Напоминание

"Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"


Автор: Бохондоева Рима Кимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Нельхайская СОШ
Населённый пункт: село Апхульта Аларский район Иркутская область
Наименование материала: конспект урока литературы в 11 классе
Тема: "Как человеку человеком быть" по пьесе А.В.Вампилова "Старший сын"
Раздел: полное образование





Назад




ФИО учителя: Бохондоева Рима Кимовна Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Нельхайская средняя общеобразовательная школа Дата формирования документа: 2012 г Урок литературы в 11 классе 2 урока Тема: «Как человеку человеком быть?» по пьесе А. Вампилова «Старший сын» Цели: 1. Показать на примерах героев А.Вампилова необходимость активной доброты, внимания к людям, сострадания, милосердия; раскрыть авторскую позицию – протест против равнодушия, черствости, эгоизма. 2. Развитие умения учащихся выражать свои мысли, развитие речи учащихся. 3. Воспитание умения учащихся слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту, разбираться в людях. Оборудование: 1. Портрет А.В.Вампилова 2. Эпиграф к уроку (высказывание В.Г.Распутина) 3. Вопросы (запись на доске) 4. Иллюстрации к пьесе «Старший сын», выполненные учащимися 5. Презентация к уроку 6. Тексты пьесы А.Вампилова «Старший сын» 7. Презентация к уроку Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… В.Распутин Вопросы на доске:
1. Какова фабула пьесы? 2. Кто её главные герои? Второстепенные? Кого можно отнести к внесценическим персонажам? 3. Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старший сын»). Какое из них самое удачное? 4. Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых? 5. Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их сопоставление? 6. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову? 7. Какова роль Макарской, соседа в пьесе? 8. В чем заключена проблематика, главная идея пьесы? 9. К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему? 10.В чем проявилась авторская позиция? Ход урока 1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя. Вампилов часто ставит своих героев в анекдотические ситуации (возьмем его одноактные пьесы «20 минут с ангелом», «История с метранпажем», названные вместе «Провинциальными анекдотами»). Какая в них поднимается кутерьма, в которую вовлекаются все герои, и как много смешного, грустного и тревожного успел раскрыть в нашей жизни, в человеческих взаимоотношениях Вампилов! Вот и в «Старшем сыне» анекдотическая ситуация. В будни семьи Сарафановых нежданно-негаданно врывается не существующий в реальности «старший сын». 1. Какова фабула пьесы? (учащиеся кратко рассказывают фабулу произведения) 2. Герои пьесы (учащиеся называют главных героев, второстепенных, внесценических) 3. Смысл названия пьесы Учитель: первоначальные названия пьесы у Вампилова были «Нравоучение с гитарой», затем «Предместье». Словарная работа: нравоучение – урок (с гитарой) Учитель: да, бездумная мистификация обернулась для студента Бусыгина суровым уроком и нравственным испытанием.
- «Предместье». Что означает это слово? Какой смысл вкладывал

автор в это название?

Учитель: в мире, изображенном Вампиловым, нет крупномасштабных событий. Есть будничность, есть самые обыкновенные люди с их повседневными заботами и интересами – все как в жизни. Да и сфера действия в пьесах Вампилова, как правило, провинция, таежная глубинка, окраина большого города. Однако понятие предместья у писателя не столько административно-территориальная, сколько нравственная. Главны герой – студент Бусыгин – показан в драматически напряженный момент своей жизни, на пороге, который надо переступить, чтобы расстаться со своим «духовным предместьем» («ничего не знаю: моя хата с краю») -
Почему он остановился на названии «Старший сын»?
(«Старший сын» наиболее удачное, т.к. главный герой – В.Бусыгин – вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью) 4. Семья Сарафановых Учитель: Глава семейства Андрей Григорьевич мягкий по характеру, все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. -
Можно ли его назвать неудачником?
(Нет, неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. В противовес соседу, отказавшему в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если они не выдумали эту историю с «побочным сыном». Но самое главное – Сарафанов дорожит своими детьми и любит их) -
Как называла Сарафанова его бывшая жена? К кому она ушла?

Прочитайте (действие 1, картина 2)
(Жена Сарафанова бросила двух детей и малоперспективного музыканта ради инженера, «серьезного человека»: «Пойми, блаженный…», «Блаженный, подумай о себе…», «У тебя семья, блаженный…», «Прощай, блаженный…». И она, с точки зрения дочери Нины, тоже «серьезного человека», права: «…на работе у него вечно какие-то сложности. Он неплохой музыкант, но никогда не умеет за себя постоять…»)
- Как относятся дети к отцу?
(Дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он утраивает пожар, не мучаясь
совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского. В Нине, умной, красивой девушке, отметим практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет её жизненные ориентиры).
5.

