Автор: Елена Владимировна Бабичева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: конспект НОД по развитию речи
Тема: Осенний лес
Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад № 50 комбинированного вида «Семицветик»
Конспект
занятия по развитию речи в средней группе
Тема: Осенний лес
Выполнила: Бабичева Е.В.
НОВОСИБИРСК 2024г
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально-
коммуникативное, физическое
Развивающая предметно-пространственная среда: НОД проходит в
групповой комнате.
Материалы и оборудование: картины с изображением осени, листья
вырезанные из бумаги, сухие листья (береза, клен, дуб)
Методические приемы: Художественное слово, использование наглядности,
игровая ситуация, физминутка, использование мнемотаблицы, сюрпризный
момент.
Предварительная работа: Беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке
за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.
Цель: закрепить знания об осенних явлениях
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания об осени;
Активизировать в речи прилагательные, глаголы;
Формировать умение согласовывать существительные и прилагательные,
существительные и глагол.
Развивающие:
Развивать интерес и любознательность;
Развивать внимание, память, речь, зрительное восприятие;
Развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
Развивать диалогическую речь;
Закрепить произношение звука ш;
Развивать длительный плавный выдох.
Воспитательные:
Создавать у детей радостное настроение;
Вызывать у детей интерес к занятиям;
Воспитывать бережное отношение к природе
Вводная часть (мотивационный, подготовительный)
Приветствие: «доброе утро»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется_
Утро доброе начнется.
В: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и поздороваемся
«Доброе утро».
Ребята, я предлагаю вам отправится в небольшое путешествие. Вы согласны?
Дети: Да.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
В: Я предлагаю отправится в необычный осенний лес. Но сначала давайте
вспомним, как мы ведем себя в лесу? (мы будем вести себя тихо, не кричать,
смотреть под ноги и будем очень внимательными).
Ребята, а на чём нам можно отправиться в путешествие? (Ответы детей) Я
хочу вам предложить отправится в лес на воздушном шаре, для этого вам
необходимо надуть воздушный шар вот так: воспитатель показывает - дети
повторяют. Давайте вместе надуем большой воздушный шар. Полетели.
Ребята, мы с вами оказались в лесу.
Это лес стоит густой,
Нам качает головой. Ветки ласково он тянет
В гости нас зовёт и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес, Полный сказок и чудес!
Никого мы не обидим, Чудеса твои увидим.
Рябята, посмотрите вокруг. Что стало с лесом, почему все листочки такие
яркие, как будто их кто-то разукрасил и одни лежат на земле, а другие весят
на деревьях? (Ответы детей)
Ребята, давайте все вместе назовем время года.(Осень)
Осень - очень красивое время года. Тихо в осеннем лесу, только слышно как
шуршат листья под ногами. Ребята, пройдитесь и послушайте шорох листьев.
Как шуршат листья? (Дети протяжно шшш- шшш-шшш) .
Ребята, вам понравилось летать, как осенние листики?
В: Давайте с вами составим предложения по картинкам. (Показ картинок):
Осенью птицы улетают в теплые края.
Осенью люди собирают урожай.
Осенью животные делают запасы на зиму.
Осенью листья становятся разноцветными и опадают.
Игровое упражнение «Подбери действие».
Осенью листья (что делают?) – желтеют, опадают.
Птицы осенью – улетают.
Урожай осенью – собирают, убирают.
Дождь осенью – идет, моросит.
Деревья осенью – роняют листья.
Листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые. Как можно сказать об
этом одним словом? (Разноцветные).
Разминка «Осенние листики».
Воспитатель: Мы – осенние листики.
На веточках мы сидели. (Дети образуют круг, взявшись за руки).
Подул осенний ветерок. (Дети летают по своим дорожкам).
Все листики устали!
И на полянку в лес прилетели. (Дети садятся на стульчики).
Ребята, вам понравилось летать, как осенние листики?
Ребята, предлагаю собрать осенний букет. У вас у каждого в руках разные
листочки с разных деревьев. Собираем букеты (березовый, дубовый,
кленовый).
Игровое упражнение «Какая бывает осень?» (индивидуальные ответы детей:
тёплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая,
разноцветная)
А теперь расскажите про осеннюю погоду.
Когда идет дождь погода какая? - дождливая.
Когда дует ветер погода какая? – ветреная.
Когда холодно погода какая? - холодная .
Когда пасмурно погода какая? - пасмурная .
Когда сыро погода какая? - сырая .
Когда хмуро погода какая? - хмурая .
Когда ясно погода какая? – ясная.
Ребята, а теперь давайте расскажем, что происходит с приходом осени.
Рассказ об осени с использованием мнемотаблицы:
Наступила осень. Солнце светит, но уже не греет.
Часто идут дожди.
Листья меняют свой цвет и становятся желтыми, красными и опадают.
(листопад).
Животные готовятся к зиме (медведь и ёж впадают в спячку).
Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
В: Молодцы, ребята. Осеннему лесу очень понравилось, что мы очень
хорошо себя вели. Много чего знаем. Ну нам надо возвращаться в детский
сад. Осенний лес дарит нам с вами букеты, которые мы собрали. Давайте
опять надуем воздушный шар и полетим. (Надуваем шар). Полетели.
Ребята, вам понравилось путешествие в осенний лес? Предлагаю в
следующий раз отправится в зимний лес.