Напоминание

История бального танца


Авторы: Юсупов Айрат Шамилевич, Юсупова Галина Борисовна
Должность: тренер-преподаватель по танцевальному спорту
Учебное заведение: МАУДО "СШОР "Яр Чаллы"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Спортивные танцы
Тема: История бального танца
Раздел: дополнительное образование





Назад




История спортивного танца

А.Ш. Юсупов

____________________________ /подпись/

Г.Б. Юсупова

____________________________ /подпись/

1

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава

1.

Исторические

аспекты

развития

бальных

танцев.

Исследование условий становления спортивного бального танца………..4

1.1. Танец как неотъемлемая часть жизни народов мира. Зарождение

спортивного бального танца……………………………………………………….4

1.2.

История

становления

и

развития

современных

конкурсных

спортивных бальных танцев……………………………………………………….5

1.2.1. Европейская программа ( стандарт )………………………….5

1.2.2. Латиноамериканская программа……………………………14

Литература……………………………………………………………………….24

2

Введение

Танец

как

явление,

осознанное

и

прочувствованное

человеком,

существует не одно тысячелетие. Трансформируясь под влиянием самых

различных факторов, танцевальное искусство остается одним из самых

органичных для человека – нет ничего естественнее простого движения,

данного нам от рождения.

Бальные танцы имеют уникальную историю, которая во многом

определила

их

популярность

в

качестве

способа

отдыха,

а

также

соревновательного вида спорта.

В настоящее время спортивные бальные танцы являются одним из

самых красивых и зрелищных видов спорта. Спортивный бальный танец –

активно развивающийся вид танцевального искусства, который в своем

генезисе и развитии, с одной стороны, представляет собой хореографическое

искусство, а с другой – результат своеобразного синтеза искусства и спорта. В

последние годы вопрос о соотношении спортивной составляющей и искусства

в бальных танцах приобрел особую остроту.

В представленной работе мы проведем аналитическое исследование

истории развития спортивных бальных танцев и тенденций развития

танцевальных программ.

Объект исследования: спортивный бальный танец.

Цель

работы:

проанализировать

историю

развития

спортивного

бального танца и сформулировать тенденции развития танцевального спорта

на современном этапе.

3

Глава

1.

Исторические

аспекты

развития

бальных

танцев.

Исследование условий становления спортивного бального танца

1.1.

Танец

как

неотъемлемая

часть

жизни

народов

мира.

Зарождение спортивного бального танца

Танец как синкретический вид искусства возник еще в древности, в

условиях первобытнообщинного строя. С древнейших времен человек

использовал танец, чтобы выразить себя и общаться.

Танцевальное действо было необходимой частью любого обряда,

сопровождавшего важные события в жизни архаического человека - сбор

плодов, начало и удачное завершение охоты, обряд инициации, военный

поход, рождение и свадьбу.

В древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной

мимикой и выразительными движениями. В древнем Египте танец входил в

ритуал богослужения. У древних греков танец также был частью культа -

существовали экстатические пляски в честь Диониса, плавные, торжественные

- в честь Аполлона. Также были развиты пиррические, военные пляски,

атлетические

спортивные

танцы,

способствовавшие

гармоничному

воспитанию молодежи. В древнем Риме танец имел государственное народное

значение,

среди

высшего

слоя

общества

были

распространены

развлекательные танцы.

Особое развитие танец получает в эпоху Возрождения. Возникают

новые танцевальные формы: медленные, плавные (павана, куранта) и быстрые

(галярда, вольта). В эпоху Просвещения в Европе широко распространяются

бальные танцы - гавот, полонез, менуэт. В ХVIII веке танец приобретает

развитую сюжетно-драматическую эмоциональную основу, что способствует

развитию танцевального искусства.

Зарождением современного танцевального спорта можно, на наш взгляд,

считать первое танцевальное состязание по танго, организованное в Ницце

Камилем де Риналем. Он же организует и первый Чемпионат Мира по

4

бальным танцам, который состоялся в 1909 году в Париже. Правила участия в

первых чемпионатах мира никем не разрабатывались, то есть как танцоры, так

и судья имели неограниченную творческую свободу. В 1922 году в

танцевальном

спорте

происходит

раскол

между

любителями

и

профессионалами, что отразилось в подходах к проведению чемпионата. Это

произошло в Лондоне. Позже, в 1935 году Камиль де Риналь затеял жестокую

войну с "английскими" чемпионатами мира за право вновь переместить центр

мировых турниров по танцам в Париж. Но в начале 30 - х годов XX века на

"Большой Конференции" в Лондоне "английский стиль" в танцах признается

доминирующим, и тем самым, разрешился вопрос соперничества между двумя

странами за право проведения чемпионатов мира.

1.2.

История становления и развития современных конкурсных

спортивных бальных танцев

1.2.1. Европейская программа (стандарт)

В ХII – ХIII веках появляется танец с ритмом ¾ и называется «Вольта».

Позже, в Германии, популярность приобрел другой танец с музыкальным

размером 3/4 - «Waltzen». От этих двух танцев и произошел известный нам

венский вальс - отец текущих бальных танцев. В королевских дворах Европы

не приветствуется этот танец и Людовик XIII объявляет его аморальным,

поскольку танцоры находятся в физическом контакте.

