Автор: Кудряшова Светлана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Рябинка"
Населённый пункт: п. Островское Костромская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы: первые шаги» для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинка» поселка Островское
Островского района Костромской области
Сценарий интеллектуальной игры
«Умники и умницы: первые шаги»
для детей подготовительной к школе группы
Подготовила
старший воспитатель
Кудряшова Светлана Викторовна
2023 год
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
- расширять представления детей о природе родного края;
- закреплять знания о природоохранной деятельности человека;
- совершенствовать знания детей о родном поселке – Островское;
-
закреплять знания детей о росписях: дымковской, городецкой,
хохломской, жостовской ( цвет, характерный для той или иной росписи,
название элементов, материал)
- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Материал: музыкальная заставка к игре «Умники и умницы», жетоны, три
дорожки разных цветов, каждая из которых поделена на 5 частей; дипломы и
сертификаты участников игры
Место проведения: музыкальный зал.
Ход игры.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на
интеллектуальной игре «Умники и умницы: первые шаги».
Рано-рано солнце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.
Звучит музыка (Из программы «Умники и умницы»).
Ведущий: Пора все увидеть, пора все узнать
Героям дня – участникам игры «Умники и умницы».
Ура! Ура! Ура!
(входят участники игры)
-Сегодня в нашей игре будут принимать участие дети подготовительной к
школе группы…….. (называются имена участников).
Ведущий: Для начала проведем жеребьевку, по результатам которой будут
определены
тройки
игроков.
Ребята,
вытащите
каждый
по
одному
жетончику. Так будет определен порядок вашего участия в игре.
(Дети распределяются на тройки игроков)
Ведущий: А сейчас я представляю вам справедливое и объективное жюри,
которое будет следить за ходом игры и принимать важные решения.
(Объявляется жюри)
Ведущий
:
Дорогие ребята! Наш конкурс– это не соперничество. Это - игра,
повод, чтобы побыть вместе и интересно, с пользой провести время. Это
праздник, праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности.
Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс
В сказку я открою двери,
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ: Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ: Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ: Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ: Клянемся!
Мэри Поппинс:
Игру мы начинаем, задания выполняем.
Здесь вам нужно постараться
Быть серьезным.
Не играться,
Размышлять и рассуждать,
Все вопросы отгадать.
Ведущий:
Послушайте правила игры.
- В нашей игре 5 категорий:
«Обитатели лесов Костромской области»;
«Произведения К.И. Чуковского»;
«Профессии»;
«Правила безопасного поведения на дорогах»;
«Русская народная роспись: гжельская, жостовская, городецкая,
хохломская»;
«Мой родной поселок»
- Каждому участнику из каждой тройки игроков я буду задавать по одному
вопросу. Если ответ на вопрос правильный, участник проходит по дорожке
вперед; если неверный – остается на месте. Вопрос переходит к зрителям. За
правильный ответ зрители могут заработать жетон.
Будьте внимательны, ответ даем только после того, как я задам вопрос.
Мэри Поппинс:
- Итак, начинаем игру. Желаю всем удачи!
Ведущий. На дорожку приглашается первая тройка игроков.
Вопросы для первой тройки игроков
1 категория: «Обитатели лесов Костромской области»
1.Эту птицу костромских лесов чаще всего можно сначала услышать, а
потом, если постараться, то и увидеть. На весь лес раздается быстрый
громкий звук, будто стучат в дверь.
Вопрос: О какой птице идет речь
Ответ: дятел.
2.В костромских лесах можно встретить много разных животных.
Вопрос: Какое животное не встретишь зимой в костромских лесах? Почему?
Ответ: ежа и медведя. Они зимой впадают в спячку.
3.В костромских лесах много болот, озер и рек.
Вопрос: Какая зубастая рыба водится в костромских реках?
Ответ: щука.
2 категория «Произведения Корнея Ивановича Чуковского»
1. В каком произведении К.И.Чуковского посуда перевоспитала свою
хозяйку?
Ответ: «Федорино горе».
2. Назовите сказку К.И.Чуковского, главную мысль которой можно выразить
словами «Чистота – залог здоровья».
Ответ: «Мойдодыр»
3. Кто потушил пожар в сказке К.И.Чуковского «Путаница»
Ответ: «Бабочка»
3 категория «Профессии»
1.Вспомните сказку Корнея Чуковского «Айболит». Кому он помогал? Кого
лечил?
Вопрос: Как называется профессия Айболита?
Ответ: ветеринар.
2. Профессия этого человека очень опасная, так как приходится работать в
воздухе.
Вопрос: Как называется эта профессия?
Ответ: летчик
3.Человек
этой
профессии
должен
обладать
такими
качествами:
великолепная память, общительность, знание литературных авторов и их
произведении. В старину, в Древней Греции, этого человека называли
«смотрителем» или «хранителем книжиц». Он постоянно общается с
читателями, отвечает на их вопросы, советует, какую книгу прочитать.
