Автор: Дикалова Ольга Юрьевна
Должность: учитель музыки, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГОАОУ Липецкой области «Центр непрерывного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями» «Траектория»
Населённый пункт: Город Грязи Липецкой области
Наименование материала: статья
Тема: «Музыка – мощное средство художественного воспитания детей»
Раздел: начальное образование
«Музыка – мощное средство
художественного воспитания детей»
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. На уроках музыки
школьники погружаются в музыкальный мир, где они сначала выступают в привычных
для себя ролях -
как певцы и слушатели. Вместе с тем получают возможность
преобразовывать музыку, исполнять и сочинять ее. Опираясь на первичные знания
учащихся о музыке, стараюсь значительно расширить у них эти знания и умения.
Школьники постигают мир музыкальных звуков и образов через повторение пройденного
материала, через
обращение к уже знакомому, только преломленному в русле
музыкальной игры и простейших приемов музыкального творчества.
Главным условием объединения выше перечисленных видов деятельности в ходе
обучения музыке на уроках является развитие процессов восприятия. Мною разработана
программа курса по выбору «Музыка» в младших классах, которая составлена на основе
государственного
общеобязательного
стандарта
среднего
общего
образования
РК
(начальная ступень школы). В основу программы положен принцип последовательности.
Учащиеся в процессе обучения прослеживают путь развития по принципу «от простого к
сложному». В основе содержания программы, следующие принципы: актуальность,
научность, доступность, системность и др.
Игровые «музыкальные моменты» стали привычными компонентами на уроках и во
внеурочных занятиях. Основой такого «момента» является опора на имеющиеся у
учащихся знания – знакомые песни, двигательно-звуковые ассоциации, игра. Казалось бы,
урок музыки, ну что можно придумать интересного? Так обычно говорят те, кто не знает
методики проведения урока музыки. В этом предмете по каждому разделу урока можно
использовать массу методов и приемов, игровых ситуаций.
В разделе пения, кроме правильного формирования звука, певческого голоса я
использую ритмические, инсценированные движения, которые сопровождают пение.
Слежу за четкостью их исполнения, т.к. они помогают ребятам правильно исполнять
ритм мелодии, развивают координацию движений, а так же помогают ориентироваться в
пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, вызывая
положительные эмоции.
Очень нравится детям петь распевки и песни с использованием шумовых
инструментов. Так как в школах отсутствуют детские музыкальные и шумовые
инструменты, каждому учителю совместно с детьми приходится их изготовлять своими
руками, приобщая к этой деятельности и родителей учеников. Они с большим
удовольствием принимают в этом участие.
В распевке «В доме моем тишина» я использую шуршики (баночки от йогурта) –
шумовые
погремушки.
Они
разнообразны
по
звуку
и
цвету,
что
придает
им
оригинальность. Использование различных национальных орнаментов для нанесение на
шумовые инструменты, прививает детям любовь к родному краю, в котором живут люди
разных национальностей. Дети с интересом прохлопывают ритмы попевки. В этой
попевке также используются шумовые звуки и инструменты.
В доме моем тишина,
В доме моем я одна.
Только пальчики стучат-тук-тук-тук,
Только листья шуршат – шу
3
Только ноги стучат – топ
3
Только руки стучат – хлоп
3
Только дождик стучит – кап
3
Только ротик кричит – а
3
Только ротик молчит – (тишина)
Только листья шуршат – шу
3
Только глазки спят – (дети засыпают)
Такие песни-попевки помогают детям расслабиться и отдохнуть на уроке, получив
эмоциональный заряд. На подобных знаниях и умениях, представленных в игровой форме,
выстроены
структуры
ряда
внеурочных
занятий.
В
каждом
виде
музыкальной
деятельности используются первичные слуховые или ритмико-двигательные навыки. При
выполнении задания дети приобретают дополнительные музыкально-интеллектуальные
умения, которые далее закрепляются. Музыкальные игры мною часто используются на
уроках музыки. Учащиеся не только слушают и исполняют музыку, руководствуясь
указаниями учителя, их задача – воспринимать ее активно, проявляя интерес к различным
видам деятельности. Отбор музыкальных игр направлен на психофизические особенности
учеников младшего школьного возраста, на их неустойчивое внимание. Поэтому каждое
занятие разнообразно по форме и виду музыкальной деятельности. Это необходимо для
поддержания заинтересованности учащихся и снижения их утомляемости. Для младших
школьников включены упражнения с действиями и движениями – мини-песен, попевок, в
которых ритм подчеркивается хлопками, притопами, простейшими танцевальными
элементами. Использование ритмохлопов, ритмотопов помогают детям ориентироваться
в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, вызывая
положительные эмоции (прохлопать мелодию попевки, протопать часть песенки или
ритмического рисунка по показу учителя-дерижера ).
Творческие задания для учащихся являются активным средством развития
творческой деятельности. Выполнению заданий способствуют рассказанные учителем
правила игры и сюжетная подсказка. Постепенное усложнение условий игр, их
содержание способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей
учащихся. Чтобы творческие проявления детей имели целенаправленный, активный и
эмоциональный характер мною разработан план музыкального материала для урока,
который формирует конкретные творческие навыки. Использую приемы, методы и формы
работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности,
заинтересованности. Мною выбраны приемы показа образцов творчества в различных
видах музыкальной деятельности. Разработаны серии творческих заданий, которые
развивают творческие способности и активность детей. Развитие творческих способностей
ребенка на уроке музыки в игровых ситуациях остается одной из актуальных задач
музыкального воспитания.
Ориентируясь на сегодняшний мир хочется идти в ногу со временем. Если раньше
дети исполняли песни, предлагаемые программой, то теперь не все песни программы я
использую в пении. Предлагаемый музыкальный репертуар по программе не всегда
соответствует диапазону детского голоса. И нам учителям, очень сложно подобрать
песенный материал для школьника. Часто приходится самой переделывать слова песен на
современные мелодии, вызывая большой интерес детей к песне.
Я не композитор, но, иногда прочитав стихи, музыка сама вырывается из моего
сердца. И тогда я пишу музыку к словам. В моем репертуаре более 70 песен написанных
для детей разного возраста. Это песни разного содержания. Часто встречаются песни с
замечательными словами. Но, если мне не нравится мелодия в песне, я не беру эту песню,
или сама изменяю мелодию. Очень важен в пении характер исполнения песни. В
зависимости от характера песни я стараюсь вызвать у детей определенные эмоции при ее
исполнении. Часто используются такие слова: «Должны петь глаза». Может и странное
высказывание, но дети понимают, что я этим хочу им сказать.
Наблюдая за интересом школьников к уроку музыки, хочется отметить, что интерес
к этому предмету у детей возрастает с каждым днем. Они восхищаются музыкой
осознанно, высказывая свое мнение, и проявляют интерес и желание к углубленному
изучению этого предмета. Школьниками используются имеющиеся знания и умения на
практике. Они самостоятельно занимаются музыкой: в домашнем музицировании, в
собирании фонотеки и видеотеки, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке
и музыкантах, а в конечном итоге – в музыкальном самообразовании.
Русский психолог П. П. Блонский писал: «Нормальная схема музыкального
воспитания – образования склонности к музыке посредством прививки к ней в младшем
возрасте (музыкальная среда, ритмические и инсценированные движения в пении ) и
обучение техники игры в школьном возрасте (лучше всего в начале этого возраста по
причине гибкости органов ребенка)».