Танцы,

предшествовавшие

венскому

вальсу,

носили

весьма

целомудренный характер. Партнер должен был находиться от партнерши на

почтительном расстоянии, и соприкасались они друг с другом только

кончиками пальцев. Вальс, в котором мужчина находится с женщиной на

очень близком расстоянии и обнимает ее, произвел настоящий фурор в

светском обществе. Солидные дамы и кавалеры считали танец неприличным,

вульгарным, зато молодежь встретила его с радостью.

5

Хотя вальс и называется венским, его рождение связано с Германией.

Первоначально вальс танцевался гораздо медленнее. Известный сейчас вид

танец приобрел лишь в XIX веке, когда Иоганн Штраус вынес на суд публики

свои нетленные музыкальные произведения. Благодаря этому австрийскому

композитору, который сделал венский вальс знаменитым, этот танец и носит

свое название.

После победы над Наполеоном, в Вене, в 1815 году состоялся конгресс

союзников. Представители многих стран праздновали победу на балах,

самозабвенно танцуя новый восхитительный танец. Именно тогда вальс

приобрел четкий, акцентированный на первой доле такта, ритм. Вернувшись

на родину, участники конгресса привезли с собою новый романтичный танец,

который, несмотря на сопротивление светского общества, быстро вошел в

моду. Триумфальное шествие вальса уже было не остановить.

По мере распространения танец приобрел неофициальный статус Короля

танцев. В каждой отдельно взятой стране он приобретал определенные

национальные особенности танцевания. Таким образом, появились такие

танцы как английский Вальс, венгерский Вальс и Мазурка.

По своей длительности и популярности ни один танец не сравнится с

вальсом. В течение 1920-ых танец получил еще большее развитие, так

появились: Бостонский Вальс и Медленный Вальс. Эти танцы были

предшественниками

современного

вальса,

который

теперь

исполняется

танцорами в конкурсной программе, а также доступен для изучения любым

желающим.

Медленный вальс считают основой европейской программы. Плавные

маятниковые движения являются характерной особенностью. Для медленного

вальса характерны мягкие, длинными шагами, затянутые повороты, плавные

подъемы и опускания. Танцуя Вальс, Вы скользите по полу также легко, как

балерина по сцене. Он, как полет одуванчика от Вашего дыхания, с подъемами

и стремительными опусканиями и элегантным скольжением по залу без

заметных усилий. Его часто называют, как Вальс-Бостон или Вальсом при

6

свечах. Родившись в Бостоне в начале 20 века, он очень быстро завоевал

популярность благодаря своей простоте и элегантности. По этой причине его

часто выбирают свадебные пары для своего новобрачного шоу, что повергает

друзей и родителей в изумление и трепет.

Сразу после Первой Мировой войны вальс стремительно меняется. В

1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка.

Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская

программа вальса состояла всего лишь из правого поворота, левого поворота и

смены направления. В 1926-1927 вальс был значительно усовершенствован.

Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В

результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они

были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD).

Многие из них мы танцуем до сих пор.

В конце XIX-начале XX вв. значительное влияние на развитие бального

танца оказали страны Северной и Южной Америки.

На протяжении веков были привезены в Америку тысячи и тысячи

африканцев в качестве рабов, и они привезли свою культуру и музыку.

Сначала афроамериканская музыка будет изолирована, и станет популярна в

двадцатом веке, когда более толерантное общество примет силу и тепло

черной музыки. Начиналось создание совершенно иного музыкального стиля.

Появляются новые направления танцев: тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот,

квикстеп, чарльстон и другие.

В США джаз сделает настоящую революцию, естественно, не пройдет

много времени, чтобы создался танцевальный стиль подходящий для новой

скорости: фокстрот. Точное происхождение названия фокстрота не известно.

Но самая популярная и часто цитируемая версия связывает название танца с

именем Гарри Фокса – участника различных шоу и водевилей в начале 20

века. Когда театр Нью-Йорка преобразовали в дом кино, на его крыше была

построена большая танцевальная площадка, где шло представление «Jardin

Danse». Гарри Фокс выступал там со своей танцевальной группой «American

7

Beauties» и исполнял танец под музыку регтайм. Особое внимание зрителей

привлекли оригинальные шаги танцора, похожие на движение рысью (trot),

которые и назвали «Fox's Trot» в честь его создателя.

Изначально

фокстрот

был

достаточно

темпераментным

танцем,

включающим прыжки и махи ногами. Но, распространившись в Европе после

Первой мировой войны, он сильно видоизменился. Сменился ритм, взамен

«рыси» появились гладкие «прогуливающиеся» шаги (saunter). С фокстротом

связывают и революционную замену положения стоп – вместо выворотной

позиции появилась параллельная постановка.

В развитии фокстрота большой вклад внесли известные танцоры тех

времен. Благодаря американцу Моргану появился «открытый спин-поворот»,

Андерсон и Жозефина Бредли придумали «смену направления» и «шаг перо»,

а Фрэнк Форд - «каблучный поворот» и т.д.

Из первоначального фокстрот разделят еще на два существующих

направления международных конкурсов: Медленный Фокс (SlowFox) и

квикстеп (быстрый Fox).

