2

ФГОС

это

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты.

Они

представляют собой совокупность требований к программам образования. По ФГОС

пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному

предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ВПР и ЕГЭ.

Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Слайд 3

Их основная задача — создание единого образовательного пространства по всей России.

Предполагается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде

в другой город или, например, при переходе на семейное обучение.

ФГОС 3 поколения делают возможной преемственность образовательных программ.

Считается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания для

перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в 5-й класс, не владея знаниями и

умениями, которым обучают в начальной школе. А также ФГОС должны соблюдать

образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая

курсами

повышения

квалификации.

Под

это

требование

подпадают

не

только

государственные, но и частные учебные заведения, ведь все они подчиняются

Федеральному закону «Об образовании». в ст. 3 закона «Об образовании в РФ».

Слайд 4

Как мы уже знаем существует Три поколения стандартов которые принято делить в

зависимости от того, в каких годах они применялись.

Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. В августе 2022

года были внесли правки.

Слайд 5

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к

обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции стандарты включали только

общие установки. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе

следует изучать, поэтому образовательные программы разных школ различались, а

результаты обучения не были детализированы. Новые ФГОС определяют чёткие

требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Слайд 6

Итак с 1 сентября 2022 года первые классы всех школ на территории Российской

Федерации начали работу по обновлённым ФГОС, или ФГОС третьего поколения. Теперь

на всей территории Российской Федерации вводится единое содержание образования.

Это, несомненно, большой плюс. Создан сайт «Единое содержание общего образования»,

с которым все учителя страны работали при создании рабочих программ .

Слайд 7

В февраля 2022 года все учителя первых прошли Курс повышения квалификации

«Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО»

В августе 2022 года нами были разработаны учебные програмы и тематические

планирования на 2022-23 учебный в «Конструктор рабочих программ»

Слайд 8

.«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого

создания рабочих программ по учебным предметам. Ведь разрабатывать программу

в соответствии с ФГОС теперь это обязанность учителя.

Несколько слов о конструкторе рабочих программ.

Слайд 9

Конструктор полностью соответствует требованиям ФГОС 3.0. Он сам формирует

информацию на основе нормативных документов ФГОС ООО 3.0.

содержит: титульный лист, пояснительную записку, общее содержание предмета, цели и

задачи учебного предмета.Указана недельная нагрузка в часах.

Слайд 10

Конструктор позволяет:

Переставлять темы в разделе.

Указывать кол-во контрольных и практических работ

Выбирать период проведения уроков

Выбирать виды деятельности, формы контроля, электронные образовательные

ресурсы

Менять порядок тем в разделе, порядок разделов ( с помощью мыши)

Конструктор запрещает превышать допустимое количество часов, в том числе и

контрольных работ. Они будут загораться у вас красным цветом.

ФГОС нового поколения дает возмозможность учителям пользоваться вариативностью

разработки

рабочих

программ.

Выражается

это

в следующем:

школы

получили

возможность

разрабатывать

и реализовывать

индивидуальные

учебные

планы

и программы, предусматривающие также и углубленное изучение отдельных учебных

предметов.

Слайд 11

Еще одной отличительной чертой стандартов стало - установление требований к

использованию электронных средств обучения, дистанционных технологий. Теперь

стандарт фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это

нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например,

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Слайд 12

Реализация

программы

начального

общего

образования

осуществляется

в

образовательном

учереждении,

самостоятельно,

так

и

посредством

сетевой

формы.Образовательные учереждения вправе применять различные образовательные

технологии, в том числе электронное обучение,

дистанционные образовательные

технологии.

Сегодня

ЦИФРОВАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПЕДАГОГА

это

главная

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ

ЗАДАЧА.

Цифровые

изменения

в

образовании,

обещают

решить

главную

проблему

школы:

достижение

каждым

обучаемым, требуемых сегодня, образовательных результатов в полном объеме.

Слайд 13

Учителя начальных классов создают сегодня электронную базу ссылок с темами уроков

и электронных карточек, где ребенок по Кюаркоду может войти и выполнить задания.