Вопрос: Как называется эта профессия?
Ответ: библиотекарь
4 категория «Русская народная роспись: гжельская, жостовская,
городецкая, хохломская».
1. Какие цвета используют художники при расписывании изделий гжельской
росписи:
Ответ: синий и белый, иногда голубой.
2. Какую роспись в народе называют «золотая роспись» и почему?
Ответ: хохломская роспись, в ее орнаменте много золотистого и желтого
цвета.
3. В какой росписи можно увидеть не только цветочные узоры, но и фигурки
коней, павлинов, всадников.
Ответ: городецкая роспись
5 категория «Мой родной поселок»
1. Как называется поселок, в котором мы живем? Почему его так назвали?
Ответ:
поселок Островское. Назван в честь великого русского драматурга
А.Н.Островского, жившего и работавшего вблизи поселка в усадьбе
Щелыково.
2. Кто изображен на гербе и флаге Островского района? И почему?
Ответ: снегурочка, потому что именно Островский район Костромской
области считается символической родиной Снегурочки, так же как Великий
Устюг Вологодской области считается родиной Деда Мороза.
3.На какой реке стоит наш поселок Островское?
Ответ: река Мера
Вопросы для второй тройки игроков
1 категория: «Обитатели лесов Костромской области»
1.Каждой весной птицы высиживают птенцов, а затем их выкармливают,
учат летать. Но есть птица, которая бросает свих птенцов сразу после
рождения.
Вопрос:
о какой птице идет речь?
Ответ:
кукушка.
2.Это опасное животное – хищник, живет в стаях, является дальним
родственником собак.
Вопрос:
кто это животное? Как называется его место жительства?
Ответ:
волк, логово.
3.Назовите самое крупное животное Костромских лесов?
Ответ: лось.
2 категория «Произведения Корнея Ивановича Чуковского»
1. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке К.И. Чуковского?
Ответ: Крокодил «солнце в небе проглотил»
2. В сказке «Путаница» К.И.Чуковского лишь один зверёк не стал меняться
местами с другими животными, кто это был?
Ответ: Зайчик
3. Какое насекомое в произведении К.И.Чуковсого спасло Муху-Цокотуху от
паука?
Ответ: Комарик
3 категория «Профессии»
1.Эта работа – сплошной отдых на свежем воздухе, но человеку, который
выбрал эту профессию, приходиться в любую погоду: и в мороз, и в жару
делать обход своего лесного участка. Кроме того, эта профессия имеет и свои
опасности, ведь лесные животные имеют острые когти и зубы, а браконьеры
вооружены. И тем не менее, беречь лес, сажать его – это его обязанности.
Вопрос: как называется эта профессия?
Ответ: лесник.
2.Эту профессию освоил еще первобытный человек, когда выбирал камень
для того, чтобы сделать себе топор. В наше время люди этой профессии
занимаются
поиском
и
разведкой
новых
месторождений
полезных
ископаемых.
Вопрос: Как называется эта профессия?
Ответ: геолог.
3. Человек этой профессии всегда находится в творческом поиске, он
пользуется палитрой, черпает для себя идеи в природе, любуется ей, а потом
воспроизводит ее на своих полотнах.
Ответ: художник.
4 категория
«Русская народная роспись: гжельская, жостовская,
городецкая, хохломская».
1. С каким временем года можно сравнить краски гжели?
Ответ: Зима
2. Какая геометрическая фигура взята за основу городецкого цветка.
Ответ: круг
3.Этот промысел предполагает изготовление “золотой” деревянной посуды,
предметов быта и интерьера.
Ответ: Хохломской промысел
5 категория
«Правила безопасного поведения на дорогах»
1. Какой элемент обязательно должен присутствовать на одежде каждого
пешехода в темное время суток?
Ответ: световозвращающие элементы
2. Как определить, где находится пешеходный переход?
Ответ: на дороге
–полоски «зебра», знак «Пешеходный переход».
3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам?
Ответ:
с 14 лет.
Ведущий. Спасибо! На дорожку приглашается третья тройка игроков.
Вопросы для третьей тройки игроков
1 категория: «Обитатели лесов Костромской области»
1.У этого зверя длинный пушистый хвост, который равен почти длине тела
(около 20 см). он служит шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие
и прыгать по ветвям.
Вопрос: кто этот зверь?
Ответ: белка
2.У этого лесного зверя два основных способа защиты о врагов: маскировка и
ноги. Прыгает он и бегает очень быстро и легко – так легко, что даже в
сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает
самый короткий путь к спасению.
Вопрос: кто этот зверь?
Ответ: заяц.
3.Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак.
Нюх необыкновенный – зверек чувствует жука или личинку в земле на
глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много:
ягоды, семена растений, червей, мышей и даже змей. Он хоть и маленький,
но не боится хищников, т. к. у него есть отличное «оружие» для защиты.
