Напоминание

"Корригирующая гимнастика для детей от 3 до 5 лет"


Автор: Рихтер Вероника Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2" с. Ижма
Населённый пункт: Республика Коми, Ижемский район, с. Ижма
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Корригирующая гимнастика для детей от 3 до 5 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Утверждаю:

И.о заведующего

МБДОУ «Детский сад № 2» с.Ижма

_________________ Ветошева И.А

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 2» с.Ижма

Рабочая программа дополнительного образования

дошкольников «Корригирующая гимнастика»

2023-2024 учебный год

Составитель: Рихтер В.А

Руководитель: Рихтер В.А

с. Ижма, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………..…………………………….…….………………3

1.1. Актуальность ………………………..………………………………………………….3

1.2. Цель и задачи……………………………………………………………………………3

1.3. Методы и принципы……………………………………………………………………4

1.4. Предполагаемые результаты……..…………………………………………………….5

2.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ…………………....6

3.

ПЛАН РАБОТЫ……………………………………………………………………….…….8

4.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ…………………………….....…..13

5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……………………………….....…..14

2

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное воспитание играет значительную роль в гармоничном развитии

ребенка, создавая условия для дальнейшего развития человека. А гармоничное развитие

невозможно без физического воспитания. Движения служат обязательным условием

формирования всех систем и функций организма.

В

настоящее

время

отмечается

негативная

тенденция

роста

числа

детей

дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности с

нарушением осанки и сводов стопы.

Плоскостопие

является

одним

из

тяжелых

ортопедических

заболеваний.

Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой проблемы со здоровьем. Они приводят

к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.

Нарушения

осанки

у

детей

способствуют

изменению

функционирования

внутренних органов и систем.

Главной и основной причиной нарушения опорно-двигательного аппарата

является слабость мышечно-связочного аппарата, возникающая вследствие недостаточной

двигательной активности.

1.1.

Актуальность

В условиях Крайнего Севера, особенно в зимнее время, двигательная активность

дошкольников снижена. Обучать детей движениям не только нужно, но и необходимо. В

процессе обучения движениям идет укрепление здоровья ребенка по средствам

физической культуры. В детском саду особое внимание уделяется физкультурно-

оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного

образования.

Использование корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности

детей в дошкольном учреждении, направленной на формирование правильной осанки и

профилактику плоскостопия у детей в условиях детского сада, является актуальной.

1.2.

Цель и задачи

Цель

рабочей

программы

дополнительного

образования

дошкольников

укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств, корригирующая

направленность на опорно-двигательный аппарат с помощью физических упражнений.

Задачи рабочей программы дополнительного образования дошкольников:

3

1.

Сохранить и укрепить физическое, и психическое здоровье.

2.

Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств

и устойчивости к заболеваниям средствами корригирующих упражнений, дыхательных

упражнений, самомассажа;

3.

Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических

навыков; осуществление профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

4.

Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в

соответствии с его индивидуальными особенностями;

5.

Развитие координации движений и ориентировки в пространстве;

6.

Расширение

кругозора,

уточнение

представлений

о

своём

теле,

уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для

формирования привычки к здоровому образу жизни.

7.

Коррекция

и

компенсация

нарушений

физического

развития

и

психомоторики.

8.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к

соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

1.3.

Методы и принципы

При реализации рабочей программы дополнительного образования дошкольников

«Корригирующая гимнастика» используются следующие методы и принципы воспитания

и обучения:

Методы:

Словесные - объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ,

беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пение песен при выполнении

движений).

Наглядные – показ, имитация, участие воспитателя в играх и упражнениях,

звуковые и зрительные ориентиры.

Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы,

поддержка и помощь.

Применение

необычных

исходных

положений,

быстрая

смена

различных

положений (сесть, лечь, встать). Изменение скорости или темпа движений, введение

разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Принципы:

4

Принцип

систематичности.

Заключается

в

непрерывности,

планомерности

использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса

занятий.

Принцип постепенности.