Слоуфокс – медленный фокстрот стандартизированный английским

Советом по бальным танцам в 20-х годах прошлого столетия. Медленный

фокстрот называют королем европейской программы и классикой танца. В

основе его лежат гладкие, плавные скользящие движения. В паре есть яркая

выраженность растяжения сторон с наклоном корпуса, что возможно в

условиях слаженности и грациозности танцоров. Неповторимая плавность,

длинные линии, невесомость шагов, производящих впечатление парения над

паркетом – все это характерно для медленного фокстрота. Для достижения

такого эффекта от танцоров требуется постоянный контроль движений,

координация и хорошее равновесие.

Медленный фокстрот дал самый существенный толчок для всего

бального танца. Комбинация быстрых и медленных шагов создает огромное

количество вариаций и приносит намного больше удовольствия, чем

8

танцевание всех шагов в одном ритме, на каждый счет (а до этого абсолютно

все танцы танцевались в одном ритме!).

Фокстрот развивался преимущественно как профессиональный танец, и

простым любителям танца освоить его было достаточно сложно. Более того,

танцзалы для массовых танцев не подходили для его исполнения (фокстрот

требовало много места). В связи с этим появился вариант фокстрота – social,

для исполнения которого не требовалось ни особых навыков, ни большого

пространства, так как он исполнялся на месте. Появившийся на основе

фокстрота этот танец потерял основную его особенность – продвижение.

Квикстеп, как многие знают, это действительно быстрый фокстрот. В 20-

е годы многие оркестры и джаз-бэнды начали исполнять фокстроты в быстром

темпе, переходя от чинного девятнадцатого века к буйному ритму двадцатого.

Те, кто умел танцевать фокстрот, на балах, вечерах были постоянно

недовольны тем, что какие-то движения невозможно стало танцевать,

приходилось придумывать новые. Об этих проблемах писали многие

популярные в то время газеты. В программу танцевальных вечеров, чтобы

предупредить любителей «настоящего» фокстрота, танец стали включать по

названием «quick-time-foxtrot», иногда «quick-time-steps» и, наконец, коротко

— «quickstep». Годом рождения квикстепа считается 1923 год, когда оркестр

Поля Вайтмана (Paul Whiteman) выступал в Великобритании.

Современные движения квикстепа, основанные когда-то на шагах

фокстрота, сильно отличаются от тех, которые танцевали в 20-е годы. Прыжки

в продвижении и на месте, цепочки ходов и другие оригинальные движения в

паре — все эти движения, явно или не явно, сильно изменившись или просто

напрямую попали в квикстеп из трех танцев — чарльстон (Charleston) , шимми

(Shimmy) и Black Bottom. Чарльстон родом с островов Кабо-Верде (Cape

Verde), название танца идет от порта Чарльстон, в котором негритянские

докеры танцевали энергичный круговой танец (типа «яблочка»). На сцене

чарльстон впервые был исполнен в негритянском шоу Джорджа Уайта (George

White) в 1922 году. В белом американском обществе чарльстон стал

9

популярным после тура по США шоу «Running Wild» в 1923 году под

руководством Ziegfield Follies. Популярность в Европе к чарльстону пришла в

двадцатые годы, после выступлений Джозефины Бакер (Josephine Baker) в

Париже.

Этот

танец

исполнялся

в

ритме

200-240

ударов

в

минуту,

с

размахиваниями руками и ногами, киками и чем-то напоминал современные

молодежные дискотеки. Огромное количество фильмов было снято в то время,

когда в кадр попадали толпы народу, «отрывающейся» под чарльстон. Танец

быстро завоевал весь мир, но еще долго в приличных танцевальных залах его

запрещали, ограничивали или сопровождали комментариями и иногда даже

табличками «PCQ» (Please Charleston Quietly) — «Поспокойнее чарльстон,

если можно…» Black Bottom стал известен благодаря тому же Джорджу

Уайту, его шоу «George White’s Scandals» в 1926. Танец исполнялся в ритме

140 до 160 ударов в минуту, и включал раскачивания корпуса, сгибание-

разгибание колен и кики. Источником танца шимми(Shimmy) является

нигерийский танец «Shika», который привезли в Америку рабы из Африки.

История танца есть в песне «Bullfrog Hop», которую пел Перри Брадфорд

(Perry Bradford) в 1909. Шимми был очень популярным в США с 1910 до 1920,

и стал национальным безумием в Америке после исполнения его Gilda Gray из

той же группы Zeigfeld Follies в 1922. Хотя есть версии, что шимми впервые

исполняла Ethel Waters в шоу «Sometime» in 1919.

В настоящее время квикстеп танцуется в ритме 200 ударов в минуту.

Основные движения — это прогрессивные шаги, шассе, повороты и многие

другие типичные для фокстрота движения.

Базовое движение для начинающих — четвертные повороты. Но

основным отличием от других европейских танцев являются «прыжки», как в

продвижении, когда пара как бы «cтелется вдоль паркета», c поворотами или

без, так и на месте, с оригинальными киками и более сложными движениями.

Данные движения разрешены только с B класса. До B класса движения

квикстепа состоят из тех, которые были в ранние годы(кроме типси), квикстеп

10

с B класса — это новый квикстеп, вобравший в себя шимми, чарльстон…

Классическим, легким и техничным в настоящее время большинством

специалистов

признается

исполнение

квикстепа

молодой

популярной

английской парой Кристофером Хоукинсом и Хейзел Ньюберри.