Сопоставление образов Бусыгина и Сильвы.
Учитель. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно, во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в особых обстоятельствах, персонажи проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность» устремлений делает его сильным, благородным. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: он при живых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывает Володе: «На, говорит (отец), тебе последние 20 рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел».
- Случайно ли Вампилов сделал истоки судеб героев похожими?
(Нет, не случайно. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он разоблачает Володю, заявляя, что тот «не сын и не брат, а рецидивист»)
6.

Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову? Прочитайте ремарки

автора о Кудимове. Как автор относится к герою?
Учитель. «Серьезный человек» Кудимов, курсант летного училища, этакий хорошо отлаженный автомат. У этого персонажа «непробиваемая душа». Такие люди и в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он все время улыбается. Добродушен»,- говорит он нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко выраженный тип «правильных людей», кот орые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу.

8.

Какова роль Макарской в пьесе? Прочитайте по ролям действие 2

(картина 1)
Учитель. Включенная в семейную интригу Наташа Макарская показана глубоко порядочным, но несчастным, одиноким человеком. Автор углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до грани отчаяния. -
Какова роль соседа? Чтение по ролям действие 1 (картина 1)
Учитель. В образе соседа выведен тип человека, обывателя, который всего боится («разглядывает с опаской, подозрением», «сосед удаляется молча и боязливо»), ни во что не вмешивается. 9.
В чем заключена проблематика, главная идея пьесы?
(проблема поиска смысла человеческого существования, одиночество в огромном мире людей, проблема совести, проблема духовного родства, поиск истинных ценностей жизни) Учитель. Проблематику и главную идею пьесы надо искать в самом названии драматического произведения. Автор не случайно замени л «Предместье» на «Старший сын». Главное – не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие – вот главная идея комедии А.Вампилова. Быть по духу родными – это больше, чем по рождению.
10.К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему? (
Автор не определяет жанра пьесы. Можно отнести её к комедии. Но наряду с комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской). Учитель. О жанровом своеобразии пьес Вампилова высказано немало суждений. Почти никто не воспринимает его комедии однозначно. Чаще всего их расценивают как «серьезные комедии», «серьезные анекдоты», «притчи» и т.д., приходя в конечном итоге к сопоставлению с Чеховым. Так «Утиную охоту» и «Прошлым летом в Чулимске» можно назвать по- чеховски психологическими драмами, а «Старшего сына» и «Прощание в июне» - по-чеховски лирическими комедиями.
11. В чем проявилась авторская позиция? Как относится к основным

героям автор? Что утверждает в человеке и что отрицает?
Учитель. Подводя итоги обсуждения пьесы, обратим внимание к высказыванию писателя Валентина Григорьевича Распутина о драматическом творчестве Александра Вампилова (эпиграф).
В конце 60-х – начале 70-х годов «Старший сын» был поставлен более чем в пятидесяти городах нашей страны, а также за рубежом. В 1976 году режиссер В.Мельников снял телефильм по этой пьесе. В 1983 году композитор Геннадий Гладков написал одноактную оперу. Прошло более 40 лет с того времени, как была написана пьеса (1967 г), а проблемы, поднятые Вампиловым в ней, стали ещё более актуальными. Конфликт между «серьезными людьми» (Кудимовыми), умеющими жить в любых условиях, и «несерьезными», «блаженными» (Бусыгиными, Сарафановыми), людьми, не умеющими и не желающими приспосабливаться к любым условиям жизни, этот тлеющий на заднем плане социальный конфликт в наше время стал ещё острее. Вампилов своим творчеством говорит нам, сегодняшним: «Надо оставаться человеком даже среди тех, кто не знает, что такое честная работа и благородство. Надо найти в себе силы, чтобы преодолеть эту инерцию падения. И искать опору рядом. Помогать, поддерживать друг друга в трудный момент. Друзья не дадут пропасть. Не предавать, не обманывать их. Иначе они отвернутся». Домашнее задание: написать сочинение (примерные темы: «Останешься ли ты, человек, человеком?» (В.Распутин), «Мои впечатления от пьесы А.Вампилова «Старший сын», «Истины Александра Вампилова» (обзор творчества драматурга) Итог урока.


В раздел образования