Напоминание

Аспекты системно-деятельностного подхода в работе со слабоуспевающими учащимися


Автор: Исмаилова Лариса Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ №85
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Аспекты системно-деятельностного подхода в работе со слабоуспевающими учащимися
Раздел: среднее образование





Назад




Исмаилова Л.В.,

МБОУ СШ№85 г.Ульяновска

Аспекты системно-деятельностного подхода

в работе со слабоуспевающими учащимися

«Многознание уму не научает»,

«Много знать еще не означает много понимать»

Гераклит

Как сегодня обучать ученика? Слова, сказанные Гераклитом, актуальны и поныне.

Сегодня выпускнику школы недостаточно снабдить фактическим материалом, а требуется

создать условия для формирования конкурентоспособной личности, востребованной в об-

ществе. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос «Как спроектировать

учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик смог реализовать свои способно-

сти и интересы». Наиболее эффективен в этой проблеме для обучения математике являет-

ся системно – деятельностный подход. Системный подход — «это подход, при котором

любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов

(компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную

связь». Деятельностный подход – «это процесс деятельности человека, направленный на

становление его сознания и его личности в целом». Основная идея системно – деятель-

ностного подхода состоит в создании учителем максимально благоприятных условий для

учения каждого, в развитии обучающихся конкурентноопределяющих личностных ка-

честв путем включения их в самостоятельную учебно – познавательную деятельность.

Реализация технологии деятельностного подхода основывается следующей системой

дидактических принципов

№ Название дидактиче-

ских принципов

Основная идея

1

Принцип деятельности

Самостоятельное добывание знаний учеником, осознание им содержание и

формы учебной деятельности

2

Принцип непрерывно-

сти

Преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии – со-

держании – методики

3

Принцип целостности

Формирование учащимися обобщенного системного представления о мире

4

Принцип минимакса

Создание условий ученику усвоение содержания образования на максималь-

ном для него уровне и обеспечение при этом его усвоение на уровне государ-

ственных стандартов знаний

5

Принцип психологиче-

ской комфортности

Снятие стрессообразующих факторов учебного процесса

6

Принцип вариативно-

сти

Формирование способностей к систематическому перебору вариантов и аде-

кватному принятию решение в ситуации выбора

7

Принцип творчества

Максимальная ориентация на творческое начало

При системно – деятельном подходе в обучение математике выделяются следующие

педагогические технологии

№ Группа технологий

Название

1

Педтехнологии на основе личностной ориентации педа-

гогического процесса

Педагогика сотрудничества

Технология уровневой дифференциации

2

Педтехнологии на основе активизации и интенсифика-

ции деятельности учащихся

Игровая технология

Проблемное обучение

Технология критического мышления

3

Педтехнологии развивающего обучения

Технология полного усвоения

Технология развивающего обучения

4

Педтехнологии на основе повышения эффективности

управления и организации учебного процесса

Групповые технологии

Педагогика сотрудничества

ИКТ

Задача педагога - проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация –

проблема – задача – результат. Главный смысл деятельности учителя математики состоит

в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него

причинам:

пропуски занятий по болезни;

слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

задержка психического развития;

педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных обще учебных

умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма,

счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

неблагополучная семья;

проблема «улицы»;

прогулы.

Учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную програм-

му, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости

учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог,

логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Вне всяких сомнений можно утверждать, что ни один здоровый ребенок не хотел бы

отставать от сверстников, чувствовать себя не таким как все и, из раза в раз, испытывать

неудачи, которые и вовсе отбивают желание учиться.

Работая над данной проблемой, мы выявили три типа слабоуспевающих.

Первый тип – слабые: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с по-

ложительным отношением к учению.

Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и кон-

кретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. Неуспех в

учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального

конфликта, что способствует сохранению позиции школьника и формированию положи-

тельной моральной направленности. Школьники этого типа охотно принимают помощь

учителей и товарищей.

Второй тип – неустойчивые: высокое качество мыслительной деятельности сочета-

ется с отрицательным отношением к учению.

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с

желанием хорошо учиться. Однако они привыкли заниматься только тем, что им нравится.

Избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует система-

тического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усва-

ивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения,

умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход

к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в

учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием

между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих

возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.

Третий тип – сложные: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с

отрицательным отношением к учению.

Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвое-

нии учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует

критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные

результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Слабое раз-

витие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии по-

знавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих

качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также

стремление оставить школу. Их больше всего привлекают такие предметы как физкульту-

ра, уроки технологии.

Такая типология, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истин-

ные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся диффе-

ренцированную помощь.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками

№ Мероприятие

Срок

1

Стартовая диагностика по предмету

Цель:

- определение уровня познавательной деятельности обучающихся за предыдущий период обу-

чения;

- выявления в знаниях и умениях учащихся пробелов, требующих корректировки.

Сен-

тябрь

2

Диагностика познавательной активности учащихся через психолога школы

Цель:

- обнаружение изменений существенных характеристик, признаков личности, педагогическо-

го процесса;

- анализ норм или отклонений в развитии учащегося (ориентируясь на эталон);

- определение уровня развития;

- анализ полученных фактов;

- установление закономерности, причины, вызывающие эти изменения.