Еще до Первой мировой войны в Европе впервые начинают танцевать

танго.

Изначально танго - энергичный танец из категории танцев фламенко из

Испании. С испанским завоеванием Южной Америки танго вместе с другими

народными испанскими танцами было завезено с поселенцами в Аргентину.

Хотя это только одна из версий. Еще одна из версий — происхождение от

африканского танца Tangano, завезенного вместе с рабами-неграми, которая

считается Andrews наиболее вероятной. Один или оба этих танца в Аргентине

в трущобах Буэнос-Айреса слились с гаванским танцем (Куба) Habanera,

получившийся танец известен как Milonga (милонга).

Милонга первоначальна была популярна в низших слоях Аргентинского

общества, а в начале ХХ столетия начала привлекать внимание и высшего

света. В Западной Европе первый пик популярности начался с выступления

великой

французской

звезды

мюзик-холла

Mistinguett

в

1910

году.

«Tangomania», начавшаяся в Париже, перекинулась в Лондон и Нью-Йорк и

практически не затихала во время первой мировой войны, завоевав

немедленное признание по всей Европе.

Впервые танго в его современной форме исполнялся в гетто Буэнос-

Айреса — » Barria Las Ranas «. В нем его танцевали под названием «Baile con

corte» (танец с отдыхом, кстати, движение кортэ из танго переводится как

«отдых»!). «Денди» Буэнос-Айреса внесли два основных изменения. Сначала

они изменили так называемый «ритм польки» (скорее фламенко) на «ритм

хабанеры» и, во-вторых, они назвали это Танго. С 1900 некоторые любители

пробовали представить танец из Аргентины в Париже, но без особого успеха.

Роберт Прис(Pris Robert) приложил много усилий для популяризации танго.

11

Однако дорога танго не была усыпана розами. Имелось много

сторонников и не меньше противников. Особенно против танца выступали

французские епископы. Они указывали на недопустимое прижимание во

время танца и в целом излишне чувственный характер танго. Те, кто танцевал,

подвергали свои души греховному испытанию и могли быть лишены святого

причастия. В 1924 доктор Бохем из Нью-Йорка даже обнаружил новую

болезнь:»the TANGO-foot» (кривые ноги). Пресса тоже не жаловала танго. 30

мая 1915 «Нью-Йорк Таймс» выходит с обличительной статьей:»THE

TANGO-DANGER, BIGGER THAN GERMAN IMPERIALISM»(Опасность

танго больше, чем немецкий империализм!).

Очередной

скачок

интереса

произошел

после

исполнения

танго

Рудольфом Валентино (Rudolph Valentino) и Beatrice Dominguez в 1921 году в

фильме

«Четыре

всадника

апокалипсиса»(«The

Four

Horsemen

of

the

Apocalypse»). В современных фильмах актеры часто танцуют танго, например

Аль Пачино и Габриэлла Анвар в фильме » Аромат Женщины » (1992),

Арнольд Шварценеггер и Tia Carrere в » Правдивой лжи» (1994), также

выходит фильм «Обнаженное танго» c Винсентом Д’Онофрио и «Танго-бар» c

историей происхождения танго и отрывками из популярных фильмов

последних пятидесяти лет.

Несмотря на Великую депрессию, период 1930-1950 годов стал

"золотым веком" танго. Было создано множество ансамблей, в состав которых

входили выдающиеся композиторы и исполнители танго, ставшие сегодня

классиками стиля: Аннибал Тройо, Освальдо Пуглиезе, Астор Пиаццола и

многие другие.

Возрождение танго началось в 1983 году после открытия в Нью-Йорке

шоу Forever Tango. Эти показы сделали революцию во всем мире, и люди

повсюду начали посещать уроки танго.

Итак, на сегодняшний день в современную конкурсную программу

спортивного танца вошли пять классических европейских танцев: Медленный

12

вальс, Танго, Венский Вальс, Медленный Фокстрот и Квикстеп. Эти танцы

исполняют как любители, так и профессионалы.

В европейских танцах мелодия преобладает над ритмом. Ритму

подчиняется только нижняя половина тела: ступни, колени и бедра, а сам

корпус, плечи и руки обыгрывают мелодию. Европейским танцам присуща

грациозность. Движение в них начинается в верхней части корпуса.

В 1924 Имперское Общество Учителей Танцев (ISTD) взяло инициативу

выработки определенных стандартов танца. Фигуры европейских танцев были

строго стандартизированы и разнесены по категориям, соответствующим

различным уровням танцевального обучения. Ответственным за это был

назначен Комитет бальных танцев ISTD. Его членами являлись: мисс

Джозефин Брэдлей, мисс Ив Таймгейт-Смит, мисс Мьюриэл Симмонс, Лисли

Хамфрейс, господин Виктор Сильвестер. Все они были великими танцорами

того времени.

Хоть

стандартные

бальные

танцы

и

имеют

разные

корни,

обуславливающие их своеобразный ритм, темп и характер движения, но у них

есть

и

значительное

сходство:

для

их

исполнения

требуется

пара,

двигающаяся в "закрытой танцевальной позиции", так называемом "кресте".

