Автор: Инкляс Мария Вячеславна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №219
Населённый пункт: Г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи у детей.
Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической
философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве
общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Такой подход
отражается в понимании процесса освоения языка как сложной человеческой деятельности, в ходе
которой приобретаются знания, формируются умения, развивается личность.
Знание методологических основ необходимо для понимания сущности онтогенеза речи и отсюда –
для определения общей направленности педагогического воздействия на детей и, наконец, для
понимания более частных методических вопросов.
Важнейшим, значимым для методики положением является то, что язык – это продукт
общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система
социальных отношений, культура в широком смысле.
Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания.
Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и
мышление.
В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи
обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира.
Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие
мыслительных способностей ребенка.
Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к
содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как средству выражения,
методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект
исследования – педагогический процесс детского сада. Являясь частной дидактикой, методика
использует основные понятия и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы
обучения, их классификация, дидактический материал и др.), а также ее положения, касающиеся
закономерностей, принципов, средств, методов. Так, дидактическим принципам доступности,
последовательности и систематичности, развивающего обучения и др. должны соответствовать
задачи, содержание, отбор методов и приемов развития речи. формирования и существования
мысли, к целостному развитию всех Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь,
необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру
речевого поведения.
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских
представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых
действий, качеств, результатов труда.
таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы
определяют содержание и уровень речи детей.
Однако анализ практики показывает, что не все воспитатели умеют организовать и использовать
общение в интересах развития речи детей. Широко распространен авторитарный стиль общения, в
котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный
характер, лишено личностного смысла