Напоминание

Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы: первые шаги» для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Кудряшова Светлана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Рябинка"
Населённый пункт: п. Островское Костромская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы: первые шаги» для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка» поселка Островское

Островского района Костромской области

Сценарий интеллектуальной игры

«Умники и умницы: первые шаги»

для детей подготовительной к школе группы

Подготовила

старший воспитатель

Кудряшова Светлана Викторовна

2023 год

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей.

Задачи:

- расширять представления детей о природе родного края;

- закреплять знания о природоохранной деятельности человека;

- совершенствовать знания детей о родном поселке – Островское;

-

закреплять знания детей о росписях: дымковской, городецкой,

хохломской, жостовской ( цвет, характерный для той или иной росписи,

название элементов, материал)

- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Материал: музыкальная заставка к игре «Умники и умницы», жетоны, три

дорожки разных цветов, каждая из которых поделена на 5 частей; дипломы и

сертификаты участников игры

Место проведения: музыкальный зал.

Ход игры.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на

интеллектуальной игре «Умники и умницы: первые шаги».

Рано-рано солнце встало,

Доброго утра всем пожелало.

И я вас дети, поздравляю,

Чудесного настроения всем вам желаю.

День необычный сегодня у нас,

Игра позвала - пришёл её час.

Звучит музыка (Из программы «Умники и умницы»).

Ведущий: Пора все увидеть, пора все узнать

Героям дня – участникам игры «Умники и умницы».

Ура! Ура! Ура!

(входят участники игры)

-Сегодня в нашей игре будут принимать участие дети подготовительной к

школе группы…….. (называются имена участников).

Ведущий: Для начала проведем жеребьевку, по результатам которой будут

определены

тройки

игроков.

Ребята,

вытащите

каждый

по

одному

жетончику. Так будет определен порядок вашего участия в игре.

(Дети распределяются на тройки игроков)

Ведущий: А сейчас я представляю вам справедливое и объективное жюри,

которое будет следить за ходом игры и принимать важные решения.

(Объявляется жюри)

Ведущий

:

Дорогие ребята! Наш конкурс– это не соперничество. Это - игра,

повод, чтобы побыть вместе и интересно, с пользой провести время. Это

праздник, праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности.

Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.

Мэри Поппинс

В сказку я открою двери,

Все узнали Поппинс Мэри?

И для взрослых и детей

Я всегда полна идей!

Чтоб могли Вы развиваться,

С любой трудностью справляться,

К вам на помощь я спешу,

В страну знаний приглашу!

Дошколята, подтянитесь,

Все смотрите на меня.

Повторим со мною вместе

Клятвы добрые слова:

Клянемся дружными мы быть

ДЕТИ: Клянемся!

И слезы горькие не лить.

ДЕТИ: Клянемся!

С улыбкой трудности встречать.

ДЕТИ: Клянемся!

Все смело преодолевать.

ДЕТИ: Клянемся!

Мэри Поппинс:

Игру мы начинаем, задания выполняем.

Здесь вам нужно постараться

Быть серьезным.

Не играться,

Размышлять и рассуждать,

Все вопросы отгадать.

Ведущий:

Послушайте правила игры.

- В нашей игре 5 категорий:

«Обитатели лесов Костромской области»;

«Произведения К.И. Чуковского»;

«Профессии»;

«Правила безопасного поведения на дорогах»;

«Русская народная роспись: гжельская, жостовская, городецкая,

хохломская»;

«Мой родной поселок»

- Каждому участнику из каждой тройки игроков я буду задавать по одному

вопросу. Если ответ на вопрос правильный, участник проходит по дорожке

вперед; если неверный – остается на месте. Вопрос переходит к зрителям. За

правильный ответ зрители могут заработать жетон.

Будьте внимательны, ответ даем только после того, как я задам вопрос.

Мэри Поппинс:

- Итак, начинаем игру. Желаю всем удачи!

Ведущий. На дорожку приглашается первая тройка игроков.

Вопросы для первой тройки игроков

1 категория: «Обитатели лесов Костромской области»

1.Эту птицу костромских лесов чаще всего можно сначала услышать, а

потом, если постараться, то и увидеть. На весь лес раздается быстрый

громкий звук, будто стучат в дверь.

Вопрос: О какой птице идет речь

Ответ: дятел.

2.В костромских лесах можно встретить много разных животных.

Вопрос: Какое животное не встретишь зимой в костромских лесах? Почему?

Ответ: ежа и медведя. Они зимой впадают в спячку.

3.В костромских лесах много болот, озер и рек.

Вопрос: Какая зубастая рыба водится в костромских реках?

Ответ: щука.

2 категория «Произведения Корнея Ивановича Чуковского»

1. В каком произведении К.И.Чуковского посуда перевоспитала свою

хозяйку?

Ответ: «Федорино горе».

2. Назовите сказку К.И.Чуковского, главную мысль которой можно выразить

словами «Чистота – залог здоровья».

Ответ: «Мойдодыр»

3. Кто потушил пожар в сказке К.И.Чуковского «Путаница»

Ответ: «Бабочка»

3 категория «Профессии»

1.Вспомните сказку Корнея Чуковского «Айболит». Кому он помогал? Кого

лечил?