Вопрос: кто этот зверь?
Ответ: еж.
2 категория «Произведения Корнея Ивановича Чуковского»
1. Кто перевез доктора Айболита через море в сказке К.И.Чуковского
«Айболит»?
Ответ: кит
2. Назовите любимое лакомство крокодилов из сказки К.И. Чуковского
«Телефон».
Ответ: калоши
3. В каком произведении К.И.Чуковского прославляют воробья?
Ответ: «Тараканище»
3 категория «Профессии»
1.
Люди этой профессии умеет готовить различные виды теста, кремы,
начинки, шоколадные массы.
Вопрос: как называется эта профессия?
Ответ: кондитер
2. Люди этой профессии занимаются поиском и обработкой интересной и
важной для общества информацией. На основе их собранных данных
выпускаются новости, статьи, репортажи, передачи на радио, телевидении,
сайтах в интернете.
Вопрос: как называется эта профессия?
Ответ: журналист
3.
Людей этой профессии можно назвать «властелинами машин» и
изобретателями,
которые
создают
или
совершенствуют
технические
механизмы. Зарождение идеи, расчеты и конструирование, воплощение в
«железе» — все эти обязанности людей этой профессии.
Ответ: инженер
4 категория «Русская народная роспись: гжельская, жостовская,
городецкая, хохломская».
1. В какой росписи основными цветами являются жёлтый (золотой) на
чёрном?
Ответ: хохломская роспись
2. Назовите русский народный художественный промысел росписи кованых
металлических подносов?
Ответ: Жостово (жостовская роспись)
3. В какой росписи расписываются керамические, фарфоровые изделия?
Ответ: капельки, мазок с тенью, бордюры, кустики и лепестки.
5 категория «Мой родной поселок»
1.
Как назывался наш поселок до 1956 года? Почему было такое
интересное название?
Ответ:
село Семеновское-Лапотное,
эпитет Лапотное село получило за
изготовление и обширную торговлю лаптями.
2. Какие достопримечательности есть в нашем поселке?
Ответ: березовая аллея, доска почета, колокольня, музей
им.Б.М.Кустодиева, стела в память воинов-островчан, погибшим в ВОВ,
бюст А.Н.Островского, мемориальный музей-заповедник А.Н.Островского,
церковь Иоанна Кронштадтского, провославные мегалиты.
2.
Как называется улица, на которой находится наш любимый детский сад
«Рябинка»?
Ответ: улица Куликова
Ведущий: Игра окончена. Кто показал лучший результат и достоин
продолжить борьбу в финале узнаем через некоторое время.
Мэри Поппинс:
- Молодцы ребята, я убедилась, что вы много знаете и умеете!
Что-то я устала. Не пора ли нам взбодриться и зарядкой зарядится?
Я предлагаю игру «Умная шумелка»!
Весёлая игра, в которой нужно сначала хорошенько подумать, а потом
немножко пошуметь. Как же в неё играть? А вот так.
На мой вопрос, если согласны, вы отвечаете - «Да!» и хлопаете в ладоши, а
если не согласны, отвечаете - «Нет!», и топаете ногами. Вы уже готовы к
игре? Начинаем!
Загадок много в этой книжке…
Волк удирает от зайчишки?
Один, конечно, больше двух?…
Умеет куковать петух?…
Есть два крыла у самолёта?…
Опасно бегать по болоту?…
Тебе уж больше семи лет?…
Страшнее кошки зверя нет?…
На дубе жёлуди растут?…
Зимою ландыши цветут?…
Бульдозер быстро роет ямы?…
Летать умеют обезьяны?…
Днём светит солнышко, а по ночам- луна?…
Боится в воду лезть утёнок?…
Умеет хрюкать поросёнок?…
Есть в слове бочка буква У?…
Мычит мышонок громко: МУ?...
Молодцы!
Ведущий: А сейчас слово жюри, которое объявит тех, кто победил в
отборочном туре нашей игры и продолжит борьбу в муниципальном этапе
конкурса.
(Жюри подводят итоги отборочного тура игры, вручают грамоты и
сертификаты участникам)
Ведущий: На этом отборочный тур нашего конкурс «Умники и Умницы»
заканчивается. Я благодарю участников, зрителей, жюри и, конечно, Мэри
Поппинс. До встречи в финале.
Дополнительные вопросы
1.Эта птица – одна из самых крупных птиц лесов, обитает она в чащах и на
болотах. У нее прекрасный слух, зрение, красивое черное оперение и ярко
красные надбровные дуги.
Вопрос: как называется эта птица?
Ответ: глухарь.
2.Известно, что многие птицы в нашем регионе улетают на зиму в теплые
края. Например, грачи ласточки, стрижи.
Вопрос: почему они это делают?
Ответ: потому что зимой нет корма.