Такая позиция предполагает плотный контакт между партнерами в течение

всего танца, и даже самые сложные элементы танцующие проделывают как бы

"приклеившись" друг к другу. Причем роль партнера в этих танцах

доминирующая, все, что остается партнерше, это чутко следовать за

партнером, улавливая мимолетные перемены в его настроении.

13

1.2.2. Латиноамериканская программа

Румба - это танец африканских негров, привезенных на Кубу в конце

прошлого века. Танец подчеркивает движения корпуса, а не ног. Сложные,

накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками,

бутылками, были более важны для танца, чем мелодия.

Румба появилась в Гаване в ХIХ веке. Название "Rumba", возможно,

происходит от названия танцевальных групп в 1807 году - "rumboso orquestra".

Хотя в Испании слово "rumbo" означает "путь" (в русском морской аналог -

"румбы", то есть направление), а "rumba" - " куча мала", и "rhum" - это сорт

ликера, популярный в Карибском бассейне, при этом любое из этих слов

могло использоваться для описания этого танца. Оригинальный смысл

названия, по моему мнению, это "путь души".

У танца два источника - испанский и африканский: испанские мелодии и

африканские ритмы. Хотя основы танца - кубинские, многие движения

появились на других карибских островах и в Латинской Америке вообще.

Сопровождающие музыкальные инструменты - maracas, claves, marimbola, и

барабаны.

Движение плечей и сокращение боков в танце - это движения рабов под

тяжелой ношей груза в руках. Движение "Cucaracha" (кукарача) - это имитация

раздавливания тараканов. Спот-поворот ("Spot Turn") на кубинском селе

залихватски танцевался вокруг обода колеса телеги! Популярная мелодия

румбы "La Paloma" была известна на Кубе с 1866 года. Вариант румбы,

похожий на тот, который танцуется сегодня, появился в США в 1930-ых, как

соединение этой сельской румбы с Guaracha, Cuban Bolero (никак не

связанному с Spanish Bolero), в дальнейшем добавились Son и Danzon. После

первой мировой войны появился танец "Son", танец кубинского среднего

класса - с ритмом помедленнее. Еще медленнее - "Danzon", танец богатого,

солидного

Кубинского

общества

с

очень

маленькими

шагами,

когда

14

партнерши тщательно сгибают и разгибают ноги, показывая их стройность,

грациозность и длину.

Американская румба - измененная версия танца "Son". Первая серьезная

попытка популяризовать румбу в США была в 1913 (Lew Quinn and Joan

Sawyer). Десятью годами позже руководитель оркестра Эмиль Колеман

специально пригласил музыкантов, играющих румбу, и пару танцоров румбы.

В 1925 Benito Collada открыл Клуб El Chico в Greenwich. Оказалось, что еще

никто в Нью-Йорке не умеет танцевать румбу!

Реальный интерес к латинской музыке появился приблизительно с 1929

года. В конце 1920-ых Xavier Cugat сформировал оркестр, который играл

только латиноамериканскую музыку в Coconut Grove (кокосовой роще) в Лос-

Анджелесе и играл в ранних звуковых фильмах, например "В веселом

Мадриде" ("In Gay Madrid"). Позже в 1930-ых, Cugat играл в Waldorf Astoria

Hotel в Нью-Йорке. К концу десятилетия его оркестр был признан лучшим

латиноамериканским оркестром десятилетия.

В 1935 Джордж Рафт (George Raft) сыграл роль учтивого танцора в

фильме "Rumba", первом фильме, в котором герой получает в награду

героиню из-за их общей любви к танцам.

Через 52 года - фильм "Грязные танцы", когда опытный преподаватель

соблазняет начинающую, затем "Strictly Ballroom" c аналогичным сюжетом, и

два фильма с обратными сюжетами, когда партнеры - почти начинающие -

"Dance with me" 98 года и "Let's it be me".

В

Европе

румба

появилась

благодаря

энтузиазму

и

блестящим

интерпретациям Пьера Лавелла (Pierre Lavelle) - ведущего английского

преподавателя латиноамериканских танцев. Он посетил Гавану в 1947,

оказалось, что румба на Кубе выполняется с акцентом на счет "два", а не на

"раз", как в американской румбе. Эту технику с названиями основных фигур,

полученных от Pepe Rivera из Гаваны, он стал преподавать в Англии. В 50-ых

он со своей партнершей и женой Дорис Лавелл очень много выступал с

показательными выступлениями и уроками латиноамериканских танцев в

15

Лондоне. С нововведением - только перенос веса на счет "раз", без

фактического шага, танец приобрел очень чувственный и романтический

характер. Счет "раз" - самый сильный счет в румбе, не делая шаг на этот счет,

мы подчеркиваем музыкой активное движение бедер. Вместе с медленным

темпом музыки и музыкальным акцентом на работу бедер танец приобретает

лирический характер. Шаги делаются на счет 2, 3 и 4. Колена выпрямляются и

сгибаются на каждом шаге, повороты выполняются между счетами. Вес

корпуса находится впереди, все шаги делаются с носка.

Pierre Lavelle представил истинную "кубинскую румбу", которая после

долгих споров была официально признана и стандартизирована в 1955.

Румба

-

дух

и

душа

латиноамериканской

музыки

и

танца.

