Напоминание

«Воронеж – вчера, сегодня, завтра…» - непосредственно-образовательная деятельности по формированию целостной картины мира (краеведение) для детей дошкольного возраста


Автор: Кузнецова Любовь Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 86"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Тема: «Воронеж – вчера, сегодня, завтра…» - непосредственно-образовательная деятельности по формированию целостной картины мира (краеведение) для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Центр педагогического мастерства

«Воронеж – вчера, сегодня, завтра…» -

конспект непосредственно-образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира (краеведение)

для детей старшего дошкольного возраста

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 86»

Кузнецова Л.В.

Воронеж

2024

Тема: «Воронеж – вчера, сегодня, завтра…»

Задачи:

расширить и закрепить знания детей о родном городе, его историческом

прошлом;

познакомить с подлинным народным костюмом Воронежской губернии;

развивать внимание, память, словарный запас, диалогическую и

монологическую речь

воспитывать патриотические чувства и уважение к памяти людей, отстоявших

город во время Великой Отечественной войны;

формировать активный устойчивый интерес к истории и культуре родного края

Словарная работа: знакомство с устаревшими словами русского языка «понева»,

«кичка», «покромка», «чуни», «черевики»

Предварительная работа:

беседы с детьми о городе Воронеже;

пополнение экспозиции мини-музеев «Воронеж – вчера, сегодня, завтра» и

«Хуторок – история русского быта»;

пополнение библиотеки для детей произведениями авторов, биография которых

связана с Воронежем (А.В. Кольцов, И.С. Никитин, С.Я. Маршак, И.А. Бунин,

А.П.Платонов и др.)

рассматривание альбомов с фотографиями достопримечательностей;

продуктивная деятельность на тему «Мы любим тебя, Воронеж!»;

подборка и раскрашивание контурных рисунков-раскрасок с изображением

Воронежа;

консультация для родителей «Покажите ребенку родной город» /организация

прогулок и экскурсий по самым интересным местам города/;

Материал:

подборка краеведческого материала «Воронеж – город-крепость», «Воронеж –

город воинской славы», «Люди, прославившие Воронежский край» и др.

тематическое слайд-шоу «Воронеж – вчера, сегодня, завтра…»

дидактические игра «Колесо истории»;дидактические кубы «Воронеж

исторический», «Воронеж современный», «Воронеж литературный»,

«Удивительные места Воронежского края»; дидактическая игра на

фланелеграфе «Детали народного костюма»; игры-шнуровки, игры -

головоломки, игры -ребусы, пазлы, кубики по краеведческому материалу;

фольклорный материал (пословицы, скороговорки, загадки, хороводная игра)

предметы декоративно-прикладного искусства

подлинный народный костюм Воронежской губернии

Формирование интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально

отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные

задачи, адекватные возрасту; имеющий первичные представления о культуре и

истории родного края.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

«Социализация»

Виды детской деятельности:коммуникативная, игровая

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Ведущий:

–Дорогие ребята, а какое сейчас время года? (Зима)

Ведущий:

– Зима –это чудесное время года. Зимой столько интересных игр, развлечений!

Давайте назовём, во что можно играть зимой?

(Кататься на коньках, санках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки).

Ведущий:

– Ребята, а вы хотели бы узнать, как жили и отдыхали люди раньше, в далекие

времена, много лет назад? (Да, очень интересно).

Ведущий:

– У меня есть зеркальце, которое поможет нам показать прошлое,лишь только мы

произнесем волшебные слова:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду расскажи,

Как жилось-былось всем людям

В прошлом веке покажи…»

На экране появляется слайд с изображением старинного быта,

появляется тетушка Наталья в Воронежском народном костюме.

т. Наталья:

–Рада видеть вас, гости дорогие. Из старины я к вам пришла, зовут меня тётушка

Наталья. Давно я вас жду-поджидаю, рассказ свой не начинаю. Только милые мои, про

что же вам рассказать-то?

Ведущий:

–Мы с ребятами хотим узнать, в какие игры и забавы играли люди в старину, во что

одевались?

т. Наталья:

– Как и во что одевались - смотрите! /показ юбки-поневы/

Ведущий:

– Ой, какая юбка красивая!

