Автор: Рихтер Вероника Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2" с. Ижма
Населённый пункт: Республика Коми, Ижемский район, с. Ижма
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Корригирующая гимнастика для детей от 3 до 5 лет"
Раздел: дошкольное образование
Утверждаю:
И.о заведующего
МБДОУ «Детский сад № 2» с.Ижма
_________________ Ветошева И.А
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 2» с.Ижма
Рабочая программа дополнительного образования
дошкольников «Корригирующая гимнастика»
2023-2024 учебный год
Составитель: Рихтер В.А
Руководитель: Рихтер В.А
с. Ижма, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………..…………………………….…….………………3
1.1. Актуальность ………………………..………………………………………………….3
1.2. Цель и задачи……………………………………………………………………………3
1.3. Методы и принципы……………………………………………………………………4
1.4. Предполагаемые результаты……..…………………………………………………….5
2.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ…………………....6
3.
ПЛАН РАБОТЫ……………………………………………………………………….…….8
4.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ…………………………….....…..13
5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……………………………….....…..14
2
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное воспитание играет значительную роль в гармоничном развитии
ребенка, создавая условия для дальнейшего развития человека. А гармоничное развитие
невозможно без физического воспитания. Движения служат обязательным условием
формирования всех систем и функций организма.
В
настоящее
время
отмечается
негативная
тенденция
роста
числа
детей
дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности с
нарушением осанки и сводов стопы.
Плоскостопие
является
одним
из
тяжелых
ортопедических
заболеваний.
Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой проблемы со здоровьем. Они приводят
к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.
Нарушения
осанки
у
детей
способствуют
изменению
функционирования
внутренних органов и систем.
Главной и основной причиной нарушения опорно-двигательного аппарата
является слабость мышечно-связочного аппарата, возникающая вследствие недостаточной
двигательной активности.
1.1.
Актуальность
В условиях Крайнего Севера, особенно в зимнее время, двигательная активность
дошкольников снижена. Обучать детей движениям не только нужно, но и необходимо. В
процессе обучения движениям идет укрепление здоровья ребенка по средствам
физической культуры. В детском саду особое внимание уделяется физкультурно-
оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного
образования.
Использование корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности
детей в дошкольном учреждении, направленной на формирование правильной осанки и
профилактику плоскостопия у детей в условиях детского сада, является актуальной.
1.2.
Цель и задачи
Цель
рабочей
программы
дополнительного
образования
дошкольников
–
укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств, корригирующая
направленность на опорно-двигательный аппарат с помощью физических упражнений.
Задачи рабочей программы дополнительного образования дошкольников:
3
1.
Сохранить и укрепить физическое, и психическое здоровье.
2.
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств
и устойчивости к заболеваниям средствами корригирующих упражнений, дыхательных
упражнений, самомассажа;
3.
Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических
навыков; осуществление профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
4.
Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в
соответствии с его индивидуальными особенностями;
5.
Развитие координации движений и ориентировки в пространстве;
6.
Расширение
кругозора,
уточнение
представлений
о
своём
теле,
уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для
формирования привычки к здоровому образу жизни.
7.
Коррекция
и
компенсация
нарушений
физического
развития
и
психомоторики.
8.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к
соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
1.3.
Методы и принципы
При реализации рабочей программы дополнительного образования дошкольников
«Корригирующая гимнастика» используются следующие методы и принципы воспитания
и обучения:
Методы:
Словесные - объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ,
беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пение песен при выполнении
движений).
Наглядные – показ, имитация, участие воспитателя в играх и упражнениях,
звуковые и зрительные ориентиры.
Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы,
поддержка и помощь.
Применение
необычных
исходных
положений,
быстрая
смена
различных
положений (сесть, лечь, встать). Изменение скорости или темпа движений, введение
разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
Принципы:
4
Принцип
систематичности.
Заключается
в
непрерывности,
планомерности
использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса
занятий.
Принцип постепенности.
