Напоминание

" Сказкотерапия для детей дошкольного возраста"


Автор: Зиборева Вера Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 301
Населённый пункт: красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: " Сказкотерапия для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия для детей и родителей.

В обязанности родителей входит не только дать своему чаду образование, но

и привить ему хорошее поведение, правильные черты характера, когда нужно

побудить его к действиям, в которых он заинтересован. Такие методы нельзя

сопровождать криком, руганью или другими нежелательными мерами. Нужно

доставить ребёнку информацию более понятным для него способом,

например, таким как сказкотерапия для детей

Сказкотерапия – это моделирование ситуаций, которые приводят к

желательному результату, корректируя поведение и мышление ребенка, по

большому счету рассматриваются и последствия негативного поведения.

Сказкой мы показываем возможное решение какой-то детской проблемы,

ребенок просто наблюдает и делает какие-то выводы.

В реальной ситуации он имеет свободу выбора как ему поступать.

На протяжении тысячелетий народы мира при помощи сказок прививали

детям уважение к людям, доброту, отзывчивость, искренность,

предприимчивость и другие прекрасные качества, которые ценятся и в наши

дни.

Поэтому сказкотерапия не может программировать, она научает различать

добро и зло. Не все классические сказки выполняют эту функцию, ведь

нередко в них показывают добрых фей, которые занимаются колдовством, что

не является по сути добром.

Основным достоинством сказкотерапии для детей является возможность

проводить процесс без психотерапевта, освоив главные приёмы влияния на

поведение своего чада без давления.

Как происходит воздействие психологических сказок на детей?

Сказкотерапия понятна малышам больше, чем нудные нравоучения и

указания. Она помогает заглянуть в его внутренний мир, повлиять на него,

скорректировать ситуацию в нужное русло, а также дать понять, что не у

одного его происходит такая ситуация.

Благодаря тому, что в сознании ребёнка смыты границы понимания реального

и сказочного, он по-настоящему переживает все события, происходящие с

героями, принимает их близко к сердцу и анализирует.

Ребёнок до 2-х лет не способен проанализировать смысл волшебного рассказа

и установить причинно-следственную связь, которая должна внести в его

сознания примеры правильного поведения, возможные опасности. А вот

после двух лет можно смело использовать простые терапевтические сказки.

Они успокоят малыша во время истерики и перед сном, помогут накормить

ребёнка и развить память.

С 3-х лет рекомендуется усилить сказкотерапию. Лучше использовать сказки

для детей о взаимоотношениях людей с животных. В таком возрасте малыши

уподобляют себя с животными и их поступки сравнивают со своими.

Применять психологические приёмы для школьников можно уже через басни

и новеллистические сказки, которые углубляют ребёнка во внутренний мир и

помогают справиться с конфликтными ситуациями со сверстниками или

родными. Примерами сказкотерапии для детей также являются притчи и

стишки. Изюминкой таких поучительных рассказов являются ирония и

шутки.

Закомплексованным детям дошкольного и старшего школьного возраста,

страдающим низкой самооценкой, лишённым родительского внимания и

ласки, рекомендуется читать волшебные произведения, в которых происходят

чудеса, мистические явления и необыкновенные трансформации. С помощью

них подсознание ребёнка заполняется жизненной мудростью, описываемой в

каждой сказке.

Одним из преимуществ данного метода терапии является то, что родители

необязательно должны иметь специальное образование, но они чётко должны

понимать, что они делают и чего хотят добиться, используя психологические

рассказы. Уберечь кроху от таких страхов, как нахождение в темноте или на

высоте, купание в воде, приём у врача.

Развить творческие способности, которые в последующем насытят будни

ребёнка яркими и интересными занятиями.

Указать крохе на плохие и хорошие поступки. Например, что нельзя обежать

меньших детей, брать без спросу чужие игрушки, лгать.

Убрать проблемы с физическими проявлениями: плохой процесс трапезы,

рисование на обоях, писание в постель.

Справится с переживаниями, связанными с потерей родственников, близких

ему людей или домашних животных.

Побороть агрессию и гиперреактивность.

Правильно изложить несправедливые вещи повидимости ребёнка. Например,

почему другу купили собаку, а ему нет.

Подготовить кроху к взрослой жизни, научив принимать правильные и

самостоятельные решения.

Главный герой, похожий на вашего малыша характером и поступками.

Похожая жизненная обстановка для понимания ребёнка, что у главного героя

общего с ним. Придуманная история персонажа, в которой существует

проблема, пугающая кроху. Предложения в несколько решений проблемы и

выбор самого правильного. Если в рассказе будет присутствовать

второстепенный герой, помогающий решить проблему, его также важно

описать. Ключевая развязка, объясняющая главному персонажу, в чём он был

неправ, и какие действия помогут исправить ситуацию.