Предполагает постепенное повышение требований,

предъявляемых организму в процессе занятий.

Принцип доступности. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от

известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.

Принцип

наглядности.

Предполагает

построения

занятий

с

широким

использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.

Принцип сознательности и активности.

Предполагает формирование у детей

устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и

само коррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и

творчества.

1.4.

Предполагаемые результаты

В ходе реализации рабочей программы дополнительного образования

дошкольников «Корригирующая гимнастика» можно предположить, что будет:

повышение уровня психофизического развития у детей;

преодоление нарушений двигательных функций, имеющихся у детей;

стабилизация эмоционального фона у детей;

снижение заболеваемости;

потребность в ведении здорового образа жизни.

5

2.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Главная направленность кружка «Корригирующая гимнастика» - это коррекция

физического и психического развития детей дошкольного возраста с помощью

корригирующих упражнений, игр различной подвижности, самомассажа. На занятиях

учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого воспитанника,

следовательно, подбор методического материала для занятий происходит с учетом всех

индивидуальных особенностей и корректируются в течение занятия.

Рабочая программа дополнительного образования дошкольников рассчитана на 1

учебный год, с ноября 2023 – май 2024 года (включительно).

Занятия по корригирующей гимнастике проводятся с ноября 2023 года, так как в

сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, а в октябре формируются

списки обучающихся, у которых есть рекомендации от врачей и, которые хотят посещать

данный кружок.

Занятия рассчитаны на детей от 3 до 5 лет. Продолжительность занятий – 30 минут.

Корригирующая гимнастика проводится 1 раз в неделю во 2 половину дня, с 16:30 до

17:00. В данный возрастной диапазон попадают младшая и средняя группы. Для младшей

группы занятия проводятся в понедельник, а для средней группы занятия проводятся в

среду (в каждой группе 10 человек).

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и

может составлять 6-8 раз на этапе разучивания и до 10-12 раз на этапе закрепления и

совершенствования комплекса. Один комплекс упражнений рассчитан на 2 недели, то есть

на 2 занятия. Каждый комплекс проводится в игровой форме. Комплекс состоит из трех

частей:

Вводная

часть

(5-7

минут).

Осуществляется

начальная

организация

занимающихся,

сосредоточение

их

внимания,

установка

на

эмоциональный

и

психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и

интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.В содержание

вводной части входят: различные виды ходьбы и бега, укрепления свода стопы,

координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

Основная часть (15-20 минут). В этой части используются корригирующие

упражнения, которые непосредственно укрепляют мышцы корпуса и стопы, способствуют

развитию координации движений, ритма, пространственной ориентировки и коррекции

психических процессов, оказывают физиологическое воздействие на организм ребёнка,

6

воспитывают физические качества детей. Также в основную часть включены ходьба по

тактильным дорожкам, упражнения на балансирах, корригирующие упражнения с

различным инвентарем, полосы препятствий, пальчиковая гимнастика, психогимнастика,

игровой самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, игры различной

подвижности корригирующей направленности.

Заключительная часть (3 – 5 минут). В заключительной части решается

задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам

деятельности. Проводятся игры малой подвижности, выполняются упражнения на

релаксацию в игровой форме, уборка инвентаря.

7

3.

ПЛАН РАБОТЫ

План работы программы дополнительного образования воспитанников

«Корригирующая гимнастика»

п/п

Тема занятий

Краткое содержание

Количество

занятий

Месяц

1

Комплекс № 1

«Вводное занятие»

Познакомить детей с понятием

«здоровый

человек»,

«корригирующая

гимнастика»,

«осанка»,

беседа

с

детьми

о

здоровом

образе

жизни.

Обследование

детей,

выявление

индивидуальных особенностей.

