Напоминание

«Музыка – мощное средство художественного воспитания детей»


Автор: Дикалова Ольга Юрьевна
Должность: учитель музыки, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГОАОУ Липецкой области «Центр непрерывного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями» «Траектория»
Населённый пункт: Город Грязи Липецкой области
Наименование материала: статья
Тема: «Музыка – мощное средство художественного воспитания детей»
Раздел: начальное образование





Назад




«Музыка – мощное средство

художественного воспитания детей»

Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. На уроках музыки

школьники погружаются в музыкальный мир, где они сначала выступают в привычных

для себя ролях -

как певцы и слушатели. Вместе с тем получают возможность

преобразовывать музыку, исполнять и сочинять ее. Опираясь на первичные знания

учащихся о музыке, стараюсь значительно расширить у них эти знания и умения.

Школьники постигают мир музыкальных звуков и образов через повторение пройденного

материала, через

обращение к уже знакомому, только преломленному в русле

музыкальной игры и простейших приемов музыкального творчества.

Главным условием объединения выше перечисленных видов деятельности в ходе

обучения музыке на уроках является развитие процессов восприятия. Мною разработана

программа курса по выбору «Музыка» в младших классах, которая составлена на основе

государственного

общеобязательного

стандарта

среднего

общего

образования

РК

(начальная ступень школы). В основу программы положен принцип последовательности.

Учащиеся в процессе обучения прослеживают путь развития по принципу «от простого к

сложному». В основе содержания программы, следующие принципы: актуальность,

научность, доступность, системность и др.

Игровые «музыкальные моменты» стали привычными компонентами на уроках и во

внеурочных занятиях. Основой такого «момента» является опора на имеющиеся у

учащихся знания – знакомые песни, двигательно-звуковые ассоциации, игра. Казалось бы,

урок музыки, ну что можно придумать интересного? Так обычно говорят те, кто не знает

методики проведения урока музыки. В этом предмете по каждому разделу урока можно

использовать массу методов и приемов, игровых ситуаций.

В разделе пения, кроме правильного формирования звука, певческого голоса я

использую ритмические, инсценированные движения, которые сопровождают пение.

Слежу за четкостью их исполнения, т.к. они помогают ребятам правильно исполнять

ритм мелодии, развивают координацию движений, а так же помогают ориентироваться в

пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, вызывая

положительные эмоции.

Очень нравится детям петь распевки и песни с использованием шумовых

инструментов. Так как в школах отсутствуют детские музыкальные и шумовые

инструменты, каждому учителю совместно с детьми приходится их изготовлять своими

руками, приобщая к этой деятельности и родителей учеников. Они с большим

удовольствием принимают в этом участие.

В распевке «В доме моем тишина» я использую шуршики (баночки от йогурта) –

шумовые

погремушки.

Они

разнообразны

по

звуку

и

цвету,

что

придает

им

оригинальность. Использование различных национальных орнаментов для нанесение на

шумовые инструменты, прививает детям любовь к родному краю, в котором живут люди

разных национальностей. Дети с интересом прохлопывают ритмы попевки. В этой

попевке также используются шумовые звуки и инструменты.

В доме моем тишина,

В доме моем я одна.

Только пальчики стучат-тук-тук-тук,

Только листья шуршат – шу

3

Только ноги стучат – топ

3

Только руки стучат – хлоп

3

Только дождик стучит – кап

3

Только ротик кричит – а

3

Только ротик молчит – (тишина)

Только листья шуршат – шу

3

Только глазки спят – (дети засыпают)

Такие песни-попевки помогают детям расслабиться и отдохнуть на уроке, получив

эмоциональный заряд. На подобных знаниях и умениях, представленных в игровой форме,

выстроены

структуры

ряда

внеурочных

занятий.

В

каждом

виде

музыкальной

деятельности используются первичные слуховые или ритмико-двигательные навыки. При

выполнении задания дети приобретают дополнительные музыкально-интеллектуальные

умения, которые далее закрепляются. Музыкальные игры мною часто используются на

уроках музыки. Учащиеся не только слушают и исполняют музыку, руководствуясь

указаниями учителя, их задача – воспринимать ее активно, проявляя интерес к различным

видам деятельности. Отбор музыкальных игр направлен на психофизические особенности

учеников младшего школьного возраста, на их неустойчивое внимание. Поэтому каждое

занятие разнообразно по форме и виду музыкальной деятельности. Это необходимо для

поддержания заинтересованности учащихся и снижения их утомляемости. Для младших

школьников включены упражнения с действиями и движениями – мини-песен, попевок, в

которых ритм подчеркивается хлопками, притопами, простейшими танцевальными

элементами. Использование ритмохлопов, ритмотопов помогают детям ориентироваться

в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, вызывая

положительные эмоции (прохлопать мелодию попевки, протопать часть песенки или

ритмического рисунка по показу учителя-дерижера ).

Творческие задания для учащихся являются активным средством развития

творческой деятельности. Выполнению заданий способствуют рассказанные учителем

правила игры и сюжетная подсказка. Постепенное усложнение условий игр, их

содержание способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей

учащихся. Чтобы творческие проявления детей имели целенаправленный, активный и

эмоциональный характер мною разработан план музыкального материала для урока,

который формирует конкретные творческие навыки. Использую приемы, методы и формы

работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности,

заинтересованности. Мною выбраны приемы показа образцов творчества в различных

видах музыкальной деятельности. Разработаны серии творческих заданий, которые

развивают творческие способности и активность детей. Развитие творческих способностей

ребенка на уроке музыки в игровых ситуациях остается одной из актуальных задач

музыкального воспитания.

Ориентируясь на сегодняшний мир хочется идти в ногу со временем. Если раньше

дети исполняли песни, предлагаемые программой, то теперь не все песни программы я

использую в пении. Предлагаемый музыкальный репертуар по программе не всегда

соответствует диапазону детского голоса. И нам учителям, очень сложно подобрать

песенный материал для школьника. Часто приходится самой переделывать слова песен на

современные мелодии, вызывая большой интерес детей к песне.

Я не композитор, но, иногда прочитав стихи, музыка сама вырывается из моего

сердца. И тогда я пишу музыку к словам. В моем репертуаре более 70 песен написанных

для детей разного возраста. Это песни разного содержания. Часто встречаются песни с

замечательными словами. Но, если мне не нравится мелодия в песне, я не беру эту песню,

или сама изменяю мелодию. Очень важен в пении характер исполнения песни. В

зависимости от характера песни я стараюсь вызвать у детей определенные эмоции при ее

исполнении. Часто используются такие слова: «Должны петь глаза». Может и странное

высказывание, но дети понимают, что я этим хочу им сказать.

Наблюдая за интересом школьников к уроку музыки, хочется отметить, что интерес

к этому предмету у детей возрастает с каждым днем. Они восхищаются музыкой

осознанно, высказывая свое мнение, и проявляют интерес и желание к углубленному

изучению этого предмета. Школьниками используются имеющиеся знания и умения на

практике. Они самостоятельно занимаются музыкой: в домашнем музицировании, в

собирании фонотеки и видеотеки, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке

и музыкантах, а в конечном итоге – в музыкальном самообразовании.

Русский психолог П. П. Блонский писал: «Нормальная схема музыкального

воспитания – образования склонности к музыке посредством прививки к ней в младшем

возрасте (музыкальная среда, ритмические и инсценированные движения в пении ) и

обучение техники игры в школьном возрасте (лучше всего в начале этого возраста по

причине гибкости органов ребенка)».



В раздел образования