Предполагает постепенное повышение требований,
предъявляемых организму в процессе занятий.
Принцип доступности. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от
известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
Принцип
наглядности.
Предполагает
построения
занятий
с
широким
использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
Принцип сознательности и активности.
Предполагает формирование у детей
устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и
само коррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и
творчества.
1.4.
Предполагаемые результаты
В ходе реализации рабочей программы дополнительного образования
дошкольников «Корригирующая гимнастика» можно предположить, что будет:
повышение уровня психофизического развития у детей;
преодоление нарушений двигательных функций, имеющихся у детей;
стабилизация эмоционального фона у детей;
снижение заболеваемости;
потребность в ведении здорового образа жизни.
5
2.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Главная направленность кружка «Корригирующая гимнастика» - это коррекция
физического и психического развития детей дошкольного возраста с помощью
корригирующих упражнений, игр различной подвижности, самомассажа. На занятиях
учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого воспитанника,
следовательно, подбор методического материала для занятий происходит с учетом всех
индивидуальных особенностей и корректируются в течение занятия.
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников рассчитана на 1
учебный год, с ноября 2023 – май 2024 года (включительно).
Занятия по корригирующей гимнастике проводятся с ноября 2023 года, так как в
сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, а в октябре формируются
списки обучающихся, у которых есть рекомендации от врачей и, которые хотят посещать
данный кружок.
Занятия рассчитаны на детей от 3 до 5 лет. Продолжительность занятий – 30 минут.
Корригирующая гимнастика проводится 1 раз в неделю во 2 половину дня, с 16:30 до
17:00. В данный возрастной диапазон попадают младшая и средняя группы. Для младшей
группы занятия проводятся в понедельник, а для средней группы занятия проводятся в
среду (в каждой группе 10 человек).
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и
может составлять 6-8 раз на этапе разучивания и до 10-12 раз на этапе закрепления и
совершенствования комплекса. Один комплекс упражнений рассчитан на 2 недели, то есть
на 2 занятия. Каждый комплекс проводится в игровой форме. Комплекс состоит из трех
частей:
Вводная
часть
(5-7
минут).
Осуществляется
начальная
организация
занимающихся,
сосредоточение
их
внимания,
установка
на
эмоциональный
и
психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и
интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.В содержание
вводной части входят: различные виды ходьбы и бега, укрепления свода стопы,
координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
Основная часть (15-20 минут). В этой части используются корригирующие
упражнения, которые непосредственно укрепляют мышцы корпуса и стопы, способствуют
развитию координации движений, ритма, пространственной ориентировки и коррекции
психических процессов, оказывают физиологическое воздействие на организм ребёнка,
6
воспитывают физические качества детей. Также в основную часть включены ходьба по
тактильным дорожкам, упражнения на балансирах, корригирующие упражнения с
различным инвентарем, полосы препятствий, пальчиковая гимнастика, психогимнастика,
игровой самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, игры различной
подвижности корригирующей направленности.
Заключительная часть (3 – 5 минут). В заключительной части решается
задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам
деятельности. Проводятся игры малой подвижности, выполняются упражнения на
релаксацию в игровой форме, уборка инвентаря.
7
3.
ПЛАН РАБОТЫ
План работы программы дополнительного образования воспитанников
«Корригирующая гимнастика»
№
п/п
Тема занятий
Краткое содержание
Количество
занятий
Месяц
1
Комплекс № 1
«Вводное занятие»
Познакомить детей с понятием
«здоровый
человек»,
«корригирующая
гимнастика»,
«осанка»,
беседа
с
детьми
о
здоровом
образе
жизни.
Обследование
детей,
выявление
индивидуальных особенностей.