Сен-

тябрь –

октябрь

3

Собеседование с классным руководителем, родителем и учеником

Цель:

- установление причин отставания учащегося

Сен-

тябрь –

октябрь

4

Составление индивидуально – образовательного маршрута и в дальнейшем его корректировка

или адаптированной программы обучающегося

Цель:

- помощь в планировании учебной деятельности;

- стимулирование учебной деятельности;

- контроль над учебной деятельностью;

- составление и реализация плана во внеурочной деятельностью (организация дополнительных

занятий)

Сен-

тябрь

5

Собеседование с администрацией школы

Цель:

- согласование и уточнение индивидуального плана работы на текущую четверть по ликвида-

ции пробелов в знаниях отстающего ученика (в план включается обязательно: контрольный

срез знаний детей, индивидуальная работа по ликвидации пробелов, ведение тематического

учета знаний слабых детей, проведение работ с отражением индивидуальных заданий) (сен-

тябрь, далее корректировка по мере необходимости)).

Начало

года,

оконча-

ние

каждой

четвер-

ти

6

Дифференцированный подход при организации самостоятельной деятельности на уроке

Цель:

- создание благоприятной атмосфере на уроке;

- своевременное оказание помощи на уроке и во внеурочной деятельности;

- изменение форм и методов учебной деятельности на уроке для освоения содержания образо-

вания на максимальном для него уровне.

В тече-

ние года

7

Собеседование с классным руководителем, родителем и учеником

Цель:

-корректировка и дальнейшее планирование учебной деятельности.

В тече-

ние года

Работа с неуспевающими учащимися с недостатками познавательной деятельности

Задача

Перестроить приемы и способы работы с учебным материалом ученика, а не разру-

шать нежелательные способы

Урочная деятель-

ность

Тренинг по совер-

шенствованию вы-

числительных на-

выков.

-развитие памяти, быстроты реакции,

- воспитание умения сосредоточиться,

- наблюдение, проявление инициативы,

-потребности к самоконтролю,

-повышению культуры вычисления.

Письменные рабо-

ты

- выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не

механическое увеличение их числа;

-по образцу;

- указание по их выполнению;

- тестовые задания с выбором ответа и открытого типа.

Устные работы

- обдумывание на поставленный опрос небольшое количество

времени;

- ответ на вопрос по плану, предложенному учителю или заго-

товленному самим учеником;

- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный матери-

ал;

- создание и умение отвечать по «шпаргалке», ответ по мен-

тальным картам;

- желательно, чтобы ответы таких учеников были письмен-

ные;

- учитель задает наводящие вопросы, помогающие последова-

тельно излагать материал.

Групповая работа

- организация сотрудничество на уроке в парах «Учитель –

ученик» для организации помощи сильными учащимися более

слабым ребятам по классу; после чего организуется проверка

выполнения работы пары «Учитель – ученик».

Домашнее задание

- подбор задания по осознанию и исправлению ошибок;

- проведение подробного инструктажа о порядке выполнения

домашнего задания; о возможных затруднениях.

Рефлексия

-составление «Синквейна», где в кратких выражениях уча-

щийся излагает учебный материал;

- заполнение таблицы «мне понятно…», «не совсем понял…»,

«не понял…;

- создание «дерева успеха».

Внеурочная деятель-

ность

Работа с текстом

- приёмы смыслового чтения

-определение темы и цели по заголовку

-создание глоссарий по теме

-набросок облако проблем по теме

-определение, для чего может пригодиться материал данного

текста.

Работа с текстовой

задачи

-анализ текста задачи (логический, математический) является

центральным компонентом приема решения задач.

-перевод текста на язык математики с помощью вербальных и

невербальных средств.

-установление отношений между данными и вопросом.

-составление плана решения.

-осуществление плана решения.

-проверка и оценка решения задачи.

Творческие задания

- создание «Синквейна» по теме;

- создание рисунка, стихотворение, ментальной карты по те-

ме;

- создание объекта по теме;

- метод шести шляп.

Решение приклад-

ных задач

-подбор прикладных задач с описываемой ситуацией, с кото-

рой ученик встречался в действительности: в быту, при изуче-

нии других предметов.

Анализ контроль-

ных работ, незави-

симых оценок каче-

ства образования

- ликвидация пробелов в знаниях, выявленных в ходе пись-

менных работ,

- повторное проведение контроля знаний.

При работе с детьми, у которых наблюдаются недостатки в развитии мотивационной

сферы необходимо соблюдать рекомендации, разработанные психологами:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа

на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной форме, а в письменной.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнооб-

разный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные куски и давать

их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому материалу, лучше

отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путем правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у таких учеников

уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.

6. Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним от-

носится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправле-

ния написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его вни-

мание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Работа со слабоуспевающими детьми должна проводиться учителем систематически.

Эта работа очень кропотливая, требующая огромного терпения.

Вместо вывода:

«Попробуем…» - шепнула Мечта.

«Что? Опять?!» - возмутился Опыт.

«Хе… снова из-за меня» - улыбнулась Причина.

«Нет! Из-за меня!» - поспорила Гордость.

«А может… не надо?» - пролепетала Осторожность.

«Не лезь сюда!» - гаркнула Храбрость.

«Про меня не забудьте!» - объявила Решительность.

«Куда же вы без меня? – вопросило Опьянение.

«Без тебя уже никуда…» - ответило Спокойствие.

«А может лучше завтра?» - поинтересовалось Сомнение.

«Сегодня или никогда!» - отрезало Упрямство.

«Главное, только не как вчера» - предупредила Обыденность.

«Вчерашнее не повторится!» - успокоила Глупость.

«Все будет по-другому!» - соврало Предчувствие.

«На что-то это похоже…» - задумалась Память.

«Как же с Вами сложно! Без Вас обойдусь!» - вставая и отряхиваясь, процедила

сквозь зубы Мечта.



В раздел образования