Напоминание

Развитие речи детей дошкольного возраста


Автор: Инкляс Мария Вячеславна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №219
Населённый пункт: Г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи у детей.

Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической

философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве

общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Такой подход

отражается в понимании процесса освоения языка как сложной человеческой деятельности, в ходе

которой приобретаются знания, формируются умения, развивается личность.

Знание методологических основ необходимо для понимания сущности онтогенеза речи и отсюда –

для определения общей направленности педагогического воздействия на детей и, наконец, для

понимания более частных методических вопросов.

Важнейшим, значимым для методики положением является то, что язык – это продукт

общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система

социальных отношений, культура в широком смысле.

Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания.

Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и

мышление.

В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи

обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира.

Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие

мыслительных способностей ребенка.

Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к

содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как средству выражения,

методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект

исследования – педагогический процесс детского сада. Являясь частной дидактикой, методика

использует основные понятия и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы

обучения, их классификация, дидактический материал и др.), а также ее положения, касающиеся

закономерностей, принципов, средств, методов. Так, дидактическим принципам доступности,

последовательности и систематичности, развивающего обучения и др. должны соответствовать

задачи, содержание, отбор методов и приемов развития речи. формирования и существования

мысли, к целостному развитию всех Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь,

необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру

речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских

представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых

действий, качеств, результатов труда.

таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы

определяют содержание и уровень речи детей.

Однако анализ практики показывает, что не все воспитатели умеют организовать и использовать

общение в интересах развития речи детей. Широко распространен авторитарный стиль общения, в

котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный

характер, лишено личностного смысла



В раздел образования