Очаровательные ритмы и движения тела делают румбу одним из наиболее

популярных бальных танцев, многие партнерши считают этот танец

самым любимым.

В настоящее время есть несколько признанных методов Румба: Румба

Cubana (горячих и ритм все), Румба, Болеро (медленный и романтических) и

испанская румба (модальность с четким тоном фламенко).

В 1952 известный английский преподаватель бальных танцев Пьер

Лавелл (Pierre Lavelle) посетил Кубу и увидел оригинальный вариант

танцевания

румбы

с

дополнительными

шагами,

соответствующими

дополнительным ударам в музыке, когда ритм задается ударами кастаньет,

барабанов, с тремя акцентированными «клацаниями». Вернувшись в Англию,

он начал преподавать этот вариант как отдельный новый танец.

Название танца возможно произошло от испанского «Chacha» — «няня»

(очень сомнительно), или «chachar» — «жевать листья коки » (более-менее)

или просто от «char» — «чай», но наиболее вероятно происхождение названия

от быстрого и веселого кубинского танца «Guaracha»(гуарача), а так же от

созвучия с щелчками соответствующих музыкальных инструментов во время

шассе.

16

Танец Гуарача был популярен в Европе в конце прошлого столетия, в

1898 году он был внесен в программу танцевальной ассамблеи в Coupar Angus

в Шотландии.

В 1954 танец впервые был описан как «мамбо с гуэро-ритмом». Гуэро

(guiro) — музыкальный инструмент, сделанный из пустой высушенной тыквы.

Мамбо — гаитянский танец, ставший известным в Европе в 1948 от Прадо

(Prado).

Слово «Mambo» — имя жрицы, точнее богини вуду в негритянской

африканской религии, ритм ранее выстукивали палками по высушенным

черепам. Таким образом, ча-ча-ча происходит от религиозных ритуальных

танцев Западной Африки и кубинских медленных танцев . Есть три основных

варианта мамбо — single, double, and triple; тройной имеет пять шагов на один

такт и именно этот вариант использовался в ча-ча-ча.

Ча-ча-ча сейчас танцуется в ритме 120 ударов в минуту. Шаги делаются

на каждый удар, с сильным движением бедер, колена выпрямляются на

каждом шаге. Вес расположен впереди, на носках, все шаги выполняются с

носка, движение происходит вдоль пола без поднятий и опусканий. Шассе

выполняется на счет «4 и», используется, чтобы подчеркнуть шаг на счет

«раз», который длинее других шагов по музыке.

Во время танца пары должны передать веселый, беззаботный и

развязный характер, в отличие от лиричной румбы. Если румба —

соблазнение и переживание, то ча-ча-ча — это уже сами оргии.

В английском языке, в США первоначальное название сhа-cha-cha

постепенно сократилось до cha-cha, что связано с изменением характера танца.

Другой

латиноамериканский

танец,

который

достигает

широкую

популярность – Samba.

История самбы — это история слияния африканских танцев, которые

пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и

португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной

Америки. В 16 веке португальцы привозили с собой из Анголы и Конго в

17

Бразилию много рабов, которые привезли из Африки такие танцы, как

Catarete, Embolada и Batuque. Эти танцы считались в Европе очень

греховными, поскольку в процессе танца танцоры касались пупками (именно

пупками, а не животами — инквизиция тогда была очень строгая и

интеллектуально развитая).

Embolada — танец, изображающий корову с шарами на рогах для

безопасности, слово «embolada» в Бразилии сейчас — синоним слова

«дурацкий». Batuque был настолько популярен, что король Испании Manuel I

выпустил закон, запрещающий этот танец. Это танец в круге с шагами,

похожими на чарльстон, с парой, танцующей в центре круга. Сложный танец,

образованный из комбинирования движений этих танцев с дополнительными

колебаниями корпуса и бедер, в 1830-ых назывался Lundu. Позднее в танец

были привнесены шаги, которые делают участники карнавала в Рио

(прогрессивные, локи и т.п.), которые назывались Copacabana (название пляжа

около Рио-де-Жанейро). Постепенно высшее общество Рио-де-Жанейро также

стало танцевать этот танец, хотя он был изменен, чтобы можно было

танцевать в закрытой танцевальной позиции (которая тогда считалась

единственно возможной и правильной). Танец тогда назывался Zemba Queca, и

был описан в 1885 как «изящный бразильский танец».

Происхождение названия «Samba» неясно, хотя «Zambo» означает

«ребенок от негра и местной (бразильской) женщины»(мулат). Танец был

позже объединен с Maxixe. Это бразильский круговой танец, описанный как

Two Step. Maxixe был известен в США в начале двадцатого столетия.

Maxixe стал популярным в Европе после шоу в Париже в 1905. Он

танцевался, как шаги польки, исполняемые под музыку хабанеры (Cuban

Habanera). Сейчас в самбе есть движение maxixe, состоящее из шассе и пойнта

(chasse and point).