Вопрос: Как называется профессия Айболита?

Ответ: ветеринар.

2. Профессия этого человека очень опасная, так как приходится работать в

воздухе.

Вопрос: Как называется эта профессия?

Ответ: летчик

3.Человек

этой

профессии

должен

обладать

такими

качествами:

великолепная память, общительность, знание литературных авторов и их

произведении. В старину, в Древней Греции, этого человека называли

«смотрителем» или «хранителем книжиц». Он постоянно общается с

читателями, отвечает на их вопросы, советует, какую книгу прочитать.

Вопрос: Как называется эта профессия?

Ответ: библиотекарь

4 категория «Русская народная роспись: гжельская, жостовская,

городецкая, хохломская».

1. Какие цвета используют художники при расписывании изделий гжельской

росписи:

Ответ: синий и белый, иногда голубой.

2. Какую роспись в народе называют «золотая роспись» и почему?

Ответ: хохломская роспись, в ее орнаменте много золотистого и желтого

цвета.

3. В какой росписи можно увидеть не только цветочные узоры, но и фигурки

коней, павлинов, всадников.

Ответ: городецкая роспись

5 категория «Мой родной поселок»

1. Как называется поселок, в котором мы живем? Почему его так назвали?

Ответ:

поселок Островское. Назван в честь великого русского драматурга

А.Н.Островского, жившего и работавшего вблизи поселка в усадьбе

Щелыково.

2. Кто изображен на гербе и флаге Островского района? И почему?

Ответ: снегурочка, потому что именно Островский район Костромской

области считается символической родиной Снегурочки, так же как Великий

Устюг Вологодской области считается родиной Деда Мороза.

3.На какой реке стоит наш поселок Островское?

Ответ: река Мера

Вопросы для второй тройки игроков

1 категория: «Обитатели лесов Костромской области»

1.Каждой весной птицы высиживают птенцов, а затем их выкармливают,

учат летать. Но есть птица, которая бросает свих птенцов сразу после

рождения.

Вопрос:

о какой птице идет речь?

Ответ:

кукушка.

2.Это опасное животное – хищник, живет в стаях, является дальним

родственником собак.

Вопрос:

кто это животное? Как называется его место жительства?

Ответ:

волк, логово.

3.Назовите самое крупное животное Костромских лесов?

Ответ: лось.

2 категория «Произведения Корнея Ивановича Чуковского»

1. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке К.И. Чуковского?

Ответ: Крокодил «солнце в небе проглотил»

2. В сказке «Путаница» К.И.Чуковского лишь один зверёк не стал меняться

местами с другими животными, кто это был?

Ответ: Зайчик

3. Какое насекомое в произведении К.И.Чуковсого спасло Муху-Цокотуху от

паука?

Ответ: Комарик

3 категория «Профессии»

1.Эта работа – сплошной отдых на свежем воздухе, но человеку, который

выбрал эту профессию, приходиться в любую погоду: и в мороз, и в жару

делать обход своего лесного участка. Кроме того, эта профессия имеет и свои

опасности, ведь лесные животные имеют острые когти и зубы, а браконьеры

вооружены. И тем не менее, беречь лес, сажать его – это его обязанности.

Вопрос: как называется эта профессия?

Ответ: лесник.

2.Эту профессию освоил еще первобытный человек, когда выбирал камень

для того, чтобы сделать себе топор. В наше время люди этой профессии

занимаются

поиском

и

разведкой

новых

месторождений

полезных

ископаемых.

Вопрос: Как называется эта профессия?

Ответ: геолог.

3. Человек этой профессии всегда находится в творческом поиске, он

пользуется палитрой, черпает для себя идеи в природе, любуется ей, а потом

воспроизводит ее на своих полотнах.

Ответ: художник.

4 категория

«Русская народная роспись: гжельская, жостовская,

городецкая, хохломская».

1. С каким временем года можно сравнить краски гжели?

Ответ: Зима

2. Какая геометрическая фигура взята за основу городецкого цветка.

Ответ: круг

3.Этот промысел предполагает изготовление “золотой” деревянной посуды,

предметов быта и интерьера.

Ответ: Хохломской промысел

5 категория

«Правила безопасного поведения на дорогах»

1. Какой элемент обязательно должен присутствовать на одежде каждого

пешехода в темное время суток?

Ответ: световозвращающие элементы

2. Как определить, где находится пешеходный переход?

Ответ: на дороге

–полоски «зебра», знак «Пешеходный переход».

3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам?

Ответ:

с 14 лет.

Ведущий. Спасибо! На дорожку приглашается третья тройка игроков.

Вопросы для третьей тройки игроков

1 категория: «Обитатели лесов Костромской области»

1.У этого зверя длинный пушистый хвост, который равен почти длине тела

(около 20 см). он служит шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие

и прыгать по ветвям.

Вопрос: кто этот зверь?

Ответ: белка

2.У этого лесного зверя два основных способа защиты о врагов: маскировка и

ноги. Прыгает он и бегает очень быстро и легко – так легко, что даже в

сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает

самый короткий путь к спасению.

