Напоминание

"Формирование П.И.Чайковского как творческой личности"


Автор: Бондарович Надежда Андреевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина»
Населённый пункт: г. Улан - Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование П.И.Чайковского как творческой личности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Формирование П.И.Чайковского как творческой личности»

Бондарович Надежда Андреевна

МАУ ДО «Детская школа искусств №1 им.Л.Л. Линховоина» г.Улан-Удэ

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Выдающийся русский композитор Петр Ильич Чайковский родился 25

апреля 1840 года в городе Воткинске в семье директора металлургического 16

завода - инженера. Детство его протекало там же, затем в Волопаевске.

Первые уроки на фортепиано начались еще в детстве. В десяти летнем

возрасте Петра определили в Петербургское училище правоведения, где для

желающих преподавалась музыка. Именно здесь и начались его серьезные

занятия этим видом искусства. Здесь же с друзьями П.И.Чайковский

посещает симфонические концерты, слушает произведения русских и

зарубежных композиторов. Самое сильное впечатление, из услышанных

произведений на него производят оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон

Жуан» В.А.Моцарта.

Позже поступает в музыкальные классы при Русском музыкальном

обществе. Уволившись со службы в Министерстве, композитор целиком

посвящает себя музыке и много сочиняет. П.И.Чайковский поступает в

Петербургскую консерваторию в 1862 году. Его педагогами стали известные

А.Рубинштейн и Н.Заремба, которые сыграли огромную роль в обучении и

воспитании молодого композитора.

Успешно закончив консерваторию в 1868 году, по приглашению директора

Московской консерватории Н.Г.Рубинштейна Петр Ильич становится одним

из первых ее профессоров и начинает педагогическую работу - ведет

композицию,

гармонию,

теорию

музыки,

инструментовку.

На

основе

приобретенного

опыта

педагогической

работы

в

консерватории

П.И.Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению

гармонии» (издано в 1872 году).

В Москве П.И.Чайковский знакомится с выдающимися музыкантами,

артистами и поэтами: А.Н.Островским, В.Ф.Одоевским, А.Н.Плещеевым,

Н.Г.Рубинштейном, Л.Н.Толстым, оказавшись таким образом в центре

музыкальной жизни. Все это сыграло положительную роль в утверждении

принципов

П.И.Чайковского.

Почти

двадцать

лет

преподавал

он

в

консерватории, что сильно его тяготило, так как эта работа забирала

возможность заниматься творчеством и сочинением музыки.

Творчество Петра Ильича Чайковского глубоко национально: он создал

галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной

природы, воспел славное героическое прошлое России. яОсновная идея его

творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни,

воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя эту

борьбу к трагическому завершению (как, например, в «Чародейке», «Пиковой

даме», Шестой симфонии), П.И.Чайковский подчеркивал конечное торжество

светлых, гуманистических идеалов. Слова П.И.Чайковского: «Я — человек,

страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть» — могут

служить эпиграфом ко всему его творчеству. Петр Ильич Чайковский - один

из величайших композиторов в истории музыки, им создано более 80

произведений, в том числе десять опер и три балета, концерты, произведения

для фортепиано, 7 симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая

музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Каждое из созданных им творений представляют ценнейший вклад в

мировую музыкальную культуру. П.И.Чайковский продолжил традиции

М.И.Глинки

и

А.С.Даргомыжского,

выделяясь

среди

композиторов

-

классиков. Его произведения - непревзойденная классика, они бессмертны.

Интонации музыки Петра Ильича Чайковского близки русской народной

песне. Композитор писал: «Что касается вообще русского элемента в моей

музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и

гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства,

с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт

русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех

его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого

слова».

С 1870 года начинается новый период в творчестве П.И.Чайковского. Все

ярче

и

отчетливо

проявляются

трагические

черты

в

произведениях.

Душевная, интимная лирика уступает место трагедии. П.И.Чайковский как

дирижер успешно выступает в Берлине, Женеве, Париже, Америке, Лондоне,

где ему в 1893 году присваивают степень доктора музыки Кембриджского

университета, но вместе с тем он не оставляет и сочинительство. В последние

десять лет своей жизни композитор очень много работает, им написаны

оперы: «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая

красавица» и «Щелкунчик», Серенада для струнного оркестра, «Итальянское

каприччио», Пятая симфония, трагическая Шестая симфония.

В произведениях этого периода все чаще и чаще стал ощущаться контраст

светлых и мрачных образов. Первой симфонией, в которую вошла большая

трагедийная

тема,

стала

-

«Манфред»

(1885).

Все

симфонические

произведения П.И.Чайковский разрабатывает в философском взгляде, где

эмоциональный накал музыки возрастает. Последняя, Шестая симфония - это

кульминация его симфонического творчества, произведение с огромной

силой воздействия.

Последние свои годы П.И.Чайковский жил в Майданове и Клину - под

Москвой, здесь часто собирались его друзья и ученики: Н.Д.Кашкин,

С.И.Танеев и другие. В последнее время Петр Ильич работал по 14 часов в

сутки, так как считал, что вдохновенье – это гостья, которая не любит

посещать

ленивых,

а

муза

посещала

его

постоянно.

Творчество

П.И.Чайковского вобрало в себя все самое лучшее - это достижения

европейской и русской музыкальной культуры. Но он так же и 23 опирался на

русское народное творчество и городской романс.

Музыка композитора принадлежит к явлениям искусства, которые имеют

непреходящее значение в истории культуры всего человечества. Личность

П.И.Чайковского и особые черты его творческой индивидуальности, как

композитора, объясняются жизнью и социальными условиями, в которых

формировался его характер, складывалась творческая судьба. У композитора

были

выдающиеся,

уникальные

врожденные

музыкальные

данные,

а

своеобразным толчком к сочинительству стали для него музыка Вольфганга

Амадея Моцарта и русское народное творчество, которыми он был увлечен с

детства. «Я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким сделали

воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и

действую. Я не изменил себе ни разу - говорил о себе Петр Ильич и этим все

сказано...»

Список литературы:

1.

Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х томах.

Серия «Гений в искусстве», М., «Алгоритм», 1997.

2.

Пророкова С. А. Репин. М.: Молодая гвардия, 1960. 316 с.

3.

Лихачев Н. П. Дело о приезде в Москву А. Поссевино. СПб, 1903. 213

с.

4.

Чайковский П. И. О симфонической музыке. Избранные отрывки из

писем и ста- тей / Под ред. И. Ф. Кунина. М.: Государственное

музыкальное издательство, 1963. 192 с.

5.

К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки / С

предисловием Покровского М. Н., Т. 1. М. — Пг., 1923. 493 с.

6.

Будяковский

А.

Е.

Жизнь

Петра

Ильича

Чайковского.

СПб:

КультИнформПресс, 2003. 351 с.

7.

Прибегина Г. А. Петр Ильич Чайковский. М.: Музыка, 1972. 220 с.



В раздел образования