Во время повествовательного рассказа крохе также можно поучаствовать,

предложив определить самому варианты решения проблемы главного героя.

Это позволит родителям лучше узнать своё чадо, а, именно, что его больше

тревожит.

На первом этапе родители могут растеряться, придумывая сказку, поэтому

рекомендуется посетить несколько занятий у специалиста-психолога или

прочитать специальную литературу.

Пример сказок.

«Кошкин дом»

Вашим помощником в воспитании щедрости, сочувствии другим,

взаимопомощи может стать эта сказка. Важно не только читать, надеясь, что

ребенок сам поймет мораль, важно обсуждать с ним прочитанное.

«Теремок»

Оптимистичная сказка о взаимовыручке.

« Маша и медведь»

Сказка о смекалке и находчивости

«Три сказки деда Семена

Дед Семен расскажет лечебные сказки о гордыне, хвастовстве, о доброте и

ответственности за свои поступки. Читаем вместе с детьми и обсуждаем.

« Легкий хлеб»

Сказка формирует представление ребенка о том, что ничто в жизни не дается

просто так. Чтобы достичь чего-то, нужно потрудиться, а за "легкий хлеб"

нужно платить.

Любая сказка оставляет свой отпечаток в своем читателе или слушателе.

Сказки, представленные здесь о вечном, о главном, о хорошем, о добре и зле,

о дружбе, смелости, любви, отзывчивости, благородстве и других

добродетелях.

Сказка вырисовывает картины в воображении ребенка и населяет его

внутренний мир своими персонажами. Благодаря сказкам, у ребенка

формируются эталоны желательного поведения.

Роль сказки в жизни ребёнка велика. И вот почему.

Содержит намёк. Основной прием, используемый в сказках – метафора. В

форме метафоры до ребенка доносятся человеческие ценности и извечные

истины. С помощью сказки мы учимся понимать, что такое добро и зло,

хорошо и плохо. Терапевтическая метафора бывает двух видов: прямая и

косвенная. Истории первого типа адресованы сознанию и содержат, точную

модель поведения. Сказки второго типа несут «тайное» послание, оказывают

косвенное воздействие, заставляют делать собственные выводы. Такие

притчи преподносятся якобы случайно, но с привязкой к обстоятельствам.

Выполняет функцию воспитания. На примере героев истории становится

понятно, как нужно себя вести в конкретных случаях, почему важно быть

добрым, терпеливым, честным, трудолюбивым, уметь найти выход из

сложившейся ситуации.

Показывает причинно-следственные связи. В сказке герои получают по

заслугам за свои действия. Слушатель делает выводы, чем оборачиваются для

действующих лиц их поступки и слова.

Обучает. Как устроен мир? Какие отношения складываются между людьми?

Малыш узнаёт что-то новое, неизведанное ранее. Он получает представление

о явлениях и закономерностях окружающего мира. Дидактические сказки

сделают образовательный процесс увлекательным, запоминающимся.

Корректирует поведение без насилия и наказаний. Вместе с героями

сказочных историй ребята обретают надежды, обуздывают эмоции. Рассказы

с одинаковым началом: «Один мальчик…» могут стать спасением в спорах. А

дальше по ходу развития событий: не чистил зубы, снимал шапку на улице

зимой, наступил на люк, взял острые ножницы… И объявите результат. Что

случилось с мальчиком?

Итак, почему же терапевтические сказки обладают таким влиянием на детей?

Сказка – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и

наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на

внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести

жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого

есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в

состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты,

и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с

героями. С помощью нехитрых советов вы сможете помочь вашим детям

решить возрастные проблемы с помощью терапевтических сказок, не

прибегая к такому неэффективному методу, как наказание.

В любых случаях сказка способна совершить чудо, когда другие средства не

помогают. А противопоказаний не существует!

Таким образом, сказкотерапия готовит детей к самостоятельному принятию

решений, корректирует их поведение, формирует в них стрессоустойчивость,

жизнерадостность, делает их более адаптивными.

Читать сказки ребенку, обсуждать с ним героев, устраивать домашние

представления с участием детей могут все родители. И нужно обязательно

использовать это проверенное веками средство. Любовь и внимание к своему

ребёнку позволят родителям вовремя выбрать нужную сказку и правильно

поработать с ней, став союзником малыша на пути приобретения жизненного

опыта.

Литература

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую

сказку.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем.

Логинова О.И. Сказкотерапия.



В раздел образования