Напоминание

Конфликты в спорте и управление ими


Автор: Королёва Ольга Сергеевна
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ СШ «Уникс-юниор» г. Казани
Населённый пункт: Г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Конфликты в спорте и управление ими
Раздел: дополнительное образование





Назад




КОНФЛИКТЫ В СПОРТЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Актуальность.

Конфликты в физкультурно-спортивной сфере возникают

часто и повсеместно. Это и не удивительно, так как спорт представляет собой

соревновательную деятельность, в которой каждый участник желает превзойти

своих соперников и стать победителем. Острая конкуренция среди участников

различных соревнований становится источником конфликтов в среде

болельщиков, спортсменов, тренеров, спортивных организаций. Поводом для

конфликтов служат различные причины – такие как, предвзятое или

некомпетентное судейство, противоречивые коммерческие интересы,

несогласие в вопросах допинга и дисквалификации, мошенничество и

договорные матчи, коррупция и взятки. Спорт, обладающий огромным зарядом

эмоций и нервного напряжения, способен оказывать на людей как

положительное, так и отрицательное воздействие. Поэтому минимизация

негативных всплесков и недопущение разрастания негативных проявлений –

задача чрезвычайно важная и практически значимая. Актуальность изучения

проблемы конфликта в сфере спорта не вызывает сомнения, поскольку

практика спортивной деятельности приводит многочисленные примеры

разногласий.

Понятие конфликт и конфликтная ситуация

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов,

стремлений. Анализ различных конфликтных ситуаций позволил выделить

некоторые их разновидности. Прежде всего, конфликты следует различать по

направленности, значимым системам ценностей, потребностям, идейной

убежденности тех людей, которые в них участвуют. Естественно, масштаб

конфликтов и количество участвующих в них людей могут быть различными.

По этому признаку можно выделить: - межгрупповой, - межличностный, -

внутриличностный.

Межгрупповой конфликт возникает в момент состязания команд или

спортивных групп. Он проявляется не только в командных, но и в

индивидуальных видах спорта, не только в единоборствах, но и там, где

спортсмены лишены контактов друг с другом.

Однако публичность межгрупповых конфликтов в разных видах спорта

различна. В таких видах спорта, как хоккей, футбол, гандбол, бокс, они

очевидны для всех, проявляются ярче и встречаются чаще, нередко принимают

крайне обостренные формы, выражающиеся в агрессивном поведении по

отношению к сопернику (толчки, удары, сбивания, запрещенные приемы и т.д.).

Межличностный конфликт - это столкновение интересов и взглядов двух

или более личностей. Межличностные конфликты могут происходить как

между спортсменами разных команд, так и внутри одной команды.

Межличностные конфликты могут быть: по времени протекания - длительными

и кратковременными; по направленности - обоюдными, двухсторонними, и

односторонними; по форме проявления - скрытыми и открытыми; по

последствиям - разрушительными и созидательными; по замыслу -

намеренными, имеющими цель, и преднамеренными; по сфере, в которой они

возникают - деловыми и бытовыми, неформальными.

Самый распространенный вид конфликта. Это конфликты в системе

«тренер-спортсмен», «тренер-группа», «спортсмен-спортсмен», «спортсмен-

группа», «спортсмен-родители», «тренер-родители» и др.

Внутриличностный конфликт - это состояние внутренней структуры

личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов

разработана А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которые предложили взять за

основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности и выделили

следующие основные его виды: мотивационный, нравственный,

нереализованного желания, ролевой, адаптационный и неадекватной

самооценки: «хочу» - «хочу»; «хочу» - «не могу»; «хочу» - «надо»; «могу» - «не

могу»; «надо» - «надо»; «надо»-«не могу»

2

«Хочу» - «хочу» - конфликт между бессознательными стремлениями,

между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя

положительными тенденциями.

«Хочу» - «не могу» - конфликт нереализованного желания, или комплекса

неполноценности.

«Хочу» - «надо» - конфликт между желанием и долгом.