Слайд 14

Например в этом году в городе Новокузнецке состоялся V Сибирский научно-

образовательный форум Матвеева Марина Генадьевна, Савченко Ирина

Павловна,

Криковцова Марина Петровна, Плотникова Татьяна Алексанндровна получи серебрянную

медаль на образовательном форуме за создание таких карточек по теме «Безударные

гласные в корне слова, проверяемые ударением».

Слайд 15

Следующей

особенностью

стандарта

3

поколения:

разрешено

организовать

образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах

можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и

интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход в

обучении.

Предлагаю

на

МО

учителей

начальных

классов

рассмотреть

вопрос

о

дифференцированном подходе в обучении детей во 2 классе с учетом их успеваемости.

Создать классы с углубленным изучением предмета и класс компенсирующего обучения.

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности, и с разным потенциалом.

Родители сегодня стараются отдать свое чадо на подготовительные курсы, где ребёнка

научили читать, писать и считать. Но это не гарантирует успех.

Статистические данные

1.

Более 70% учеников не умеют слушать учителя.

2.

Не умеют держать карандаш, кисточку и ручку около 40% детей. Примерно 28%

учеников неправильно держат ручку на протяжении всего дальнейшего процесса

обучения

3.

Где-то 60% учеников не понимают учебную задачу, не могут следовать

инструкции, так как не могут её удержать. При пошаговой инструкции эти дети

не успевают, сбиваются, что приводит к отрицательным результатам. Неуспехи,

как правило, снижают мотивацию. Детям не хочется идти в школу.

4.

Сейчас до 50% детей приходят с нарушением речи различной степени. При умении

читать словарный запас небогат и кругозор недостаточно развит. Дети

с трудом отвечают на вопросы викторин по сказкам, не могут озаглавить текст,

определить главную мысль. Не проявляют любознательности. Не могут выразить

свои мысли, с трудом подбирают слова и другое.

Ведь гораздо важнее, какими знаниями об окружающем мире владеет ребенок, как

умеет общаться с людьми и справляться со своими эмоциями, его

психологическая

готовность и элементарными навыками самообслуживания (умение завязывать шнурки)

Слайд 16

Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и

это не приведет к повышению нагрузки на ребят. Изучать функциональную грамотность

школьники

будут

в

рамках

предметов

«Окружающий

мир»,

«Математика»,

«Информатика» и некоторых других. Цитирую - «Школьные программы должны давать

максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной

жизни»— Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части

гуманитарных направлений, расширить знания школьников о здоровом образе жизни,

экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое

воспитание».

Слайд 17

Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в

документах ЮНЕСКО.

Функциональная

грамотность

совокупность

умений

читать

и

писать

для

использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем. Леоньев дает

определение функциональной грамотносте. Функциональная грамотность простыми

словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Слайд 18

В ходе

международных оценочных исследований оцениваются три области

функциональной

грамотности:

грамотность

в

чтении,

математическая,

естественнонаучная грамотность. В начальной школе упор делается на развитие этих

направлений. Читательская грамотность – это способность понимать и использовать

письменную речь во всем разнообразии ее форм, это базовый навык - который гарантируе

успех в любой предметной области.

Вот например как я формирую эти навыки 1 классе.

Слайд 19

Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА

Прочитай слова без лишнего слога:

кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока,

машидамна, гошинрод и т.д.

Слайд 20

прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель);

добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк –

в данном примере вставляем букву О);

сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака)

Слайд 21

В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее

задание:

прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОL

DРSFИWТJQ

(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Слайд 22- 25

Одним из эффективных учебных материалов, позволяющих формировать

читательскую грамотность, является, на мой взгляд, учебно-методический комплект О.Н.

Крыловой «Чтение. Работа над текстом». Я использую это пособие в своей работе и

составляю к урокам литературного чтения подобные задания.

На примере рассказа Н Носова «Жавая шляпа»

Слайд 26

Существует

такое

понятие

как

Математическая

грамотность

– способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и

которые можно решить средствами математики.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно

через решение ребусов, числовых последовательностей, задач. В любой задаче заложены

большие возможности для развития логического мышления.

Слайд 28-29

Например

Моделирование задачи

а) с помощью отрезков.

б) с помощью чертежа.

в) с помощью таблицы

Решение задач с недостающими или лишними данными.

.Самостоятельное составление задач учениками.

