Напоминание

"Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством сказки и русского фольклораа


Авторы: Асташова Оксана Валентиновна, Оксана Валентиновна Асташова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №29 "Сказка"
Населённый пункт: Мурманская область, город Ковдор,
Наименование материала: Проект
Тема: "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством сказки и русского фольклораа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект в группе раннего возраста по теме:

«"Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством

сказки и русского фольклора".

Дошкольное

учреждение

– первое и самое ответственное

звено в общей

системе

народного

образования.

Дошкольный

возраст

является

наиболее

важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно

речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями

успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и

других видов деятельности.

Ребенок приходит в мир...Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и

воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской,

научить

его

радоваться

жизни,

доброжелательному

отношению

со

сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира

во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а

позднее и создавая все условия для его самостоятельной

игры. Игра для

ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни

человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский

фольклор и сказки.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет

важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют

важнейшее

значение

в становлении

и

развитии

личности

каждого вновь

появившегося

на

свет

человека,

освоение

им

культурных

богатств,

предшествующих

поколений.

Они необходимы

ребенку для выражения

в

художественной

форме

своего

особого

видения

мира

порожденного

возрастными

психологическими

особенностями.

Эти

возрастные

психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром,

со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от

рождения до отрочества.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие

способы

создания

определенных

взаимоотношений

со

взрослым

при

убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение

многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают

ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый

легко

устанавливает

с

ребенком

эмоциональный

контакт,

эмоциональное

общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные

образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время

оказывают

на

него

свое

воспитательное

воздействие.

Незатейливые

по

содержанию

и простые

по форме малые

формы народного

поэтического

творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору? Пестушки – песенки, которыми

сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы

(солнц, ветру, дождю, снегу,

радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения

ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно

обучающие детей правильной

и

чистой речи.

Дразнилки

веселые,

шутливые,

кратко

и

метко

называющие

какие-то

смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки,

шутки,

перевертыши

забавные

песенки,

которые

своей

необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых

первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора,

с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому,

использование

фольклора

имеет

огромное

значение

в

жизни

малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес.

В настоящее

время существует

проблема: недостаточные

навыки речевой

деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в

детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные

эмоции.

Поэтому

возросла

необходимость

заниматься

проблемами

речи

и

общим

развитием

ребенка.

Одной из современных

технологий,

направленных

на

развитие речи является сказка.

Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков

сказки

меняются,

но

всегда

неизменными

остаются

народные

мечты,

представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает,

что

дети

лучше,

чем

взрослые,

чувствуют

притягательную

силу

сказки.

Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет:

«На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в

наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду

духовного озарения, которое дарит нам сказка».

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка

не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок,

который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту

сказки.

Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или

развлекают

малыша, но способны еще преподать

ему множество уроков:

воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.

Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка

оживает

без

всякого волшебства.

Предложить

ребенку

разыграть

сюжет,

проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если

маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть

сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие

порывы.

Развитие

ребенка,

обучение

его

с

помощью

сказки

это

раскрепощение, это развитие речи.

Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень

хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он

послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть

уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии

с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов,

мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога

взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности

ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи

детей.

«Программа воспитания и обучения в детском саду нацеливает нас на широкое

использование

произведений

народного творчества в работе по развитию

речи, а также на воспитании доброжелательности, заботливого отношения

друг к другу. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный

метод,

который

можно

использовать

в

нашей

работе.

Исходя

из

этого,

разработали

проект

«Развитие

речи

детей

раннего

дошкольного

возраста

посредством сказкотерапии и русского фольклора ».

Проект

составлен

по

примерной

общеобразовательной

программе

дошкольного образования под редакцией М.С. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2017 г.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Проект «Развитие

речи детей раннего

дошкольного возраста с помощью

сказкотерапии и русского фольклора» рассчитан на 2023-2024 год.

Важный принцип этого проекта – интеграция, определяемая взаимосвязью и

взаимопроникновением

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Художественно-эстетическое

развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через

сказку и русский фольклор.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Развивать речевую активность у детей.

Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать

словарь, воспитывать интерес к живому слову.

Развивать

у

детей

память,

коммуникативные

навыки,

воображение

и

выразительность речи.

Учить

детей

эмоционально

воспринимать

содержание

литературного

произведения.

Предполагаемый результат:

- создание условий для обогащения знаний русских народных сказок.

- воспитание у детей любовь к родному краю, красоте природы;

- умение запоминать стихи и сказки.

- развитие интереса и любови к фольклору.

Подготовительный этап сентябрь - октябрь 2023 год.

(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта).

• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к

участию в данном проекте.

• Подбор и изучение литературы по теме проекта.

• Постановка цели и задач, составление плана работы.

• Анкетирование родителей.

• Составление перспективного плана.

• Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики.

Основной этап реализации ноябрь - апрель 2023-2024 учебный год.

• Совместная деятельность педагога с детьми.

• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.

• Обогащение развивающей среды.

• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм.

• Активизация работы с детьми и их родителями.

• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта

Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.

Заключительный этап май 2024 учебный год.

Обобщение

результатов

работы

и

их

анализ,

родительское

собрание,

фотоотчет.

Форма работы с детьми

Цели

Дата проведения

Чтение сказки

«Колобок» с

рассматриванием

иллюстраций

Чтение потешки

«Ладушки –

ладушки…»

Дидактические и

подвижные игры.

Познакомить с

персонажами сказки,

вызвать интерес и

желание запомнить

сюжет сказки.

Развивать мелкую

моторику рук.

Октябрь

Чтение сказки

«Курочка ряба» с

рассматриванием

иллюстраций.

Чтение потешек.

Пальчиковая

гимнастика.

Подвижные игры.

Познакомить с

персонажами сказки,

вызвать интерес и

желание запомнить.

Развивать мелкую

моторику рук.

Ноябрь

Чтение сказки

«Теремок» с

рассматриванием

иллюстраций.

Чтение потешек,

считалочек

Пальчиковая

гимнастика

Артикуляционная

гимнастика

Дидактические,

подвижные игры

Познакомить с

персонажами сказки,

вызвать интерес и

желание запомнить.

Декабрь

Просмотр мультфильма

по сказке «Колобок»

Чтение потешек, шуток,

считалочек

Пальчиковая

гимнастика

Артикуляционная

гимнастика

Подвижные,

дидактические игры

Вызвать интерес и

внимание.

Январь

Просмотр мультфильма

«Курочка Ряба»

Чтение стихов и

потешек по привитию

культурно –

гигиенических навыков

Артикуляционная,

пальчиковая

гимнастика

Подвижные игры

Вызвать интерес и

внимание.

Объяснить в игровой

форме

последовательность

умывания, как

пользоваться

полотенцем…

Февраль

Просмотр мультфильма

«Теремок»

Подборка музыкальных

игр – потешек для

детей раннего возраста;

Артикуляционная

гимнастика

Подвижные,

дидактические игры

Вызвать интерес и

внимание. Желание

запомнить героев

сказки.

Логоритмические

упражнения

Март

Заучивание потешки

«Киска – киска,

брысь…»

Показ сказки

«Колобок» на

фланелеграфе, театр Би

–Ба- Бо, кукольный

театр…

Подвижные

дидактические игры

Артикуляционная,

пальчиковая

гимнастика

Учить детей

декламировать потешку

самостоятельно.

Вызвать интерес и

внимание. Желание

запомнить героев

сказки.

Апрель

Подведение итогов.

Май



В раздел образования