2
Ноябрь
2
Комплекс № 2 «Моя
стройная спина»
Учить
детей
сохранять
правильную осанку, ходьба и бег с
заданиями, ходьба по тактильным
дорожкам,
упражнения
для
укрепления
мышц
спины,
упражнения для укрепления мышц
стопы и голеностопа, пальчиковая
гимнастика,
массаж
спины
«Свинки»,
дыхательная
гимнастика «Дуем на одуванчик»,
игра малой подвижности «Деревья
и птицы», игра на релаксацию
«Тишина»
2
Ноябрь
3
Комплекс № 3
«Оловянный
солдатик»
Закрепить
навыки
правильной
осанки, укрепить мышцы стопы и
голеностопа,
развить
умения
сохранять равновесие. Ходьба с
выносом прямой ноги вперед (с
прямой спиной), бег с заданиями,
ходьба по тактильным дорожкам,
2
Декабрь
8
пальчиковая
гимнастика,
упражнения
с
гимнастической
палкой,
психогимнастика,
дыхательная гимнастика.
4
Комплекс № 4
«Птички»
Закрепить
навыки
правильной
осанки, укрепить мышцы стопы и
голени,
закрепить
навык
сохранения равновесия. Ходьба и
бег и с имитацией птичек, ходьба
по
тактильным
дорожкам,
пальчиковая
гимнастика,
упражнения
на
балансирах,
подвижная
игра
«Птички»,
дыхательная гимнастика.
2
Декабрь
5
Комплекс № 5
«Великан»
Укрепить мышцы спины, мышцы
стопы и голени, укрепить мышцы
живота.
Ходьба
с
заданием
«большие-маленькие»,
бег
с
заданиями, ходьба по тактильным
дорожкам,
упражнения
на
шведской стенке, игра «Великаны
и
карлики»,
пальчиковая
гимнастика,
дыхательная
гимнастика,
упражнения
для
релаксации,
игра
на
внимание
«Хлопай-топай».
2
Январь
6
Комплекс № 6 «Я
силач!»
Укрепить мышцы рук и плечевого
пояса,
укрепить
мышцы
ног.
Ходьба и бег с заданиями, полоса
препятствий,
ору
с
весом
собственного
тела,
сюжетно-
ролевая
игра
«Мы-чемпионы»,
релаксация «Я отдыхаю».
2
Январь
7
Комплекс № 7
«Прогулка в лес»
Укрепить мышцы ног. Ходьба с
заданиями,
ходьба
«маленькие
2
Февраль
9
ножки
шагают
по
дорожке»,
легкий бег на носочках, комплекс
ору «Бельчата и зайчата», ходьба
по тактильным дорожкам, массаж
спины
«Сели
синички»,
офтальмотренаж
«Филин»,
пальчиковая
гимнастика,
дыхательная гимнастика.
8
Комплекс № 8 «В
лесу»
Ходьба
с
заданиями,
ходьба
«Паучки», бег «Елочка», ору с
массажным
мячом
«Ежики»,
ходьба по тактильным дорожкам,
дыхательное упражнение «Сдуем
снег с одежды», офтальмотренаж
«Метелки»,
пальчиковая
гимнастика «Лучики», массаж с
помощью
массажных
мячей
«Иголки у елочки», игра «По
ровненькой дорожке», релаксация
«Солнышко».
2
Февраль
9
Комплекс № 9
«Здоровые ножки»
Закрепить ходьбу на внешнем и
внутреннем своде стопы, ходьба
на
носках
по
наклонной
плоскости, ору с кубиками, ходьба
по тактильным дорожкам, игра
«Собери все ножками», массаж
«Длинные
ножки»,
игра
на
тактильных дорожках «Угадай на
что
похоже»,
дыхательные
упражнения, игра на внимание
«Запрещенное действие».
2
Март
10
Комплекс № 10
«Зайчики»
Ходьба с заданиями, игра в ходьбе
«Зайцы», легкий бег, ору «Заинька
попляши», ходьба по тактильным
дорожкам,
упражнения
на
2
Март
10
больших гимнастических мячах,
дыхательная
гимнастика
«Охотники»,
пальчиковая
гимнастика «Зайкины ушки», игра
с тактильными дорожками «Зайки
и
охотник»,
массаж
«Вышел
зайчик
погулять»,
релаксация
«Зайчик».
