Автор: Бондарович Надежда Андреевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина»
Населённый пункт: г. Улан - Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование П.И.Чайковского как творческой личности"
Раздел: дополнительное образование
«Формирование П.И.Чайковского как творческой личности»
Бондарович Надежда Андреевна
МАУ ДО «Детская школа искусств №1 им.Л.Л. Линховоина» г.Улан-Удэ
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Выдающийся русский композитор Петр Ильич Чайковский родился 25
апреля 1840 года в городе Воткинске в семье директора металлургического 16
завода - инженера. Детство его протекало там же, затем в Волопаевске.
Первые уроки на фортепиано начались еще в детстве. В десяти летнем
возрасте Петра определили в Петербургское училище правоведения, где для
желающих преподавалась музыка. Именно здесь и начались его серьезные
занятия этим видом искусства. Здесь же с друзьями П.И.Чайковский
посещает симфонические концерты, слушает произведения русских и
зарубежных композиторов. Самое сильное впечатление, из услышанных
произведений на него производят оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон
Жуан» В.А.Моцарта.
Позже поступает в музыкальные классы при Русском музыкальном
обществе. Уволившись со службы в Министерстве, композитор целиком
посвящает себя музыке и много сочиняет. П.И.Чайковский поступает в
Петербургскую консерваторию в 1862 году. Его педагогами стали известные
А.Рубинштейн и Н.Заремба, которые сыграли огромную роль в обучении и
воспитании молодого композитора.
Успешно закончив консерваторию в 1868 году, по приглашению директора
Московской консерватории Н.Г.Рубинштейна Петр Ильич становится одним
из первых ее профессоров и начинает педагогическую работу - ведет
композицию,
гармонию,
теорию
музыки,
инструментовку.
На
основе
приобретенного
опыта
педагогической
работы
в
консерватории
П.И.Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению
гармонии» (издано в 1872 году).
В Москве П.И.Чайковский знакомится с выдающимися музыкантами,
артистами и поэтами: А.Н.Островским, В.Ф.Одоевским, А.Н.Плещеевым,
Н.Г.Рубинштейном, Л.Н.Толстым, оказавшись таким образом в центре
музыкальной жизни. Все это сыграло положительную роль в утверждении
принципов
П.И.Чайковского.
Почти
двадцать
лет
преподавал
он
в
консерватории, что сильно его тяготило, так как эта работа забирала
возможность заниматься творчеством и сочинением музыки.
Творчество Петра Ильича Чайковского глубоко национально: он создал
галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной
природы, воспел славное героическое прошлое России. яОсновная идея его
творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни,
воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя эту
борьбу к трагическому завершению (как, например, в «Чародейке», «Пиковой
даме», Шестой симфонии), П.И.Чайковский подчеркивал конечное торжество
светлых, гуманистических идеалов. Слова П.И.Чайковского: «Я — человек,
страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть» — могут
служить эпиграфом ко всему его творчеству. Петр Ильич Чайковский - один
из величайших композиторов в истории музыки, им создано более 80
произведений, в том числе десять опер и три балета, концерты, произведения
для фортепиано, 7 симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая
музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Каждое из созданных им творений представляют ценнейший вклад в
мировую музыкальную культуру. П.И.Чайковский продолжил традиции
М.И.Глинки
и
А.С.Даргомыжского,
выделяясь
среди
композиторов
-
классиков. Его произведения - непревзойденная классика, они бессмертны.
Интонации музыки Петра Ильича Чайковского близки русской народной
песне. Композитор писал: «Что касается вообще русского элемента в моей
музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и
гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства,
с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт
русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех
его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого
слова».
С 1870 года начинается новый период в творчестве П.И.Чайковского. Все
ярче
и
отчетливо
проявляются
трагические
черты
в
произведениях.
Душевная, интимная лирика уступает место трагедии. П.И.Чайковский как
дирижер успешно выступает в Берлине, Женеве, Париже, Америке, Лондоне,
где ему в 1893 году присваивают степень доктора музыки Кембриджского
университета, но вместе с тем он не оставляет и сочинительство. В последние
десять лет своей жизни композитор очень много работает, им написаны
оперы: «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая
красавица» и «Щелкунчик», Серенада для струнного оркестра, «Итальянское
каприччио», Пятая симфония, трагическая Шестая симфония.
В произведениях этого периода все чаще и чаще стал ощущаться контраст
светлых и мрачных образов. Первой симфонией, в которую вошла большая
трагедийная
тема,
стала
-
«Манфред»
(1885).
Все
симфонические
произведения П.И.Чайковский разрабатывает в философском взгляде, где
эмоциональный накал музыки возрастает. Последняя, Шестая симфония - это
кульминация его симфонического творчества, произведение с огромной
силой воздействия.
Последние свои годы П.И.Чайковский жил в Майданове и Клину - под
Москвой, здесь часто собирались его друзья и ученики: Н.Д.Кашкин,
С.И.Танеев и другие. В последнее время Петр Ильич работал по 14 часов в
сутки, так как считал, что вдохновенье – это гостья, которая не любит
посещать
ленивых,
а
муза
посещала
его
постоянно.
Творчество
П.И.Чайковского вобрало в себя все самое лучшее - это достижения
европейской и русской музыкальной культуры. Но он так же и 23 опирался на
русское народное творчество и городской романс.
Музыка композитора принадлежит к явлениям искусства, которые имеют
непреходящее значение в истории культуры всего человечества. Личность
П.И.Чайковского и особые черты его творческой индивидуальности, как
композитора, объясняются жизнью и социальными условиями, в которых
формировался его характер, складывалась творческая судьба. У композитора
были
выдающиеся,
уникальные
врожденные
музыкальные
данные,
а
своеобразным толчком к сочинительству стали для него музыка Вольфганга
Амадея Моцарта и русское народное творчество, которыми он был увлечен с
детства. «Я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким сделали
воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и
действую. Я не изменил себе ни разу - говорил о себе Петр Ильич и этим все
сказано...»
Список литературы:
1.
Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х томах.
Серия «Гений в искусстве», М., «Алгоритм», 1997.
2.
Пророкова С. А. Репин. М.: Молодая гвардия, 1960. 316 с.
3.
Лихачев Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. СПб, 1903. 213
с.
4.
Чайковский П. И. О симфонической музыке. Избранные отрывки из
писем и ста- тей / Под ред. И. Ф. Кунина. М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963. 192 с.
5.
К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки / С
предисловием Покровского М. Н., Т. 1. М. — Пг., 1923. 493 с.
6.
Будяковский
А.
Е.
Жизнь
Петра
Ильича
Чайковского.
СПб:
КультИнформПресс, 2003. 351 с.
7.
Прибегина Г. А. Петр Ильич Чайковский. М.: Музыка, 1972. 220 с.