т. Наталья:

– Да нет-это понёва!

Ведущий:

– И блузка у Вас расшитая.

т. Наталья:

– Это вовсе не блузка, а рубаха.

Ведущий:

– А поясок какой яркий да широкий!

т. Наталья:

– Этот поясок называется –покромка,видите, как украшены концы? А поверх всего

одевают передник, он тоже с вышивкой.

Ведущий:

– А что же у Вас на голове?

т. Наталья:

– Голову женщины покрывали платком или кичку носили.

Ведущий:

– А во что обувались?

т. Наталья:

–Обувались в старину в чуни, черевики или лапти.

Так одевались в Воронежской губернии много лет назад, это подлинный костюм,

доставшийся мне еще от прабабушки!

Ведущий:

– Спасибо, т. Наталья, за интересный рассказ. Ребята, а вы запомнили, из чего состоит

костюм т. Натальи?

Игра «Подбери правильные названия к деталям старинного костюма»

с использованием фланелеграфа

т. Наталья:

– Молодцы, ребята, вы очень внимательны и хорошо запомнили, из чего состоит мой

костюм.А ещё на Руси устраивали традиционные посиделки. Ведь на зиму

приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение, Сретенье,

Масленица! С каждым из этих праздников у русского народа связано множество

обрядов и примет. Так вечерами собиралась молодёжь, вместе пели, играли, да

упражнялись в красноречии.

– Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Слушайте, запоминайте да складно,

быстро повторяйте:

1.На гармошке громко заиграл Ерёмка.

2.Прохор и Пахом ехали верхом.

3.Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

– И действительно, хочешь есть калачи – не сиди на печи!А печи стояли в середине

избы. Избы строились деревянные. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская

изба.

Рассматривание слайда с изображением русской избы

– Особенно хорошо в избе зимой. За окном мороз да вьюга, а в избе тепло и радостно.

Прижмутся дети к тёплой печке и рассказывают друг другу шутки да прибаутки.

– А сейчас не зевайте, в добавлялки поиграйте.

1.

Кашу маслом(не испортишь)

2.

Слышал звон, (да не знает, где он)

3.

Поспешишь- (людей насмешишь)

4.

Попей чайку - (забудь тоску)

– Пока детвора забавлялась, взрослые работали. Женщины пекли хлеб, пряли,

ткали,вышивали, вязали, шили. Мужчиныработали в поле: сеяли хлеб, косили траву,

заготавливали сено для домашних животных на зиму. А еще мастерили игрушки,

детские колыбельки, посуду.

– Как вы думаете, из чего (каких материалов) мастера в старину делали эти предметы?

(Из глины, дерева, льна, лыка, пакли)

/Показ некоторых предметов старины/

– Что-то мы засиделись, а давайте- ка поиграем!

Хороводная игра «Клубок»:

Уж я улком шла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок доли-доли-доли,

Нитка дали-дали-дали.

/Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. А

потом на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок

раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «я за

ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» /руки опускаются и расцепляются//

Ведущий:

– Тётушка Наталья, а хотели бы Вы узнать, каким город Воронеж стал в настоящее

время? Мы с ребятами с удовольствием покажем и расскажем, как изменился наш

город.

Т. Наталья:

– Конечно, хочу!

Ведущий:

– У нас есть волшебное зеркальце, которое помогает нам увидеть все желаемое, как

только мы произнесем заветные слова:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду расскажи,

Как сейчас живет Воронеж

Нашей гостье покажи!»

Тематический показ слайдов «Город современный»

Ведущий:

– Посмотрите, каким красивым и величественным стал город сейчас – с его

многоэтажными новостройками и завораживающими памятниками архитектуры!

- Вам знакомы эти места? (Ответы детей)

- Нонастоящее невозможно без прошлого. Давайте вспомним, с чего всё начиналось…

Тематический показ слайдов «Город-крепость»

Ведущий:

– Вот с этой крепости и начинался наш город.

– Вспомните, какой строительным материал был самым распространенным в старину?

(Дерево)

–Главным строительным материалом было дерево. Прочные дубовые стены

преграждали путь врагам и наших предки обрабатывали плодородную землю, в реке

ловили рыбу, в лесах охотились за зверьём, пряли, ткали, ковали из железа оружие, а

на зелёных лугах пасли скот в мирное время.