11
Комплекс № 11
«Крокодил»
Ходьба с выполнением заданий
под стихотворение «Крокодил»,
легкий бег, ходьба по тактильным
дородкам,
игра
«Крокодил»,
массаж
«Крокодильчик»,
офтольмотренаж «Филин»
2
Апрель
12
Комплекс № 12
«Солнышко»
Ходьба и бег с заданиями, ору
«Солнышко лучистое», ходьба по
тактильным
дорожкам,
упражнения
на
балансирах,
упражнения
со
скакалкой,
дыхательная
гимнастика
«подышим
свежим
воздухом»,
пальчиковая
гимнастика
«Умывалочка».
2
Апрель
13
Комплекс № 13
«Прыг-скок»
Полоса
препятствий,
ору
со
скакалкой, ходьба по тактильным
дорожкам,
игра
«Перепрыгни»,
дыхательная
гимнастика,
альчиковая
гимнастика,
упражнения на релаксацию.
2
Май
14
Комплекс № 14
«Гуси»
Ходьба и бег с заданиями, ору
«Гуси»,
ходьба
по
тактильной
дорожке,
игра
«Гуси,
гуси!»,
пальчиковая гимнастика «Гуси»,
дыхательная
гимнастика,
2
Май
11
упражнения на релаксацию.
12
4.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В ходе реализации программы дополнительного образования дошкольников
«Корригирующая гимнастика» был использован следующий инвентарь:
Тактильные дорожки.
Балансиры.
Массажные мячи.
Кубики.
Большие гимнастические мячи – хопы.
Гимнастические палки.
Самодельные «дорожки здоровья».
Скакалки.
Мягкие модули.
Самодельный инвентарь (такие как пластиковые бутылки, бумажные
комочки и т.д).
Разноцветные веревочки.
Обручи.
13
5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Адаптивное физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии
здоровья в дошкольных учреждениях : учебное пособие / Л. Д. Батищева, А. А.
Марченко, М. И. Евстигнеева, Л. Е. Деньгова. — Ставрополь : СтГМУ, 2020. — 168 с.
2.
Влияние гимнастики Стрельниковой А.Н. на формирование правильного
дыхания детей старшего дошкольного возраста» (выпускная квалификационная работа)
Белова А.Л. Специальность 050704 «Дошкольное образование» Научный руководитель:
Гренке С.И. Мурманск, 2008.
3.
Дивинская, А. Е.
Технологии физкультурно-спортивной деятельности
адаптивной физической культуре. Курс лекций / А. Е. Дивинская. — Волгоград : ВГАФК,
2016. — 77 с.
4.
Дубровин, В. А. Оздоровительная методика нетрадиционных средств
физического воспитания : учебно-методические пособия / В. А. Дубровин. — Норильск :
ЗГУ им. Н.М. Федоровского, 2021. — 167 с.
5.
Комплексы
лечебной
гимнастики
для
детей
5-7
лет/авт.-сост.
Е.И.
Подольская. – Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143с.
6.
Лукьяненко, В. П. Научно-методические основы лечебной гимнастики при
плоскостопии у детей : монография / В. П. Лукьяненко, С. А. Егорова, В. Г. Петрякова. —
Ставрополь : СКФУ, 2015. — 118 с.
7.
Мелихов, В. В. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного
возраста : учебно-методическое пособие / В. В. Мелихов. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина,
2008. — 137 с.
8.
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для
родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. – М.:АСТ: Астрель. 2006. – 60с.
9.
Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений.
Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128с.
10.
Усаков, В.И.
Первые шаги к совершенству: Книга для воспитателей,
гувернеров, родителей, - Красноярск: Издательство КГПИ, 1993.
11.
Цвынтарный,
В.В.
Играем
пальчиками
и
развиваем
речь.-
СПб.:
Лань,1996.-32с.
12.
Чистякова, М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
14