«Могу» - «не могу» - конфликт неадекватной самооценки возникает из-за

расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей.

«Надо» - «надо» - конфликт между должным и сущим, между моральным

идеалом и действительностью, обусловленный необходимостью выбора между

силами равной величины, действующими на личность.

«Надо» - «не могу» - конфликт между стремлением к самоактуализации и

реальным.

Конфликтная ситуация - это объективно воспринимаемые людьми

взаимоисключающие позиции по какому-либо вопросу (значимая для них

проблема), стремление к противоположным целям, использование любых

средств для их достижения. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит

субъект возможного конфликта и его объект.

Причины возникновения конфликтов в спорте

Конфликты всех классов имеют причины возникновения и их можно

классифицировать.

1.

Уровень специфических и профессиональных качеств, лежащих в

основе спортивного мастерства (неодинаковая физическая и техническая

подготовка членов спортивных команд в экстремальных ситуациях становится

причиной, вызывающей претензии, обвинения или отказ от совместных

действий).

2.

Пол, возраст и росто весовые показатели спортсменов (акробатика,

фигурное катание, гимнастика).

3

3.

Различия в психофизиологических характеристиках (разная

скорость переработки информации и мышления, темп и ритм выполняемых

движений).

4.

Качества личности взаимодействующих сторон

В формальной сфере общения у тренеров:

Предрасположенность к конфликтному поведению

Стремление к власти

Низкие моральные и нравственные потенциалы личности

Отсутствие выдержки и терпения

Грубость и бестактность в общении с учениками и т.д.

У спортсменов:

Отсутствие исполнительской дисциплины

Отсутствие желания самоотверженно тренироваться

Неумение переносить (терпеть) максимальные нагрузки

Нежелание принести себя в жертву командным интересам

Отсутствие бойцовских качеств

1.

К личностным качествам, способным вызвать конфликт в

неформальной сфере общения, следует отнести:

- зависть, ревность, неспособность к сочувствию;

- повышенное самомнение, высокомерие

- неискренность и злорадство по поводу неудач товарищей по команде

- агрессивность и грубость в общении

4

- пристрастие в оценках, отсутствие справедливости

- предрасположенность к конфликтному поведению

2. Неадекватное общение:

- форма межличностного обращения и манера поведения

- низкий культурный уровень и интеллект, недостаток в воспитании

- неадекватность наказания за совершенные спортсменами поступки

3. Негативные психические состояния:

- эмоциональная возбудимость, нервозность, раздражительность;

- пассивность-агрессивность;

- физическое-психическое утомление;

4. Причины спортивно-производственного характера:

- плохое состояние учебно-тренировочной базы и инвентаря;

- неудовлетворительные условия проживания и питания на сборах;

- отсутствие на спортивной базе гигиенических условий.

5. Причины организационного и профессионального характера:

- низкая организация и ведение занятий;

- отсутствие моральных и материальных поощрений;

- форсирование тренировочных нагрузок;

- отсутствие галантности в решении вопросов комплектования команды.

6. Причины бытового характера:

- неудовлетворенность бытовых и материальных потребностей;

- конфликты в семье и ближайшем окружении;

7. Изменение иерархической структуры группы, перераспределение ролей,

функций и статусов:

8. Пресыщенность общением.

5

Способы управления конфликтами в спорте

Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах:

внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным

поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления

конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого

сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать тренер,

лидер или посредник (медиатор).

Управление конфликтом через решения проблемы осуществляется в

следующем порядке:

- Выявление решения, которое приемлемо для обеих сторон конфликта.

- Акцент внимания на проблеме, а не на личных сторонах конфликтной

ситуации.

- Разработка атмосферы доверия.

- Создание позитивного отношения среди спортсменов, которые

учувствуют в конфликтном событии.

Управление конфликтами предполагает целенаправленное воздействие:

- на устранение причин, из-за которых возник конфликт;

- на коррекцию поведения лиц, из-за которых возник конфликт;

- на поддержку контроля за развитием конфликта.