Вариант самбы под названием Carioca (из Рио-де-Жанейро) стал

известен в Великобритании в 1934. Он исполнялся Фредом Астером в фильме

«Полет в Рио» («Flying Down to Rio»), его первом фильме с Джинджер

18

Роджерс (Ginger Rogers). В США Carioca появилась в 1938, популярность ее

достигла пика в 1941, после исполнения Кармен Мирандой (Maria do Carmo

Miranda da Cunha) в художественных фильмах, особенно в фильме «Той

ночью в Рио-де-Жанейро»(«That Night in Rio» ). Повышенное внимание к

самбе в Европе появилось 1950-ых, когда ей заинтересовалась принцесса

Маргарет, которая играла ведущую роль в Британском обществе. Самба была

стандартизирована для международного исполнения Pierre Lavelle в 1956.

Танец в существующей современной форме все еще имеет фигуры с

разными ритмами, передавая многогранное происхождение танца, например

ботафога (Boto Fogo) выполняется в ритме «1 & a 2», в «четверть счета», а

правые роллы (Natural Rolls) в более простом - «1 2 &», в «половинном

ритме». Бедра выводятся между счетами, вывод имеет специальное название

— «samba tic», вес находится впереди, большинство шагов делается с носка.

Самбу часто называют «южноамериканским вальсом», ритмы самбы очень

популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы — ламбаду,

макарену. Различные варианты самбы — от байона (Baion или Bajao) до

Marcha танцуются на карнавале в Рио-де-Жанейро.

Истинный характер самбы — это веселье и флирт, заигрывание друг с

другом, сопровождающееся неприличными движениями таза с различными

интерпретациями. Если же этого нет, самба теряет очень многое.

В ХIХ веке на юго-востоке США появляется энергичный танец Джайв,

причем одни считают, что он был негритянским, другие — что это военный

танец индейцев-семинолов во Флориде (вокруг пойманного бледнолицего или

его черепа). Есть версия, что негры танцевали его еще в Африке, а затем его

стали танцевать индейцы.

Слово «Jive» похоже на южно-африканское слово «Jev» — «говорить

пренебрежительно». Также «Jive» имеет подобное значение в негритянском

слэнге: «обман, хитрость», хотя возможно происхождение от английского

«jibe», на слэнге — «дешевые товары», «марихуана», и «крутой секс». Точно

19

неизвестно, какое из этих слов было исходным для названия танца и поэтому

неясен изначальный смысл, вкладываемый в этот танец.

В 1880-ых танец уже был конкурсным — его танцевали негры на юге

США на приз, которым чаще всего был пирог, поэтому танец был известен

тогда как Cakewalk (Пирожковая прогулка). При этом танец состоял из двух

частей — сначала торжественная процессия пар, затем заводной танец,

который участники танцевали в специально сшитых костюмах. Музыка,

сопровождающая этот танец, называлась Ragtime (rag — тряпка), возможно,

потому, что участники одевали их лучшие «тряпки» (одежду), или потому что

музыка была синкопированная и «рваная». Музыка и танец были популярны

среди негритянского населения Чикаго и Нью-Йорка. Этот зажигательный

негритянский

танец

с

энергичной

музыкой

резко

контрастировал

с

ограниченным и строгим танцем верхних белых классов

США и Великобритании.

Со смертью королевы Виктории в 1901 общество почувствовало

большую свободу и огромное количество простых танцев, основанных на тех

же ритмах, стало популярно и среди белых: путаник янки, техасская тряпка ,

вертлявые скачки, виляющая бочка, на корточках, чесотка, молотьба и жатва

(the Yankee Tangle, the Texas Rag, the Fanny Bump, the Funky Butt, the Squat, the

Itch, the Grind and the Mooche ). Некоторые имели животные названия, явно

сельского и пантомимического характера: хромая утка, несущаяся лошадь,

медведь гризли, шаг краба, скала орла, летящая петля, турецкий шаг, прыжок

кенгуру, рыбий шаг и скачки кролика (Lame Duck, Horse Trot, Grizzly Bear,

Crab Step, Eagle Rock, Buzzard Lope, Turkey Trot, Kangaroo Dip, Fishwalk and

Bunny Hug). Все эти танцы исполнялись под музыку рэгтайм, с акцентами на

ударах 2 и 4, в синкопированных ритмах. Все они использовали те же самые

элементы, что сейчас есть в джайве и других латиноамериканских танцах: шаг,

рокк, бросок, баунс (сокращение мышц брюшного пресса), свей (растягивание

мышц корпуса — боков — couples doing a walk, rock, swoop, bounce or sway).

20

Закрытая позиция считалась неприличной и иногда леди носили специальные

корсеты , чтобы не коснутся случайно телом партнера.

В 1934 Кэбом Каллоуэем (Cab Calloway) был описан танец, который он

увидел в Гарлеме и назвал безумием нервных скачков (the frenzy of jittering

bugs), эта вариация танца стала называться Jitterbug (джэтэберг), который

особенно был популярен в Америке в сороковых годах. Современный джайв

все еще имеет Bunny Hug (Скачок Кролика) как один из основных шагов. Это

то самое шассе в сторону — когда кролик или заяц пугается, он с места

прыгает

в

сторону.

Эти

основные

шаги

составлены

из

быстрого

синкопированного шассе (шаг, приставка, шаг) влево и вправо (у партнерши

наоборот), вместе с более медленным шагом назад и возвращением вперед.

