Авторы: Асташова Оксана Валентиновна, Оксана Валентиновна Асташова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №29 "Сказка"
Населённый пункт: Мурманская область, город Ковдор,
Наименование материала: Проект
Тема: "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством сказки и русского фольклораа
Раздел: дошкольное образование
Проект в группе раннего возраста по теме:
«"Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством
сказки и русского фольклора".
Дошкольное
учреждение
– первое и самое ответственное
звено в общей
системе
народного
образования.
Дошкольный
возраст
является
наиболее
важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно
речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями
успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и
других видов деятельности.
Ребенок приходит в мир...Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и
воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской,
научить
его
радоваться
жизни,
доброжелательному
отношению
со
сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира
во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а
позднее и создавая все условия для его самостоятельной
игры. Игра для
ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни
человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский
фольклор и сказки.
Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет
важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют
важнейшее
значение
в становлении
и
развитии
личности
каждого вновь
появившегося
на
свет
человека,
освоение
им
культурных
богатств,
предшествующих
поколений.
Они необходимы
ребенку для выражения
в
художественной
форме
своего
особого
видения
мира
порожденного
возрастными
психологическими
особенностями.
Эти
возрастные
психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром,
со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от
рождения до отрочества.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие
способы
создания
определенных
взаимоотношений
со
взрослым
при
убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение
многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают
ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый
легко
устанавливает
с
ребенком
эмоциональный
контакт,
эмоциональное
общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные
образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время
оказывают
на
него
свое
воспитательное
воздействие.
Незатейливые
по
содержанию
и простые
по форме малые
формы народного
поэтического
творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору? Пестушки – песенки, которыми
сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы
(солнц, ветру, дождю, снегу,
радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения
ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно
обучающие детей правильной
и
чистой речи.
Дразнилки
–
веселые,
шутливые,
кратко
и
метко
называющие
какие-то
смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки,
шутки,
перевертыши
–
забавные
песенки,
которые
своей
необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых
первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора,
с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Поэтому,
использование
фольклора
имеет
огромное
значение
в
жизни
малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес.
В настоящее
время существует
проблема: недостаточные
навыки речевой
деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в
детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные
эмоции.
Поэтому
возросла
необходимость
заниматься
проблемами
речи
и
общим
развитием
ребенка.
Одной из современных
технологий,
направленных
на
развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков
сказки
меняются,
но
всегда
неизменными
остаются
народные
мечты,
представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает,
что
дети
лучше,
чем
взрослые,
чувствуют
притягательную
силу
сказки.
Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет:
«На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в
наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду
духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка
не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок,
который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту
сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или
развлекают
малыша, но способны еще преподать
ему множество уроков:
воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка
оживает
без
всякого волшебства.
Предложить
ребенку
разыграть
сюжет,
проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если
маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть
сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие
порывы.
Развитие
ребенка,
обучение
его
с
помощью
сказки
–
это
раскрепощение, это развитие речи.
Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень
хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он
послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть
уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии
с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов,
мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога
взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности
ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи
детей.
«Программа воспитания и обучения в детском саду нацеливает нас на широкое
использование
произведений
народного творчества в работе по развитию
речи, а также на воспитании доброжелательности, заботливого отношения
друг к другу. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный
метод,
который
можно
использовать
в
нашей
работе.
Исходя
из
этого,
разработали
проект
«Развитие
речи
детей
раннего
дошкольного
возраста
посредством сказкотерапии и русского фольклора ».
Проект
составлен
по
примерной
общеобразовательной
программе
дошкольного образования под редакцией М.С. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2017 г.
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Проект «Развитие
речи детей раннего
дошкольного возраста с помощью
сказкотерапии и русского фольклора» рассчитан на 2023-2024 год.
Важный принцип этого проекта – интеграция, определяемая взаимосвязью и
взаимопроникновением
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через
сказку и русский фольклор.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Развивать речевую активность у детей.
Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать
словарь, воспитывать интерес к живому слову.
Развивать
у
детей
память,
коммуникативные
навыки,
воображение
и
выразительность речи.
Учить
детей
эмоционально
воспринимать
содержание
литературного
произведения.
Предполагаемый результат:
- создание условий для обогащения знаний русских народных сказок.
- воспитание у детей любовь к родному краю, красоте природы;
- умение запоминать стихи и сказки.
- развитие интереса и любови к фольклору.
Подготовительный этап сентябрь - октябрь 2023 год.
(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта).
• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к
участию в данном проекте.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана работы.
• Анкетирование родителей.
• Составление перспективного плана.
• Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики.
Основной этап реализации ноябрь - апрель 2023-2024 учебный год.
• Совместная деятельность педагога с детьми.
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
• Обогащение развивающей среды.
• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм.
• Активизация работы с детьми и их родителями.
• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта
Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
Заключительный этап май 2024 учебный год.
Обобщение
результатов
работы
и
их
анализ,
родительское
собрание,
фотоотчет.
Форма работы с детьми
Цели
Дата проведения
Чтение сказки
«Колобок» с
рассматриванием
иллюстраций
Чтение потешки
«Ладушки –
ладушки…»
Дидактические и
подвижные игры.
Познакомить с
персонажами сказки,
вызвать интерес и
желание запомнить
сюжет сказки.
Развивать мелкую
моторику рук.
Октябрь
Чтение сказки
«Курочка ряба» с
рассматриванием
иллюстраций.
Чтение потешек.
Пальчиковая
гимнастика.
Подвижные игры.
Познакомить с
персонажами сказки,
вызвать интерес и
желание запомнить.
Развивать мелкую
моторику рук.
Ноябрь
Чтение сказки
«Теремок» с
рассматриванием
иллюстраций.
Чтение потешек,
считалочек
Пальчиковая
гимнастика
Артикуляционная
гимнастика
Дидактические,
подвижные игры
Познакомить с
персонажами сказки,
вызвать интерес и
желание запомнить.
Декабрь
Просмотр мультфильма
по сказке «Колобок»
Чтение потешек, шуток,
считалочек
Пальчиковая
гимнастика
Артикуляционная
гимнастика
Подвижные,
дидактические игры
Вызвать интерес и
внимание.
Январь
Просмотр мультфильма
«Курочка Ряба»
Чтение стихов и
потешек по привитию
культурно –
гигиенических навыков
Артикуляционная,
пальчиковая
гимнастика
Подвижные игры
Вызвать интерес и
внимание.
Объяснить в игровой
форме
последовательность
умывания, как
пользоваться
полотенцем…
Февраль
Просмотр мультфильма
«Теремок»
Подборка музыкальных
игр – потешек для
детей раннего возраста;
Артикуляционная
гимнастика
Подвижные,
дидактические игры
Вызвать интерес и
внимание. Желание
запомнить героев
сказки.
Логоритмические
упражнения
Март
Заучивание потешки
«Киска – киска,
брысь…»
Показ сказки
«Колобок» на
фланелеграфе, театр Би
–Ба- Бо, кукольный
театр…
Подвижные
дидактические игры
Артикуляционная,
пальчиковая
гимнастика
Учить детей
декламировать потешку
самостоятельно.
Вызвать интерес и
внимание. Желание
запомнить героев
сказки.
Апрель
Подведение итогов.
Май