- Но город-крепость менялся, на смену деревянным строениям пришли каменные. Как

вы думаете, почему? (Деревянные строения страдали от пожаров, натиска военных

орудий; камень - более прочный строительный материал)

Тематический показ слайдов«Пётр I и кораблестроение»

Ведущий:

– Ребята, объясните, как это изображение связано с историей нашего города?

(Воронеж – родина русскогофлота; в нашем городе строили корабли)

– Всё верно, на воронежских просторах царь ПётрI начал строить первые военные

корабли.

– Как вы думаете, какой материал использовали для строительства кораблей?(Из чего

же строили первые корабли?)(Из дерева).

- Местом строительства флотилии Воронеж стал не случайно. Вековые леса- дубовые,

сосновые, липовые покрывали берега реки. Неслучайно Воронеж называют

«Колыбелью Российского Флота»!

Тематический показ слайдов«Петровский сквер»,

«Памятник на Воронежском водохранилище»

– Кто догадался, кому посвящен этот памятник? (Петру I).

Как называется сквер, над которым возвышается памятник? (Петровский сквер)

–Молодцы, в честь Петра Великого поставлен памятник и назван сквер.

- А почему этот памятник в виде корабляпетровских времён установили в водах

Воронежского водохранилища? (Потому что по воде реки Воронеж отправлялись

корабли в свое первое плавание!)

Тематический показ слайдов «Воронеж в годы Великой Отечественной войны»,

«Памятники защитникам города»

– Кто может назвать это здание и сказать, как оно связано с историей нашего города?

– Правильно, это «Ротонда». Отступая из Воронежа, в январе 1943 года фашисты

взорвали все крупные здания города, заводы, высшие учебные заведения. От

областной больницы уцелел только громадный купол, который вы видите. Воронежцы

назвали его Ротондой и сохранили как памятник войны.Во время Великой

Отечественной войны наш город был почти полностью разрушен. Наши солдаты

сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр земли родного города, не

жалея свои молодые жизни!

По всей стране люди чтят память о воинах, погибших в этой войне, возводят

памятники известным и неизвестным героям. Вот некоторые из них.

/Дети называют памятники защитникам города/

Тематический показ слайдов «Воронеж современный»

(Театр кукол «Шут», Цирк, Кольцовский сквер и др.)

– На протяжении многих лет наш город восстанавливался из руин, преображался и

развивался. И сейчас мы любуемся современным городом - с парками и скверами,

многоэтажными домами-небоскрёбами, с разнообразным архитектурным наследием.

/Дети называют узнаваемые места города/

Подборка дидактических игр по краеведению «Колесо истории».

Ведущий:

– Молодцы ребята, вы много знаете о своем городе.А теперь я вам предлагаю поиграть

в игру «Колесо времени». В этой игре вас ждут интересные вопросы различные

задания о нашем городе.

т. Наталья:

– Ребята, а можно и мне поиграть с вами.

Ведущий:

– Конечно т. Наталья, ведь Вы вместе с нами узнали много нового о нашем городе. А

эта игра поможет нам все вспомнить и закрепить наши знания.

Дидактическая игра по краеведению «Колесо времени истории»

/Участники игры по очереди бросают кубик и выполняют различные задания

по темам: «Воронеж – город-крепость», «Воронеж в годы войны», «Люди,

прославившие Воронежский край», «Архитектура Воронежа»,

«Памятные места города» и др./

т. Наталья:

Ребята, очень с вами весело да интересно, но мне пора уходить, а на память я

подарю вам игрушки из далекой старины /Набор деревянных игрушек «Семья»/

Ведущая:

– Спасибо т. Наталья, мы тоже не останемся в долгу и подарим Вам кубики с

изображением Воронежа.

т. Наталья: Благодарю вас, ребята, и с удовольствием принимаю ваш подарок. Низко

вам кланяюсь. До свидания!

Ведущая:

– А подарок т. Натальи будет нам напоминать о нашей сегодняшней встрече.

Спасибо всем за внимание и активное участие!



В раздел образования