Автор: Индира Габибовна Джафарова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЛУЧИК
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Пальчиковые игры
Раздел: дошкольное образование
Джафарова Индира Габибовна
воспитатель
МАДОУ «ДС ЛУЧИК»
г. НОЯБРЬСКА
«Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи
у детей дошкольного возраста».
Аннотация:
Статья
посвящена
пальчиковым
играм,
которые
необходимы для занятий вместе с ребёнком. Тренировать детские пальчики,
совершенствовать
координацию
движений
очень
полезно.
Такие
игры
развивают мелкую моторику — это стимулирует развитие речевых центров.
Выполняя увлекательные задания, малыш разовьёт связную речь, мелкую
моторику, память, а также расширит кругозор и обогатит словарный запас.
Ключевые слова: мелкая моторка, пальчиковые игры, речь, дошкольники,
жесты, развитие, эмоции.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической
психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у
большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в частности - руки,
это общая неготовность большинства современных детей к письму или
проблемы с речевым развитием. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос,
как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как
правильно подготовить его к школе. К сожалению, о проблемах с мелкой
моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это
оборачивается
двойной
нагрузкой
на
ребенка:
кроме
усвоения
новой
информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах
ручку.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в результате
разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая
моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на
развитие, но и подготавливает руку ребенка к графа–моторным навыкам
рисованию и в дальнейшем к письму.
Пальчиковые игры – открытие нашей народной педагогики. За их
кажущейся простотой скрывается огромная педагогическая воспитательная
ценность. Народная педагогика издавна использовала пальчиковые игры в
воспитании
детей.
Пальчиковые
игры
обладают
развивающим,
оздоравливающим воздействием. Они в основном используются в работе с
детьми младшего дошкольного возраста, в то время, как и в старшем
дошкольном возрасте игры с пальчиками не теряют своего развивающего
потенциала. В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры,
сочетающие элементы театрализации и пальчиковые игры (пальчиковый театр).
Виды пальчиковых игр:
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
3. Пальчиковые игры со скороговорками.
4. Пальчиковые игры со стихами.
5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
6. Пальчиковый алфавит.
7. Пальчиковый театр.
8. Театр теней.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
- универсальность - можно играть в любом месте в любое время;
- кратковременность - обычно не более 2-5 минут;
- активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
- невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка
жестов;
- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися
правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных
задач.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт
возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх",
"вниз" и т.д. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
Пальчиковые игры как методическое средство хороши тем, что не
требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без
использования
игрушек,
атрибутов,
но
они
должны
быть
правильно
дозированы. В противном случае игра становится для детей либо не
интересной, либо утомительной. Поэтому пальчиковую гимнастику нужно
проводить в медленном темпе, от одного до трёх раз, сначала одной, затем
другой рукой, а в завершении двумя руками. Проводя пальчиковую игру,
нужно следить за правильной постановкой кисти ребенка и точностью
переключения с одного движения на другое. Если упражнения вызывают у
детей сложность, то нужно помогать ребёнку, удерживать остальные пальчики
от
неправильных
движений.
Указания
должны
быть
спокойными,
доброжелательными и чёткими. В процессе игры у ребёнка развивается
слуховое
внимание,
вырабатывается
координация
движений
как
артикуляционная, так и двигательная.
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие
вызывают
у
детей
оживление,
эмоциональный
подъем
и
оказывают
неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.
В пальчиковых играх дети легко улавливают музыкальность, напевность,
ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость
ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими
движениями под стихотворный текст.
Таким образом, рука связана с личностью человека и в определённой
степени
характеризует
его
психическое
состояние;
человек
пользуется
многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая
свои порывы и чувства, мысли и настроения, воплощая их в жесты. Чтобы
достичь высокого уровня развития мелкой моторики у детей, а, следовательно,
и речи в качестве методического средства могут быть использованы
пальчиковые игры.
Список литературы
1. Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют / М. Г.Борисенко, Н.
А.Лукина.– СПб.: «Паритет»,2003.–144с.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе
детского сада / В. В.Гербова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2009.- 96с.
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада
/ В. В.Гербова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010.- 80с.
4. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского
сада / В. В.Гербова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010.- 144 с.
5. Кузнецова, А. Умные ручки. Пальчиковые игры для малышей / А.
Кузнецова//
6.
Попова Н. Пальчиковые игры как средство развития речи детей
дошкольного возраста