2

Ноябрь

2

Комплекс № 2 «Моя

стройная спина»

Учить

детей

сохранять

правильную осанку, ходьба и бег с

заданиями, ходьба по тактильным

дорожкам,

упражнения

для

укрепления

мышц

спины,

упражнения для укрепления мышц

стопы и голеностопа, пальчиковая

гимнастика,

массаж

спины

«Свинки»,

дыхательная

гимнастика «Дуем на одуванчик»,

игра малой подвижности «Деревья

и птицы», игра на релаксацию

«Тишина»

2

Ноябрь

3

Комплекс № 3

«Оловянный

солдатик»

Закрепить

навыки

правильной

осанки, укрепить мышцы стопы и

голеностопа,

развить

умения

сохранять равновесие. Ходьба с

выносом прямой ноги вперед (с

прямой спиной), бег с заданиями,

ходьба по тактильным дорожкам,

2

Декабрь

8

пальчиковая

гимнастика,

упражнения

с

гимнастической

палкой,

психогимнастика,

дыхательная гимнастика.

4

Комплекс № 4

«Птички»

Закрепить

навыки

правильной

осанки, укрепить мышцы стопы и

голени,

закрепить

навык

сохранения равновесия. Ходьба и

бег и с имитацией птичек, ходьба

по

тактильным

дорожкам,

пальчиковая

гимнастика,

упражнения

на

балансирах,

подвижная

игра

«Птички»,

дыхательная гимнастика.

2

Декабрь

5

Комплекс № 5

«Великан»

Укрепить мышцы спины, мышцы

стопы и голени, укрепить мышцы

живота.

Ходьба

с

заданием

«большие-маленькие»,

бег

с

заданиями, ходьба по тактильным

дорожкам,

упражнения

на

шведской стенке, игра «Великаны

и

карлики»,

пальчиковая

гимнастика,

дыхательная

гимнастика,

упражнения

для

релаксации,

игра

на

внимание

«Хлопай-топай».

2

Январь

6

Комплекс № 6 «Я

силач!»

Укрепить мышцы рук и плечевого

пояса,

укрепить

мышцы

ног.

Ходьба и бег с заданиями, полоса

препятствий,

ору

с

весом

собственного

тела,

сюжетно-

ролевая

игра

«Мы-чемпионы»,

релаксация «Я отдыхаю».

2

Январь

7

Комплекс № 7

«Прогулка в лес»

Укрепить мышцы ног. Ходьба с

заданиями,

ходьба

«маленькие

2

Февраль

9

ножки

шагают

по

дорожке»,

легкий бег на носочках, комплекс

ору «Бельчата и зайчата», ходьба

по тактильным дорожкам, массаж

спины

«Сели

синички»,

офтальмотренаж

«Филин»,

пальчиковая

гимнастика,

дыхательная гимнастика.

8

Комплекс № 8 «В

лесу»

Ходьба

с

заданиями,

ходьба

«Паучки», бег «Елочка», ору с

массажным

мячом

«Ежики»,

ходьба по тактильным дорожкам,

дыхательное упражнение «Сдуем

снег с одежды», офтальмотренаж

«Метелки»,

пальчиковая

гимнастика «Лучики», массаж с

помощью

массажных

мячей

«Иголки у елочки», игра «По

ровненькой дорожке», релаксация

«Солнышко».

2

Февраль

9

Комплекс № 9

«Здоровые ножки»

Закрепить ходьбу на внешнем и

внутреннем своде стопы, ходьба

на

носках

по

наклонной

плоскости, ору с кубиками, ходьба

по тактильным дорожкам, игра

«Собери все ножками», массаж

«Длинные

ножки»,

игра

на

тактильных дорожках «Угадай на

что

похоже»,

дыхательные

упражнения, игра на внимание

«Запрещенное действие».

2

Март

10

Комплекс № 10

«Зайчики»

Ходьба с заданиями, игра в ходьбе

«Зайцы», легкий бег, ору «Заинька

попляши», ходьба по тактильным

дорожкам,

упражнения

на

2

Март

10

больших гимнастических мячах,

дыхательная

гимнастика

«Охотники»,

пальчиковая

гимнастика «Зайкины ушки», игра

с тактильными дорожками «Зайки

и

охотник»,

массаж

«Вышел

зайчик

погулять»,

релаксация

«Зайчик».

