Напоминание

Роль русской народной игры в воспитании дошкольника


Автор: Егорова Людмила Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ РАООП "Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В."
Населённый пункт: Старый Городок, Одинцовский район, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль русской народной игры в воспитании дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль русской народной игры в воспитании дошкольника

Автор: Егорова Людмила Аркадьевна

МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная)

школа – интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Аннотация: В статье автор раскрывает принципы использования на-

родных игр в воспитательно-образовательном процессе.

Ключевые слова: дети, игра, воспитание.

Тематическая рубрика: - Дошкольное образование

Знакомство с русскими народными играми имеет огромное значение в

патриотическом воспитании дошкольников, знакомит детей с русской народ-

ной культурой, способствует их развитию и социализации.

Многовековой опыт человека показал, что игра – важнейшее средство

воспитания ребёнка. Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает по-

знавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, меч-

тать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это

незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо

от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «меха-

низм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и разви-

ваться».

Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физиче-

ского воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным

обогащением детей. Народные игры – это яркое выражение души народа, от-

ражение истории развития этноса. Вместе с тем, на игры можно посмотреть с

точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспита-

ния. В дополнение ко всему это и отличный способ укрепить свой дух, свое

тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляю-

щую нашей жизни. Русский народ многие стороны своей жизни отражал

именно таким образом, через игру.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые всту-

пают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её до-

стижению, общие интересы и переживания сближают участников, формиру-

ют у них целеустремлённость.

В практике дошкольного образования широко используются игры ро-

левые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие.

Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в

которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные

действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направле-

ны на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми

взрослыми или самими играющими.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей иг-

рать активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в

любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного

напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей

среды, находить выход из критического положения, быстро принимать реше-

ние и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошколь-

ники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Специальной физической подготовки играющим не требуется, но хоро-

шо физически развитые игроки получают определённое преимущество в ходе

игры. Правила в играх определяются самими участниками и складываются на

основе русских национальных традиций в зависимости от условий, в которых

проводятся игры. Русские народные игры представляют собой сознательную

инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели.

Для подвижной игры характерно особое явление, свойственное только ей:

растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий ин-

терес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребёнок в подвижной игре,

приводит весь организм в особое физиологическое состояние. Это состояние

способствует достижению ребёнком таких результатов, которых в других

условиях (вне игры) он никогда бы не добился.

Все русские народные игры можно разделить на четыре раздела.

Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к при-

роде. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, про-

славлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отно-

шение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети зна-

комятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору»,

«Заинька», «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Кот и мыши»,

«Коршун и наседка», «Стадо», «Лягушата» и разные их варианты.

Ко второму разделу относятся игры быта. Эти трудовые (бытовые) иг-

ры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным

трудом наших предков. К таким играм относятся: «Горшок», «Каравай», «Я

весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница», «Птицелов»,

«Рыбаки», «Удочка», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи».

К третьему разделу относятся игры, в которых надо проявить смекалку

и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу отно-

сятся игры: «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Салки», «Третий – лишний»,

«Лапта», «Котлы», «Отгадай, чей голосок».

Возможность померяться своей силой и ловкостью появляется у ребят

при освоении игр четвёртого раздела, который отражает стремление детей

стать сильнее, победить всех, эти игры у ребят самые любимые – «Перетяни

канат», «Бой петухов», «Бои на бревне», «Тяни в круг».

Так как все народные игры проводились по–разному, их, в свою оче-

редь, можно условно разделить на 3 типа:

— хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Кара-

вай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

— некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень»

и др.)

— хороводы – шествия или выполнение разного вида движений: зави-

тушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капуста», «Улитка» и

др.).

Народные игры увлекают, организовывают и даже оказывают успокаи-

вающее воздействие на гиперактивных детей. Они помогают раскрыться неу-

веренным в себе детям. С помощью народных мелодий и движений можно

снять негатив, страхи, раскрыть чувства и эмоции.

Опыт работы в дошкольном учреждении и многолетние наблюдения за

детьми, позволяют автору сделать вывод, что приобщение детей к истокам

русской культуры проходит наиболее эффективно через русские народные

игры. Для этой цели используются картотека русских народных, хороводных,

подвижных и малоподвижных игр; книги с русскими народными сказками и

другие материалы с потешками, считалками, загадками, пословицами и пого-

ворками. К работе так же привлекаются родители, которые принимают ак-

тивное участие в организации выставок и конкурсов, фольклорных праздни-

ков, в изготовлении атрибутов для народных игр. Родителям рекомендуется

совместно с детьми составлять различные сборники игр с описанием правил

(«Любимые игры наших бабушек»).

В уголке для родителей необходимо размещать материалы по народно-

му календарю, по народным праздникам.

Важным моментом к приобщению детей к национальной культуре че-

рез подвижные народные игры является проведение регулярных тематиче-

ских русских народных праздников.

Осенние – «Осенняя ярмарка», «Осенние посиделки».

Зимние — «Новый год», «Рождество».

Весенние — «Масленица», «Пасха».

Летние - «Весна лето встречает – детвору забавляет», «Летние забавы».

И одной из главных составляющих этих праздников всегда являются

русские народные игры.

Ушинский К.Д. писал, что воспитание, созданное народом и основан-

ное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в са-

мых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствован-

ных у другого народа. Поэтому, воспитательное значение русской народной

игры в приобщении детей к русской народной культуре и традициям невоз-

можно переоценить.

Список литературы:

1. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и млад-

шего школьного возраста: практическое пособие» Литвинова М.Ф. «Айрис-

Пресс», 2003г.

2. «Детские подвижные игры народов СССР» Кенеман А.В. «Просве-

щение»,1989г.

3. «Приобщение детей к русской народной культуре» Князева О.А.,

Маханёва М.Д. «Детство – Пресс», 2004г.



В раздел образования