В практике управления конфликтами выделяют три направления: уход от

конфликта; подавление конфликта; собственно, управление конфликтом.

Каждое из названных направлений реализуется с помощью специальных

методов. Отход от конфликта, его преимущество, заключается в том, что

решение принимается оперативно. Уход от конфликта не следует применять,

когда проблема конфликта является очень важной. Разновидность метода ухода

от конфликта – метод бездеятельности. При использовании бездеятельности

развитие событий отдается времени, идет стихийно, по течению. Бездействие

является положительным методом только лишь в полной неопределенности,

6

когда невозможно предусмотреть варианты развития событий. Многие

специалисты, которые профессионально занимаются вопросами разрешения

конфликтов, считают, что процесс управления конфликтами зависит от

множества факторов, значительная часть которых плохо поддается тренерам

или руководству спортивной организации. Подавление конфликта -

применяемые в этих случаях приемы включают как «джентльменские», так и

далекие от них формы воздействия на противоположную сторону. Нередки

создания дополнительных препятствий в форме скрытого или открытого

сопротивления

Межличностные конфликты в спорте

Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее

возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых

нацелены как тренер, так и весь коллектив.

Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и

рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия,

искать и устанавливать личные, деловые контакты, которые являются первым и

основным условием возникновения формальных отношений. В ходе этого

процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между

участниками совместной деятельности.

В процессе формализованных совместных действий благодаря личным

контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и

связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу,

т. е. возникают неформальные отношения.

Возникновение и формирование межличностных отношений в

спортивных коллективах происходят в соответствии с общими

закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда

однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

-- возникновение потребности и ее осознание

7

-- превращение потребности в стойкий интерес к той или иной

деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность

-- сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями

той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения

потребностей

-- формирование мотива поведения, направленного на поиск

деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность

-- установление контактов и связей с тренером и спортсменами в

процессе деятельности; возникновение формальных, взаимоотношений,

способствующих удовлетворению потребности

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между

спортсменами (горизонтальный уровень) и отношения спортсменов с тренером

(вертикальный уровень).

Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться

на формальный и неформальный.

Тренеры сталкиваются с самыми различными проблемами

межличностного общения при организации совместной деятельности, при

сплочении занимающихся и организации их взаимоотношений, при

предупреждении или прекращении конфликтов между воспитанницами,

установление контакта с новенькими. Не всегда разногласий удаётся избежать.

Причиной может послужить практически все. В таком случае, следует помнить,

что возрастные особенности, темперамент, индивидуально-типовые

особенности личности играют немаловажную роль и неизбежно откладывают

свой отпечаток на специфику мышления и взаимоотношения между девочками.

Небольшие межличностные конфликты возникают в основном между:

- спортсменом и тренером обусловлены задачами (требованиями)

деятельности, системой ценностей (факторы, которые формируются в процессе

тренировок), потребностью тренера и спортсмена, их представлением о

взаимных отношениях, мотивацией, условиями и дисциплиной;

8

- спортсмен и спортсмен (несовпадение мнений - цвет спортивной

экипировки, личная неприязнь, зависть);

- тренер и родитель (расхождения в понимании родителями роли и

сущности спорта и плохая успеваемость детей в школе, завышенные

требования и т.д.).

Любые конфликты (часто возникающие, длительные или неразрешенные)

оказывают деструктивное влияние и приводят к снижению результативности

тренировочной и соревновательной деятельности.

Спорт представляет собой неотъемлемую составную часть жизнедеятельности

общества. Различия людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех

или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому

же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения

поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то

возникает конфликт или конфликтная ситуация.

Без знания причин возникновения, развития и видов конфликтов трудно

рассчитывать на их эффективное регулирование. Эти знания помогут тренеру

предотвратить или урегулировать конфликт на стадии зарождения. Для этого

необходима определенная позиция, которую должен занимать тренер в

конфликте на основе принципов управления конфликтами.

9

10



В раздел образования