Изменение вопроса задачи.

Слайд 30-31

На задачах формируем навыкм фининсовой грамотности.

Слайд 33

Совершенствовать познавательные способности детей позволяют развивающих занятий,

которые проводятся во внеурочной деятельности на занятих «Умка» с использованием учебно-

методического комплекта Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие

познавательных способностей».

Задачи:

- развивать : память, мышление, воображение;

- формировать развитых форм самосознания и самоконтроля;

- создавать условия для развития у детей познавательных интересов;

- формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску.

По слайдам

Слайд 34-39

Слайд 40

В новом ФГОС сделан акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной

деятельности в русле которой - достижения личностных результатов.

Уточнены направления воспитания. При этом каждый пункт конкретизирован.

Слайд 41

Нравственное воспитание наших детей очень важно для развития современного общества.

Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы

личности каждого ребенка: долг, честь, совесть, достоинство. Для решения этих вопросов

Министерство образования Российской Федерации с 1 сентября текущего года предложило

ввести в школах новый предмет: «Разговоры о важном».

В рамках

существующих

учебных

планов

и внеурочной

деятельности,

классные

руководители, проводят данные занятия. отдавая приоритет тем формам работы, в которых

ребенок занимает активную позицию.

Связи с педеходом на новые стандарты в школах 50 регионов России в следующем году

планируют

открыть

более

2000

классов

с

современной

техникой:

3D-принтерами,

интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что

к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч. В некоторых школах введут

урок игры в шахматы. Классы будут оборудованы новейшей техникой.

Актуальность программы состоит в том, что робототехника представляет учащимся

технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает

навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий

потенциал. Ребята лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или

изобретают.

Слайд 41

Предмет «Технология», согласно обновленным ФГОС, включает в себя один из модулей -

Робототехника.

Данные

занятия

способствуют

развитию

специальных

умений,

которые

позволят

проектировать и создавать продукты труда.

Развивают технического мышления и творческих способностей.

Пособствуют

развитию

коммуникативных

способностей,

развивают

навыки

самостоятельности, раскрывают творческий потенциал.

Но по ФГОС-3 на сегодняшний день не выпущены единые учебники, поэтому школы

приступили к реализации со старыми учебниками. Содержание учебников не вполне

соответствует требованиям ФГОС.

Утверждение нового перечня - дело небыстрое. Во-первых, авторы программ и

учебников должны были успеть подогнать свои пособия под новый ФГОС. Во-вторых,

каждый учебник должен пройти независимую экспертизу. И это тоже дело не одной

недели и даже месяца. Ведь, как сообщалось , теперь в каждом учебнике будет указана

фамилия эксперта, и вся ответственность в случае чего ложится не только на автора, но на

проверявшего. Значит, процедура экспертизы обещает быть тщательной и долгой. В-

третьих, любой документ должен пройти кучу всяких бюрократических и юридических

процедур, на что также уйдет уйма времени. В-четвертых, новые учебники надо будет

напечатать, а школам потом их закупить. И это снова время, время, время...

Но Минпросвещения предусмотрело эту ситуацию и в разосланных по регионам

письмах разрешило школам в переходный период использовать любые учебно-

методические комплекты из прежнего перечня, но при этом должна быть изменена

методика

преподавания

"учебных

предметов

при

одновременном

использовании

дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование

предметных, метапредметных и личностных результатов".

Если перевести эту фразу на человеческий язык, то это звучит примерно так:

"Учебников мы вам пока не дадим, пользуйтесь старыми, но по новым стандартам будьте

добры работать, а для этого ищите где хотите и применяйте дополнительные ресурсы".

Сегодня мы используем в работе УМК «Школа России»

Основные принципы программы:

обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,

формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,

создание мотивации к изучению всех школьных предметов,

ориентирование работы на результат,

духовно-нравственное развитие учащихся,

привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,

воспитание бережного отношения к природе,

формирование целостной картины мира.

Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-

поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки

коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.

. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой

Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к

национальным ценностям всех народов России.

Отдаленный результат – это то что можно отнести к системе образования. 2022 ученики

начали обучение по ФГОС, но каков будет результат, мы увидем только спустя несколько

лет.



В раздел образования