Автор: Егорова Людмила Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ РАООП "Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В."
Населённый пункт: Старый Городок, Одинцовский район, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль русской народной игры в воспитании дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Роль русской народной игры в воспитании дошкольника
Автор: Егорова Людмила Аркадьевна
МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная)
школа – интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»
Аннотация: В статье автор раскрывает принципы использования на-
родных игр в воспитательно-образовательном процессе.
Ключевые слова: дети, игра, воспитание.
Тематическая рубрика: - Дошкольное образование
Знакомство с русскими народными играми имеет огромное значение в
патриотическом воспитании дошкольников, знакомит детей с русской народ-
ной культурой, способствует их развитию и социализации.
Многовековой опыт человека показал, что игра – важнейшее средство
воспитания ребёнка. Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает по-
знавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, меч-
тать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это
незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо
от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «меха-
низм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и разви-
ваться».
Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физиче-
ского воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным
обогащением детей. Народные игры – это яркое выражение души народа, от-
ражение истории развития этноса. Вместе с тем, на игры можно посмотреть с
точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспита-
ния. В дополнение ко всему это и отличный способ укрепить свой дух, свое
тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляю-
щую нашей жизни. Русский народ многие стороны своей жизни отражал
именно таким образом, через игру.
Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые всту-
пают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её до-
стижению, общие интересы и переживания сближают участников, формиру-
ют у них целеустремлённость.
В практике дошкольного образования широко используются игры ро-
левые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие.
Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в
которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные
действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направле-
ны на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми
взрослыми или самими играющими.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей иг-
рать активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в
любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного
напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей
среды, находить выход из критического положения, быстро принимать реше-
ние и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошколь-
ники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Специальной физической подготовки играющим не требуется, но хоро-
шо физически развитые игроки получают определённое преимущество в ходе
игры. Правила в играх определяются самими участниками и складываются на
основе русских национальных традиций в зависимости от условий, в которых
проводятся игры. Русские народные игры представляют собой сознательную
инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели.
Для подвижной игры характерно особое явление, свойственное только ей:
растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий ин-
терес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребёнок в подвижной игре,
приводит весь организм в особое физиологическое состояние. Это состояние
способствует достижению ребёнком таких результатов, которых в других
условиях (вне игры) он никогда бы не добился.
Все русские народные игры можно разделить на четыре раздела.
Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к при-
роде. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, про-
славлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отно-
шение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети зна-
комятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору»,
«Заинька», «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Кот и мыши»,
«Коршун и наседка», «Стадо», «Лягушата» и разные их варианты.
Ко второму разделу относятся игры быта. Эти трудовые (бытовые) иг-
ры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным
трудом наших предков. К таким играм относятся: «Горшок», «Каравай», «Я
весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница», «Птицелов»,
«Рыбаки», «Удочка», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи».
К третьему разделу относятся игры, в которых надо проявить смекалку
и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу отно-
сятся игры: «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Салки», «Третий – лишний»,
«Лапта», «Котлы», «Отгадай, чей голосок».
Возможность померяться своей силой и ловкостью появляется у ребят
при освоении игр четвёртого раздела, который отражает стремление детей
стать сильнее, победить всех, эти игры у ребят самые любимые – «Перетяни
канат», «Бой петухов», «Бои на бревне», «Тяни в круг».
Так как все народные игры проводились по–разному, их, в свою оче-
редь, можно условно разделить на 3 типа:
— хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Кара-
вай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
— некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень»
и др.)
— хороводы – шествия или выполнение разного вида движений: зави-
тушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капуста», «Улитка» и
др.).
Народные игры увлекают, организовывают и даже оказывают успокаи-
вающее воздействие на гиперактивных детей. Они помогают раскрыться неу-
веренным в себе детям. С помощью народных мелодий и движений можно
снять негатив, страхи, раскрыть чувства и эмоции.
Опыт работы в дошкольном учреждении и многолетние наблюдения за
детьми, позволяют автору сделать вывод, что приобщение детей к истокам
русской культуры проходит наиболее эффективно через русские народные
игры. Для этой цели используются картотека русских народных, хороводных,
подвижных и малоподвижных игр; книги с русскими народными сказками и
другие материалы с потешками, считалками, загадками, пословицами и пого-
ворками. К работе так же привлекаются родители, которые принимают ак-
тивное участие в организации выставок и конкурсов, фольклорных праздни-
ков, в изготовлении атрибутов для народных игр. Родителям рекомендуется
совместно с детьми составлять различные сборники игр с описанием правил
(«Любимые игры наших бабушек»).
В уголке для родителей необходимо размещать материалы по народно-
му календарю, по народным праздникам.
Важным моментом к приобщению детей к национальной культуре че-
рез подвижные народные игры является проведение регулярных тематиче-
ских русских народных праздников.
Осенние – «Осенняя ярмарка», «Осенние посиделки».
Зимние — «Новый год», «Рождество».
Весенние — «Масленица», «Пасха».
Летние - «Весна лето встречает – детвору забавляет», «Летние забавы».
И одной из главных составляющих этих праздников всегда являются
русские народные игры.
Ушинский К.Д. писал, что воспитание, созданное народом и основан-
ное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в са-
мых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствован-
ных у другого народа. Поэтому, воспитательное значение русской народной
игры в приобщении детей к русской народной культуре и традициям невоз-
можно переоценить.
Список литературы:
1. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и млад-
шего школьного возраста: практическое пособие» Литвинова М.Ф. «Айрис-
Пресс», 2003г.
2. «Детские подвижные игры народов СССР» Кенеман А.В. «Просве-
щение»,1989г.
3. «Приобщение детей к русской народной культуре» Князева О.А.,
Маханёва М.Д. «Детство – Пресс», 2004г.