11

Комплекс № 11

«Крокодил»

Ходьба с выполнением заданий

под стихотворение «Крокодил»,

легкий бег, ходьба по тактильным

дородкам,

игра

«Крокодил»,

массаж

«Крокодильчик»,

офтольмотренаж «Филин»

2

Апрель

12

Комплекс № 12

«Солнышко»

Ходьба и бег с заданиями, ору

«Солнышко лучистое», ходьба по

тактильным

дорожкам,

упражнения

на

балансирах,

упражнения

со

скакалкой,

дыхательная

гимнастика

«подышим

свежим

воздухом»,

пальчиковая

гимнастика

«Умывалочка».

2

Апрель

13

Комплекс № 13

«Прыг-скок»

Полоса

препятствий,

ору

со

скакалкой, ходьба по тактильным

дорожкам,

игра

«Перепрыгни»,

дыхательная

гимнастика,

альчиковая

гимнастика,

упражнения на релаксацию.

2

Май

14

Комплекс № 14

«Гуси»

Ходьба и бег с заданиями, ору

«Гуси»,

ходьба

по

тактильной

дорожке,

игра

«Гуси,

гуси!»,

пальчиковая гимнастика «Гуси»,

дыхательная

гимнастика,

2

Май

11

упражнения на релаксацию.

12

4.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В ходе реализации программы дополнительного образования дошкольников

«Корригирующая гимнастика» был использован следующий инвентарь:

Тактильные дорожки.

Балансиры.

Массажные мячи.

Кубики.

Большие гимнастические мячи – хопы.

Гимнастические палки.

Самодельные «дорожки здоровья».

Скакалки.

Мягкие модули.

Самодельный инвентарь (такие как пластиковые бутылки, бумажные

комочки и т.д).

Разноцветные веревочки.

Обручи.

13

5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Адаптивное физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии

здоровья в дошкольных учреждениях : учебное пособие / Л. Д. Батищева, А. А.

Марченко, М. И. Евстигнеева, Л. Е. Деньгова. — Ставрополь : СтГМУ, 2020. — 168 с.

2.

Влияние гимнастики Стрельниковой А.Н. на формирование правильного

дыхания детей старшего дошкольного возраста» (выпускная квалификационная работа)

Белова А.Л. Специальность 050704 «Дошкольное образование» Научный руководитель:

Гренке С.И. Мурманск, 2008.

3.

Дивинская, А. Е.

Технологии физкультурно-спортивной деятельности

адаптивной физической культуре. Курс лекций / А. Е. Дивинская. — Волгоград : ВГАФК,

2016. — 77 с.

4.

Дубровин, В. А. Оздоровительная методика нетрадиционных средств

физического воспитания : учебно-методические пособия / В. А. Дубровин. — Норильск :

ЗГУ им. Н.М. Федоровского, 2021. — 167 с.

5.

Комплексы

лечебной

гимнастики

для

детей

5-7

лет/авт.-сост.

Е.И.

Подольская. – Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143с.

6.

Лукьяненко, В. П. Научно-методические основы лечебной гимнастики при

плоскостопии у детей : монография / В. П. Лукьяненко, С. А. Егорова, В. Г. Петрякова. —

Ставрополь : СКФУ, 2015. — 118 с.

7.

Мелихов, В. В. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного

возраста : учебно-методическое пособие / В. В. Мелихов. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина,

2008. — 137 с.

8.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для

родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. – М.:АСТ: Астрель. 2006. – 60с.

9.

Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений.

Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128с.

10.

Усаков, В.И.

Первые шаги к совершенству: Книга для воспитателей,

гувернеров, родителей, - Красноярск: Издательство КГПИ, 1993.

11.

Цвынтарный,

В.В.

Играем

пальчиками

и

развиваем

речь.-

СПб.:

Лань,1996.-32с.

12.

Чистякова, М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.:

Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

14



В раздел образования