Бедра выводятся на счет «и» после каждого шага, вес находится сильно

впереди на всех шагах, причем все шаги делаются с носка. Во время шассе

(например, влево) ступня ноги, с которой делается шаг (левой), поднимается

на уровень колена опорной ноги, при этом далее правая нога поднимается так

же сильно и создается оптическая иллюзия «moonwalk» (лунных шагов),

танцоры при этом кажутся невесомыми. В самом начале, в 1927, танец был

только молодежным. Танцоры постарше не одобряли его и пробовали

запрещать по причине непрогрессивности: он танцевался на месте, что мешало

другим

танцорам,

двигающимся

по

линии

танца.

Танец

оставался

молодежным и впоследствии, видоизменяясь в свинг, буги-вуги, би-боп, рок,

твист, диско и хастл (Swing, Boogie-Woogie, Be-Bop, Rock, Twist, Disco and

Hustle). В этом танце на соревнованиях танцоры стараются показать, что после

четырех танцев они не утомлены, и все же джайв — последний танец, и

достаточно сложен для исполнения. Джайв очень сильно отличается по

характеру и технике от других танцев латиноамериканской программы, часто

пары, хорошо танцующие первые четыре танца, танцуют джайв слабее, а

другие — наоборот.

Еще один не менее чувственный танец латиноамериканской программы

носит название «Paso Doble». Оно происходит от испанского «Два Шага» и

21

отличается от словосочетания, обозначающего «Танец для двоих». «Два

Шага» – это обращение к природе шагов, которые исполняются в ритме 1/2.

Танец может быть противопоставлен его альтернативному описанию –

как «Один Шаг», который получил такое название за то, что партнеры делают

только один шаг на встречу друг другу в один такт музыки.

Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных

с различными аспектами испанской жизни. В частности в основу танца

пасодобль положены элементы боя быков. Танец олицетворяет Тореро

(мужская партия) и его соперника — быка (партнерша). Пасодобль

исполняется

под

характерную

музыку

марша,

которая

традиционно

используется для процессии во время начала корриды. История боя быков

относится к временам древнего острова Крит. Но в Испании коррида

появилась только в 1700-ых годах.

В высших кругах Парижа пасодобль стал популярен в 1930-ых годах, и

получил французские названия для многих своих шагов и движений.

Популярность танца была ограничена лишь в английском обществе.

Версия

танца,

которая

исполняется

на

соревнованиях,

должна

исполняться с высоко поднятой грудью, широко расправленными плечами и

опущенной головой, с характерным взглядом из-под бровей на разъяренного

быка. Вес тела переносится вперед, а большинство шагов вперед делаются на

пятку. Часто танец исполняют на мелодию «Испания цани» (испанский

цыганский танец), в музыке которого три крещендо. Основные моменты танца

обычно подчеркиваются драматическими позами, добавляя привлекательности

и без того захватывающему танцу.

Сегодня невозможно определить, какие из латиноамериканских танцев

первыми появились на европейском континенте, но совершенно ясно, что уже

к 1954 году все вышеперечисленные танцы пользовались такой большой

популярностью, что были включены в соревнование по спортивным танцам.

Итак, в конкурсную программу спортивных бальных танцев вошли

именно эти танцы: Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасодобль и Джайв. В

22

латиноамериканской программе танцоры не стремятся к взлету и легкости (как

в европейской программе), они неистово извиваются, и как будто готовы

прыгнуть, но этот прыжок скорее напоминает прыжок хищника. В "латине"

танцоры общаются с землей, в то время, как в "стандарте" они обращаются к

пространству,

воздуху.

Латиноамериканские

танцы

возникают

на

фольклорной основе. Эти танцы также как и европейские предназначены

только для парного исполнения, но в них (в отличии от европейских) нет

строгой "закрытой позиции": иногда партнеры поддерживают контакт только

руками, а некоторые движения исполняются даже и без этой поддержки.

Основной

характерной

чертой

латиноамериканских

танцев

является

синкопированный ритм, который преобладает над мелодией. Все движения в

латиноамериканских танцах подчинены этому ритму и лишь в некоторых

случаях обыгрывают мелодию.

Базовая техника латиноамериканских танцев, в отличие от европейских,

впервые была упорядочена и описана Уолтером Лэрдом (Walter Laird).

23

Литература

1.

Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.; Советская

Россия, 1982. - 43с.

2.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2000.

3.

Ивановский И. П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.-М., 1948.

4.

Худяков С. Н. История танцев. ч.2. СПб, 1914 г.

5.

Современные бальные танцы, Сов. Россия,, 1981.

6.

Современный

спортивный

бальный

танец:

исторический

опыт,

современные проблемы, перспективы развития: Межвузовская научно-

практическая конференция, 22 февраля 2013г.-СПб.: СПбГП, 2013.

7.

Дегтярева Е.Ю. Популяризация бальных танцев и перспективы их

дальнейшего развития / Е.Ю. Дегтярева. – М.; Вестник МГУКИ, 2013.

8.

Неминущий Г.П., Дукальская А.В. / Бальные танцы. История и

перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001

9.

Шульгина А.Н., Бальные танцы с конца ХИХ века до наших дней,

ГИТИС, 2012.

10. Погорелов В.П., Русские историко-бытовые бальные танцы: (базовые

танцы), Век информации, 2011.

11.М.Ф. Попова, Бальные танцы, Сов. Россия, 1987.

24



В раздел образования