Вопрос: кто этот зверь?

Ответ: заяц.

3.Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак.

Нюх необыкновенный – зверек чувствует жука или личинку в земле на

глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много:

ягоды, семена растений, червей, мышей и даже змей. Он хоть и маленький,

но не боится хищников, т. к. у него есть отличное «оружие» для защиты.

Вопрос: кто этот зверь?

Ответ: еж.

2 категория «Произведения Корнея Ивановича Чуковского»

1. Кто перевез доктора Айболита через море в сказке К.И.Чуковского

«Айболит»?

Ответ: кит

2. Назовите любимое лакомство крокодилов из сказки К.И. Чуковского

«Телефон».

Ответ: калоши

3. В каком произведении К.И.Чуковского прославляют воробья?

Ответ: «Тараканище»

3 категория «Профессии»

1.

Люди этой профессии умеет готовить различные виды теста, кремы,

начинки, шоколадные массы.

Вопрос: как называется эта профессия?

Ответ: кондитер

2. Люди этой профессии занимаются поиском и обработкой интересной и

важной для общества информацией. На основе их собранных данных

выпускаются новости, статьи, репортажи, передачи на радио, телевидении,

сайтах в интернете.

Вопрос: как называется эта профессия?

Ответ: журналист

3.

Людей этой профессии можно назвать «властелинами машин» и

изобретателями,

которые

создают

или

совершенствуют

технические

механизмы. Зарождение идеи, расчеты и конструирование, воплощение в

«железе» — все эти обязанности людей этой профессии.

Ответ: инженер

4 категория «Русская народная роспись: гжельская, жостовская,

городецкая, хохломская».

1. В какой росписи основными цветами являются жёлтый (золотой) на

чёрном?

Ответ: хохломская роспись

2. Назовите русский народный художественный промысел росписи кованых

металлических подносов?

Ответ: Жостово (жостовская роспись)

3. В какой росписи расписываются керамические, фарфоровые изделия?

Ответ: капельки, мазок с тенью, бордюры, кустики и лепестки.

5 категория «Мой родной поселок»

1.

Как назывался наш поселок до 1956 года? Почему было такое

интересное название?

Ответ:

село Семеновское-Лапотное,

эпитет Лапотное село получило за

изготовление и обширную торговлю лаптями.

2. Какие достопримечательности есть в нашем поселке?

Ответ: березовая аллея, доска почета, колокольня, музей

им.Б.М.Кустодиева, стела в память воинов-островчан, погибшим в ВОВ,

бюст А.Н.Островского, мемориальный музей-заповедник А.Н.Островского,

церковь Иоанна Кронштадтского, провославные мегалиты.

2.

Как называется улица, на которой находится наш любимый детский сад

«Рябинка»?

Ответ: улица Куликова

Ведущий: Игра окончена. Кто показал лучший результат и достоин

продолжить борьбу в финале узнаем через некоторое время.

Мэри Поппинс:

- Молодцы ребята, я убедилась, что вы много знаете и умеете!

Что-то я устала. Не пора ли нам взбодриться и зарядкой зарядится?

Я предлагаю игру «Умная шумелка»!

Весёлая игра, в которой нужно сначала хорошенько подумать, а потом

немножко пошуметь. Как же в неё играть? А вот так.

На мой вопрос, если согласны, вы отвечаете - «Да!» и хлопаете в ладоши, а

если не согласны, отвечаете - «Нет!», и топаете ногами. Вы уже готовы к

игре? Начинаем!

Загадок много в этой книжке…

Волк удирает от зайчишки?

Один, конечно, больше двух?…

Умеет куковать петух?…

Есть два крыла у самолёта?…

Опасно бегать по болоту?…

Тебе уж больше семи лет?…

Страшнее кошки зверя нет?…

На дубе жёлуди растут?…

Зимою ландыши цветут?…

Бульдозер быстро роет ямы?…

Летать умеют обезьяны?…

Днём светит солнышко, а по ночам- луна?…

Боится в воду лезть утёнок?…

Умеет хрюкать поросёнок?…

Есть в слове бочка буква У?…

Мычит мышонок громко: МУ?...

Молодцы!

Ведущий: А сейчас слово жюри, которое объявит тех, кто победил в

отборочном туре нашей игры и продолжит борьбу в муниципальном этапе

конкурса.

(Жюри подводят итоги отборочного тура игры, вручают грамоты и

сертификаты участникам)

Ведущий: На этом отборочный тур нашего конкурс «Умники и Умницы»

заканчивается. Я благодарю участников, зрителей, жюри и, конечно, Мэри

Поппинс. До встречи в финале.

Дополнительные вопросы

1.Эта птица – одна из самых крупных птиц лесов, обитает она в чащах и на

болотах. У нее прекрасный слух, зрение, красивое черное оперение и ярко

красные надбровные дуги.

Вопрос: как называется эта птица?

Ответ: глухарь.

2.Известно, что многие птицы в нашем регионе улетают на зиму в теплые

края. Например, грачи ласточки, стрижи.

Вопрос: почему они это делают?

Ответ: потому что зимой нет корма.



В раздел образования